Трагическая история советского хоккеиста Лаврова. Жизнь кумира Санкт-Петербурга оборвала груженная фура

В эти февральские дни, 34 года назад, состоялись грандиозные хоккейные матчи между сборными НХЛ и СССР в рамках «Рандеву-1987». В них принимал участие форвард ленинградского СКА Вячеслав Лавров. Спустя 13 лет после этих событий, в мае 2000-го, он неожиданно пропал в Петербурге. Супруга искала его несколько дней. И обнаружила только в морге. До сих пор никто точно не знает, что произошло на Ждановской набережной, где трагически оборвалась жизнь бомбардира армейцев. Ему было 42.

Трагическая история советского хоккеиста Лаврова. Жизнь кумира Санкт-Петербурга оборвала груженная фура
© Sport24

Рандеву-87: на льду все звезды

Вячеслав Лавров, когда ему было 28, участвовал во второй игре НХЛ-СССР, состоявшейся в Квебеке. На льду — весь цвет мирового хоккея. За НХЛ играют Марио Лемье, Уэйн Гретцки, Марк Месье, финн Яри Курри, швед Ульф Самуэльссон, вратарь Грант Фюр. За Советы — Сергей Макаров, Владимир Крутов, Игорь Ларионов, Вячеслав Фетисов, Алексей Касатонов, вратарь Евгений Белошейкин, еще один выходец из ленинградского хоккея, судьба которого сложилась трагически.

Лавров заменил во втором матче Рандеву форварда Михаила Варнакова, который в первой дуэли сыграл не слишком удачно, появился в тройке с Сергеем Светловым и Александром Семаком, динамовцами. Наши, ведомые тренером Виктором Тихоновым, победили 5:3, а в первой игре уступили 3:4. Но кубок в итоге вручили обеим командам. Когда Лавров вышел на лед в своей первой смене, комментатор Евгений Майоров сказал своим спокойным голосом: вот, дескать, новичок из Ленинграда, ему надо почувствовать вкус большой игры — может, дальше будет призываться в сборную СССР.

Вячеслав в сборную больше не вызвался, в те времена пробиться в нее было невероятно трудно, тем более игроку возрастному. Но, вернувшись в СКА, выдал весной сумасшедший отрезок, став лидером команды, которая выиграла в 1987 бронзу чемпионата СССР, уступив только ЦСКА и «Динамо». Это был грандиозный успех для «младшего брата» ЦСКА. Всего Лавров провел за СКА десять сезонов, набрал рекордные для команды 265 очков (145 + 120).

Сыночку — месяц, папу видел два раза

А начиналось все в городе Киров, где 30 апреля 1958 года родился Вячеслав. На коньки он встал поздно, в 14 лет. До этого играл в футбол, подавал надежды. А в результате оказался в команде «Олимпия» из Кирово-Чепецка, одной из хоккейных «кузниц». Дальше все развивалось стремительно. Рижский клуб «Латвияс Берзс». Приглашение на просмотр в ЦСКА, Виктор Тихонов, правда, его не оставил. Выступление за команду Московского военного округа. Там его присмотрели селекционеры СКА. Спросили: «Ты в центре играешь? Нам «центр» нужен». Лавров схитрил: «Играю». Хотя всегда играл справа.

— Очень яркий был форвард, заряженный, — вспоминает Сергей Черкас, вратарь СКА восьмидесятых. — Трудный по характеру, как и все талантливые люди. Запомнился его гол в ворота московского «Динамо» в одном из матчей. Слава обыграл двух двух защитников, вышел на Владимира Мышкина. Тот нырнул вперед, надеясь выбить шайбу, но Лавров успел к ней первым, объехал Мышкина и поразил пустые ворота. «Юбилейный» ревел от восторга.

В Ленинград Лавров приехал в 1980-м со своей девушкой Ольгой из Кирово-Чепецка. Им выделили квартиру от клуба армии. Вскоре они поженились.

Слава почти не бывал дома, вспоминает Ольга. В ее дневнике сохранилась запись: «2 августа 1983 года. Родился Алексей. 7 августа тренер Борис Михайлов разрешил мужу встретить меня из роддома. 10 августа его отпустили домой. Это еще сезон не начался!» Через месяц — еще одна запись: «Сыночку — месяц. Видел папу два раза».

Есть фотография, где Слава держит держит подросшего Лешу на руках. Родители спрашивают сына: «Где папа»? Тот показывает на телевизор.

Там Лавров забивал голы. Выиграл со СКА бронзу 1987 года. Интересно, как отблагодарили хоккеистов за этот успех власти Ленинграда: подарили иллюстрированный альбом, посвященный городу Пушкину. Почему-то на английском языке (в общем, что подвернулось под руку). Вручили грамоты, медаль, значок. Только юморист Семен Альтов прочитал адресное поздравление на чествовании. В Питере так и награждали спортсменов. Игрокам «Зенита», которые выиграли в 1984-м золото чемпионата СССР по футболу, подарили пепельницы и гвоздики.

Лавров всего себя отдавал хоккею. Его заработок вместе со ставкой офицера СКА составлял примерно 400 рублей. Еще 100 давали за выигранный матч.

После СКА он играл за финский «Ильвес». Возвращался в команду города на Неве. Снова уезжал в Финляндию. И там впервые, как вспоминает Ольга, сказал: «Что-то я начал уставать от хоккея, не получаю радости». После 30 лет пошли травмы. Вячеслав, Сева, как его все называли (в детстве он не мог выговорить «Слава», когда спрашивали «Как тебя зовут?», говорил: «Сява» — оттуда и пошло) — игрок был бесстрашный, мужественный. Никогда не надевал налокотники, наплечники, говорил, они ему мешают. И шлем у него был самый легкий — старенький Jofa. Такие называли «мыльницей».

— Бескомпромиссный был игрок,— — вспоминает известный комментатор Андрей Шестаков. — Быстрый, катание прекрасное, боец до мозга костей. Сражался до последнего. Всегда мог вступиться за партнера, если на льду вспыхивала драка.

«Во что муж был одет? Приезжайте на опознание»

Завершив карьеру игрока, Вячеслав стал тренером команды СКА 1987 года рождения. Там играл его младший сын — Андрей. Вообще, эта команда дала нашему хоккею многих мастеров: Пахрудин Гимбатов, Андрей Гаврилов, Вячеслав Солодухин, Александр Щербина, Денис Пахомов.

А потом случилось 16 мая 2000 года. В этот день отмечал 40-летие Николай Маслов, капитан бронзового СКА (его уже тоже нет в живых). Но Лавров в празднике не участвовал. В хоккейном Дворце спорта СКА на Ждановской набережной было мероприятие, окончание турнира. Туда Вячеслав заглянул. Потом ушел, переходил дорогу и…

— Меня 16 мая в городе не было, — рассказывает Ольга. — Когда спросила сына Лешу: «Где папа?», он рассказал, что папа встретил его и Андрея из школы, накормил обедом. И ушел в СКА.

Домой Лавров не вернулся. Ольга сначала не переживала: муж иногда задерживался, всегда находилась уважительная причина — то дефицит домой принесет, то бытовую технику. Где-то что-то доставал. Просто так не исчезал.

17 мая жена почувствовала неладное. Стала звонить в «Бюро несчастных случаев». Дозвонилась только 18 мая под утро.

На другом конце трубки спросили:

— Во что был одет муж?

— Коричневые ботинки, джинсы, куртка…

— Приезжайте на опознание.

Продиктовали адрес.

В морг на Екатерининском проспекте Ольга поехала в сопровождении друзей. Там один из них вошел в специальное помещение, вышел и положил в руку Ольги часы и обручальное кольцо. Она вздрогнула. И с этого момента уже плохо понимала, что происходит. Помнит только ребят на панихиде во Дворце спорта СКА из команды тренера Вячеслава Лаврова. Они стояли и плакали. Помнит мужа, уложенного в гроб. Его голова была укутана белой тканью. Он лежал в рубашке, галстуке, любимом костюме. Еще Славу можно было узнать по рукам — расцарапанным, натруженным рукам, которые Ольга не спутала бы ни с какими другими.

Выяснилось, что 16 мая 2000 года Вячеслава Лаврова, бывшего форвард СКА и сборной СССР, сбила на Ждановской набережной груженная фура. То ли он чуть не дошел до тротуара. То ли пропускал поток машины, стоя на разделительной полосе. Ждановская набережная — страшное место с точки зрения аварийности. Там все время ДТП, трагедии. Поток машин — сумасшедший. Дорогу так просто не перебежать. Говорят, фура, обгоняя легковушку, сбила прицепом Лаврова. Разные версии…

Как было на самом деле, нам неизвестно. Ольга решила не выяснять, кто виноват и виноват ли в смерти мужа. Этим, говорит, горю не поможешь, никому легче не станет. Она видела, как он умер позже — во сне. «В одну секунду». Ей этого хватило.

С той поры, говорит Сергей Черкас, на Ждановской набережной установили дополнительный светофор — чтобы как-то убрать «разгонный» момент, предотвратить новые трагедии. Но и сейчас движение там опасное. Дети с баулами, спешащие на тренировку во Дворец спорта СКА, рискуют каждый день.

Разговоры о любви

Тогда, весной 2000-го, клуб СКА взял все расходы на траурные мероприятия на себя, в дальнейшем помогал вдове Лаврова материально. Сейчас она работает в Детском доме Петербурга педагогом, по специальности.

Младший сын Вячеслава Лаврова — Андрей — был талантливым хоккеистом, играл за команду СКА. Потом возникли проблемы с сердцем, врачи посоветовали не рисковать. Зная состояние мамы и приняв во внимание эти рекомендации, Андрей завершил карьеру. Но не бросил хоккей. Сейчас успешно работает тренером в австрийском «Ред Булле», возглавляет команду U-20.

Говорит, мало было в жизни времени, чтобы посидеть с отцом, поговорить о хоккее. Жалеет об этом.

Ольга Лаврова вспоминает, что муж никогда не жаловался на судьбу, никого не обвинял в том, что его, например, не приглашали в сборную СССР. Хотя человек был амбициозный. Но при этом — добрый, с тонким чувством юмора, какое бывает у самородков, людей талантливых.

После игр, вспоминает Ольга, когда тренеры СКА отпускали Славу домой на ночлег, они не могли наговориться. Лавров долго приходил в себя после матчей, не мог заснуть. И они говорили-говорили-говорили…

— О чем, — спрашиваю, — говорили?

— Обо все на свете. Но, в основном, о любви.

Похоронен Вячеслав Лавров на Северном кладбище Петербурга. Там целая аллея хоккеистов — Николай Пучков, Игорь Евдокимов, Вячеслав Головин, Виталий Кустов. Все когда-то играли за СКА. Но никто не играл за сборную СССР против НХЛ в годы потепления отношений с Западом, когда на льду сошлись лучшие хоккеисты мира, все звезды этой игры.

Скачать приложение Sport24 для iOS

Скачать приложение Sport24 для Android