Как в Петербурге создается самая большая арена в мире для ЧМ по хоккею
Две ледовых арены для одного чемпионата Решение о реконструкции СКК было принято после того, как в мае 2019 года объявили о проведении в Санкт-Петербурге чемпионат мира по хоккею в 2023 году. При этом в 2016 году город уже принимал ЧМ по хоккею. Тогда игры прошли на арене реконструированного за 1,1 млрд рублей дворца спорта «Юбилейный», поэтому выбор СКК для проведения ЧМ до сих пор вызывает недоумение экспертов. «Никакого внятного объяснения, почему был выбран СКК для ЧМ дано не было», - рассказал «ФедералПресс» глава экспертной группы комиссии Заксобрания по городскому хозяйству Александр Карпов. Чтобы подготовить СКК к чемпионату, правительство Санкт-Петербурга 15 января 2020 года подписало концессионное соглашение с компанией «СКА Арена». За 25 млрд рублей инвестор обещал реконструировать спортивный комплекс и обустроить прилегающую площадь. Город должен был вложить 10 млрд рублей. Но сметная стоимость резко выросла до 37 млрд рублей. Правда, в «СКА Арене» успокаивали на этот счет: город все равно не заплатит больше оговоренных 10 млрд рублей, остальное - забота концессионера. Проект реконструкции СКК инвестор направил в Главгосэкспертизу еще в сентябре прошлого года. Но заключение на него до сих пор не получено. «Рассмотрение экспертизы проектной документации продлено до 26 февраля. Это связано с уникальностью чаши Арены и предложенным проектировщиками вариантом размещения трибун, которые должны обеспечивать максимальный обзор на матчах и концертах. Данное решение потребовало дополнительных расчётов», - пояснили «ФедералПресс» в «СКА Арене», добавив, что стадион проектируется в рамках статуса самой большой хоккейной арены в мире. СКК «Петербургский» до реконструкции, фото:ru.wikipedia.org Обещали сохранить облик После заключения концессионного соглашения в декабре 2019 года на слушаниях по проекту реконструкции комплекса власти города отмечали, что работы будут проводиться с учетом мнения жителей и обещали сохранить узнаваемый облик СКК. Однако в итоге было принято прямо противоположное решение. «Было очень сильное административное давление. Застройщик, обладающий высокой административной поддержкой на федеральном уровне, не посчитался ни с решением Градсовета, ни с позицией Союза архитекторов, ни тем более позицией ВООПиК, и на протесты жителей тоже никак не реагировал. Была поставлена задача продавить снос здания», - считает заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов. Часть активно настроенных жителей, городское отделение ВООПИиК и Союз архитекторов в марте 2019 года подали заявку в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) о включении СКК в список объектов культурного наследия, это позволило бы сохранить объект в первозданном виде. КГИОП тогда отклонил заявку, поскольку на тот момент зданию еще не исполнилось 40 лет - до этого возраста статус не присваивается. В организации отметили, что к рассмотрению заявки можно будет вернуться после 31 января 2020 года (в день, когда исполнится 40 лет с момента ввода комплекса в эксплуатацию). Разрушили вместо реконструкции Но события развернулись иначе. Именно 31 января 2020 года подрядчики приступили к демонтажу кровли СКК. Подразумевалось, что в рамках реконструкции демонтируют лишь часть конструктивных элементов. Но из-за грубых нарушений строительных норм и правил охраны труда, в которых СК позже обвинил субподрядную организацию, при проведении этих работ обрушилось 80 % конструкций стен и кровли, погиб рабочий. Момент обрушения, который попал на видео, надолго останется черным пятном в истории архитектуры Петербурга. 28 января 2021 года, было объявлено о завершении расследования уголовного дела, представители субподрядчика признали свою вину. Но здание СКК уже было практически разрушено и не подлежало восстановлению. «Это было очень передовое решение по тем временам – натянутая мембрана в качестве кровли, что и было отмечено международными премиями. Это был памятник инженерной мысли, и его разрушение в значительной степени признание того, что инженерная мысль в России и в Петербурге не ценится, к сожалению», - уверен Карпов. Один из вариантов концепции новой арены Новый проект не впишется в облик города Какой именно архитектурный ансамбль появится к 2023 году на месте бывшего СКК – пока никто не понимает, концепция еще не выбрана. На прошлой неделе концессионер объявил о том, что в настоящее время проходит закрытый международный архитектурный конкурс на разработку концепции фасадов и парка ледовой арены. В конкурсе участвуют бюро M.A.R.K. Architect Seppo Mäntylä (Финляндия, проект отсылает к полету советского космонавта Юрия Гагарина), Asymptote Architecture (США, концепция подразумевает объединение здания арены и парка). Концепция российского бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» основана на образах звездного неба и Млечного пути, она включает в себя вечернюю подсветку фасадов. А в основу концепции Coop Himmelblau (Австрия) легли башня Владимира Татлина, плакаты Эль Лисицкого, динамика спорта и траектории фигурного катания олимпийского чемпиона Николая Панина-Коломенкина. «Если смотреть на предложения, которые сделаны в рамках нового архитектурного облика, то видно, что застройщик не хочет возвращать тот облик, который был. С моей точки зрения, это неправильно, потому что мы потеряли довольно важный, знаковый для города объект. Мне кажется, что проекты не очень впишутся в ландшафт территории. И самое печальное, что, похоже, почти никто из проектировщиков и не ставил таких задач», - заключил заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК Александр Кононов. За новостями регионов СЗФО следите в нашем телеграм-канале. Фото: «СКА Арена»