Минсельхоз предложил разрешить рекламу тотализаторов в спортивных СМИ

Сейчас в спортивных печатных изданиях и при трансляции матчей, гонок и боев разрешена только реклама основанных на риске игр и пари, организованных букмекерскими конторами. Тотализаторы, которые с сентября прошлого года используют только на скачках на ипподроме, рекламировать нельзя. В Минсельхозе предлагают снять этот запрет. Соответствующий законопроект ведомство планирует подготовить к марту и в случае одобрения кабмином внести в Госдуму в сентябре.

Минсельхоз предложил разрешить рекламу тотализаторов в спортивных СМИ
© Парламентская газета

Рекламировать можно только букмекерские конторы

До 2017 года рекламу букмекерских контор на телевидении и радио разрешали исключительно с 22:00 до 7:00. Затем её легализовали во время трансляции соревнований в прямом эфире и в записи. Общая продолжительность таких роликов не должна быть больше 20 процентов от всей рекламы, которую показывают в матче.

Также букмекерам позволили продвигать свои услуги в специализированных спортивных изданиях, в том числе сетевых, и на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций. Организаторов других азартных игр ограничили периодическими печатными изданиями, предназначенными для работников игорного бизнеса или любителей таких развлечений. При этом распространять эти СМИ можно только в игорных зонах.

А вот реклама тотализаторов на телевидении и радио запрещена. В связи с этим в Правительстве предлагают обновить статью 27 Закона «О рекламе» и снять существующий запрет. Это предложение дорабатывают в Минсельхозе: по мнению ведомства корректировка законодательства в отношении рекламы тотализаторов поможет развитию национального конного спорта и поддержит жизнеспособность отечественных ипподромов и 27 государственных конных организаций. 

Как пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе Минсельхоза, проект не предполагает полного снятия запрета на рекламу конного тотализатора. «Он позволит размещать рекламу во время трансляций спортивных соревнований, в специализированных печатных изданиях и на их сайтах, в эфире телеканалов отраслевой направленности, в спортивных сооружениях, на территории ипподромов, а также на спортивной форме и экипировке», — говорится в ответе ведомства на запрос газеты.

Если проект будет принят, то появятся дополнительные внебюджетные деньги на ремонт ипподромов и конюшен, селекционное улучшение пород, на популяризацию бегов, скачек и увеличение призовых сумм, разыгрываемых на тотализаторе, считают в Минсельхозе. Кстати, в Правительстве обсуждают также возможность разработки законопроекта «О национальном конном тотализаторе», который может быть организован под управлением государства.

Согласно плану законопроектной работы кабмина, до марта 2021 года Минсельхоз совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должен доработать проект и представить в Правительство. В сентябре документ могут внести на рассмотрение Госдумы.

Зачем брать деньги из кармана болельщиков

В Госдуме на предложение Минсельхоза отнеслись неоднозначно. Не стоит брать средства на развитие конного спорта из кармана граждан, считает первый зампредседателя думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев. «Реклама тотализаторов не самое лучшее предложение в условиях пандемии, когда сократились реальные доходы населения», — сказал депутат «Парламентской газете». Он подчеркнул, что ипподромы должны быть коммерчески самодостаточными, а если отрасль испытывает проблемы из-за пандемии, можно предоставить ей господдержку.

«Скачки как отрасль стимулируют развитие конного спорта, разведение элитных пород. Здесь можно говорить о помощи в виде льготных кредитов с низкой процентной ставкой, — отметил Гутенев. — Но увеличивать интерес наших граждан к тотализаторам не нужно — это азартные игры, в которых люди рискуют потерять деньги».

Член Комитета Госдумы по физкультуре и спорту, бывший боксер Дмитрий Пирог в целом поддерживает идею законопроекта. «Расширение рекламной деятельности в области скачек не несет существенных социальных рисков, — уверен парламентарий. — Как вид спорта скачки занимают особую нишу, люди и сейчас делают ставки на конном тотализаторе. Реклама тотализатора нацелена на ещё более узкую общественную группу, чем реклама ставок в букмекерских конторах на футбол или хоккей». Но при этом крайне важно контролировать, на что будут расходовать средства, полученные от такой рекламы. Они должны идти не только на конный спорт, но и на развитие коневодства, подчеркнул Дмитрий Пирог.

Справка

Чем тотализатор отличается от букмекерской конторы

Тотализатор возник ещё в Римской империи, задолго до букмекерских контор. В наше время он превратился в площадку, на которой проводится розыгрыш денег, поставленных участниками. Вся эта сумма после окончания скачек распределяется между угадавшими результаты забегов.

Букмекерские конторы возникли на основе тотализаторов. В них игра также строится на основе ставок на результаты определённого спортивного события. Но в отличие от тотализатора в конторах предоставляются коэффициенты и игрок заранее знает сумму возможного выигрыша. Игра на тотализаторе не даёт возможность знать потенциальный выигрыш, но можно выиграть джек-пот, если угадать все результаты. Профессиональные игроки зарабатывают на букмекерах, а тотализатор подходит для игроков-любителей, так как даёт возможность выиграть сразу много, рискуя малой суммой, и не требует сложных прогнозов для расчёта выигрыша.