Чемпионат мира по хоккею усилит экономические проблемы Прибалтики
Проведение чемпионата мира по хоккею в Латвии и Литве проблематично, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
Лишение Белоруссии ЧМ по хоккею привело к проблемам
Литва направила письма в Международную федерацию хоккея (ИИХФ) о намерении принять матчи чемпионата мира по хоккею-2021.
Данный турнир должен был пройти в Латвии и Белоруссии, но истерия, последовавшая после белорусских выборов 8 августа, привела к тому, что Минск был лишен ИИХФ права на проведение чемпионата.
В качестве причины была названа безопасность, но нет сомнений в политически-мотивированном решении.
Белоруссия оказалась в сложной ситуации, так что такой поворот событий ожидался, но амбиции литовцев и латышей выглядят странно. Они логичны политически – Литва активно вмешивается во внутренние дела Белоруссии и реализует проект Светланы Тихановской, но экономически они не обоснованы.
Президент Латвийской федерации хоккея Айгар Калвитис сообщил, что для проведения матчей двух групп и плей-офф в Риге необходимо дополнительное финансирование в несколько миллионов евро.
Большая половина турнира должна была пройти в Белоруссии, а для Латвии дополнительная нагрузка явно не по карману. Есть вопросы по инфраструктуре: в Латвии существует только построенная к чемпионату мира по хоккею 2006 года «Арена Рига».
Что касается Литвы, то участие данной страны в турнире нецелесообразно.
Литовская сборная барражирует между вторым и третьим дивизионами мирового хоккея, а капитаном команды числится «пенсионер» Дайнюс Зубрус. Литовец выступал за сборную России на Кубке мира-2004 года и в 42 года остается в Литве лучшим хоккеистом.
В истории не было прецедентов, чтобы турнир принимала страна, не представленная в списке участников. Можно предположить, что в случае согласия ИИХФ литовцы запросят заменить белорусскую команду на свою.
Вряд ли ИИХФ на такое пойдет: во-первых, это вызовет скандал, а во-вторых, есть сомнения в способности Литвы к проведению соревнования такого уровня: в стране нет элитного хоккея, пусть и в Вильнюсе существует арена Siemens, которую можно переоборудовать.
Главный вопрос в финансах: чемпионат мира скорее всего пройдет без зрителей.
В экономическом плане Латвии делалась ставка на приезд иностранных болельщиков, без них турнир станет убыточным для стран-организаторов, так что рвение Риги и Вильнюса входит в противоречие с экономической ситуацией в Прибалтике.
Литва является главным получателем дотаций в ЕС, а ее экономика сильно пострадала от «коронакризиса».
Латышам нужен партнер
«Кризис сказался на Прибалтике, в регионе произошел спад ВВП. По Литве приводят разные цифры: от 6% до 4%. Они разнятся из-за того, что их генерируют несколько сил: шведские и национальные банки, ЕС и правительство», - заключает Оленченко.
Независимо от «коронакризиса» прибалты постоянно нуждаются в деньгах: это было до пандемии и будет после нее.
С 2004 по 2016 годы Латвия, Литва и Эстония получили от ЕС от 33 млрд долларов, а внесли в европейский бюджет 7 млрд евро. В новом бюджетном плане на 2021-2027 годы объем дотаций прибалтам был снова увеличен.
В такой ситуации хоккейные амбиции Литвы и Латвии выглядят странно, учитывая отсутствие средств у данных государств.
«Несмотря на то, что Прибалтика находится в составе Евросоюза уже пятнадцать лет, она имеет статус нетто-получателя дотаций. Все это накладывается на ситуацию, сложившуюся вокруг хоккейного чемпионата мира. Латвия должна была сыграть в нем вспомогательную роль, потому что основные действия планировались на Белоруссию», - констатирует Оленченко.
На чемпионате мира шестнадцать лучших команды делятся не две группы, которые играют между собой круговой турнир.
Лучшие четыре команды выходят в плей-офф. По плану группы должны были быть разделены между Белоруссией и Латвией, а игры на вылет кроме двух четвертьфиналов организаторы хотели провести на пятнадцатитысячной «Минск-Арене».
Теперь прибалтам надо дополнительно провести 28 матчей в группе и 6 матчей в плей-офф. Эти встречи не принесут дохода, но потребуют значительных инвестиций в обеспечение турнира.
«Прибалты рассчитывают на то, что проведение турнира профинансируют ИИХФ и спонсоры. Их два – фирмы Nivea, а второй является Skoda, которая входит в концерн Volkswagen. Однако есть и объективные ограничения – в Риге только один стадион, пригодный для проведения таких мероприятий, и его явно недостаточно», - резюмирует Оленченко.
Придется играть либо по пять матчей в день, либо растягивать турнир по срокам, на что в ИИХФ и национальных федерациях не пойдут. Из-за этого начался поиск второй страны: сначала предлагали Данию, а теперь вылезли литовцы.
«В Литве такая же ситуация, как и в Латвии. Мы видим непомерные амбиции и узкие условия для их реализации. Литовцы пытаются себя пропарить и вновь получить со стороны какие-то деньги. Не надо забывать и про популизм: за решением ИИХФ отобрать у Минска турнир стоят не хоккейные власти, а внешние силы», - заключает Оленченко.
Интерес к дестабилизации ситуации в Минске проявляли ЕС и США, а прибалты им активно в этом подыгрывают.