Самая жуткая драка в истории. СССР и Канада бились «стенка на стенку», на арене тушили свет, судьи сбежали со льда
Хоккейный канал Sport24 в ютубе запускает новый проект — Hockey History. Здесь мы будем вспоминать яркие события прошлого, интересно о них рассказывать и удивляться, каким наш вид спорта был раньше. Если хотите удивляться вместе с нами жмите колокольчик, ставьте лайк и тогда вы точно ничего не пропустите!
Первый выпуск Hockey History посвящен самой скандальной драке в истории мирового хоккея — побоищу сборных СССР и Канады на молодежном чемпионате мира-1987. Что произошло в словацком городке Пьештяны? Кто виноват в случившемся? Как тот день вспоминают участники матча? Какими оказались последствия этой рубки? Все ответы — в видео!
Если вам удобнее не смотреть, а читать, Sport24 предлагает текстовую версию этой истории.
В 21 веке молодежный чемпионат мира приобрел бешеную популярность. Отдельные матчи этого турнира по зрительскому интересу способны превзойти игры взрослых сборных, и причин этому сразу несколько: непредсказуемость в результатах и возраст участников, который в большинстве случаев гарантирует повышенный накал страстей и большое количество стычек.
Ранее атрибуты молодежного хоккея были абсолютно идентичными, но заинтересованность болельщиков неизменно проходила мимо турниров, на котором выступали будущие звезды мирового хоккея. Тем не менее, в 1987 году произошел инцидент, который резко повысил зрительский интерес к МЧМ.
Турнир в Чехословакии стал для подопечных Владимира Васильева настоящим провалом: одержав в первых шести встречах лишь две победы (да и те были добыты в матчах против сборных Польши и Швейцарии), советская сборная лишилась всяческих шансов на завоевание медалей первенства. Тем не менее, турнир для сборной СССР заканчивался принципиальной встречей против канадцев, поэтому расслабляться и думать о дороге домой нашим хоккеистам было рано.
Накачка на матч против непримиримого соперника началась задолго до стартового вбрасывания: перед началом встречи в раздевалку советской сборной зашел Анатолий Тарасов.
«Он произнес красивую, воодушевляющую речь. Когда он покинул раздевалку, то мы чувствовали, что готовы к войне. Еще перед игрой канадцы начали оскорблять нас. Так что драка чуть не началась уже в подтрибунном помещении», — рассказывал Александр Гальченюк.
Сразу после стартового вбрасывания стало понятно, каким будет характер этой встречи. Только шайба коснулась льда, как «любезностями» обменялись Шестериков и Макллвэйн: первый ударил канадца локтем, а тот в ответ воспользовался своей клюшкой и приложился ей по сопернику.
В дальнейшем градус игры неуклонно возрастал: на 5 минуте встречи Тео Флери открыл счет и, прокатываясь мимо скамейки сборной СССР, расстрелял команду Васильева из воображаемого ружья, чем не на шутку взбудоражил советских хоккеистов. Впоследствии именно Флери выступил одним из зачинщиков массового побоища, которое навсегда войдет в историю мирового хоккея.
Павел Костичкин ударил клюшкой по лидеру канадской сборной, тот ответил, и началась драка, в которой непосредственное участие приняли все игроки обеих команд.
«Мы вели 4:2 и постоянно создавали моменты. Казалось, еще чуть-чуть, и мы учиним разгром. Но такого мы не ожидали. Драка завязалась у ворот СССР. И вот уже две драки, потом три. Вся наша скамейка на ногах, в полном шоке. И вдруг два игрока выпрыгивают со скамейки соперника и несутся мимо нас в драку. И началось. Обычно в драках команда на команду 90% игроков на самом деле не дерется, а смотрит за основными драками. Но русские об этом не знали. Оглядываясь назад, сборная СССР тогда была как пороховая бочка, команда, которая искала неприятностей. Но признаю, мы тоже не были командой ангелочков. По видео видно, что в этом побоище было много грязи — ударов исподтишка, в пах, ударов головой, драк двое на одного. Я никогда больше не слышал такой реакции трибун. Было ощущение, что там назревает восстание», — делился своими ощущениями Брэндан Шэнахан.
По сообщениям очевидцев, первым скамейку покинул игрок советской сборной Евгений Давыдов.
«Русские послали свою скамейку на лед, а наших там было пятеро или шестеро. 18 парней бьют пятерых, что оставалось Темплтону? Он был вынужден выпустить своих ребят. Те, кто первым выбегает на лед, и должны быть наказаны. Да, была драка, но большинство не сбросило краги. Русские и не знали, как драться, они все бились в крагах, травму получить было невозможно. Да, выглядело все ужасно, но это больше было похоже на борьбу. Самое ужасное, что было, это когда наш парень завалил одного русского, а тот пнул его в живот. Вот за такое тот русский должен получить по полной. Русские первые начали драку, сбили с ног нашего парня! И что нам надо было делать?», — негодовал Дон Черри.
Он же уверял, что эта драка была спланированной акцией со стороны тренерского штаба советской сборной.
«Русским нечего было терять, они смеются! Не сомневаюсь, что все это было заранее спланировано! Тренер русских не кормил своих ребят несколько дней, он потом в Сибири будет сидеть на хлебе и воде. Ему нечего терять! Это точно тренер, ведь игроки, чтобы выйти на лед, должны пройти мимо него. Уверен, канадцы еще и в меньшинстве сейчас окажутся. Виноваты русские, и они должны за это ответить!», — говорил хоккейный эксперт.
Для того, чтобы остановить затянувшуюся вакханалию, организаторы турнира даже выключили свет на всей арене. Но это не помогло.
«Когда на арене выключили свет, я делал такие вещи, за которые мне до сих пор стыдно. Там было хоть глаз выколи, настолько темно, что ты даже не видел лица того, с кем дерёшься. Когда вырубили свет, я думал, что кто-то хочет, чтобы мы сделали то, что должны, чтобы закончить все это. Когда свет включили обратно, я увидел лицо своего оппонента. И я очень рад, что больше никогда в жизни его не видел. Я должен извиниться перед этим парнем», — говорил Шэнахан.
Игроки обеих команд дрались с огромной ненавистью: защитник советской сборной Владимир Константинов ударом головы сломал канадцу Грегу Хоугуду нос, а Валерий Зелепукин из наших хоккеистов пострадал сильнее всего.
«Я помню, что Валерий Зелепукин получил травму, выбил плечо. Он упал на колено, а все это время его бил канадский игрок. В Советском Союзе нас к подобному не готовили, мы не понимали, что происходит, как нам себя вести. Арбитры вообще самоустранились. А Валерий стоял на коленях и пытался хоть как-то защититься от ударов хотя бы одной рукой», — говорил главная звезда той сборной Сергей Федоров.
Скандальный матч обслуживала бригада арбитров во главе с норвежцем Хансом Роннингом. Именно действия судей во многом сделали возможным подобное побоище: Роннинг не сумел удержать игру под своим контролем, во время драки не пытался помочь разнять хоккеистов, а в итоге вместе с коллегами просто сбежал со льда. Позже норвежский арбитр пытался спихнуть вину за те события на канадцев.
«Скамейку первыми покинули канадцы, это они виноваты в побоище. Они его начали. И я не понимаю, зачем, они ведь все еще могли выиграть золото», — говорил норвежец.А затем на тренерские штабы обеих команд.
«Поддерживать дисциплину в команде — обязанность тренера. Это тренеры должны были не пускать своих игроков на лед и пресечь драки среди тех, кто уже был на льду. Такое могло случиться только с подростками. Игроки действовали необдуманно, поддались эмоциям. Они были детьми, на которых свалилось огромное давление. Их можно винить, но не сильно», — говорил арбитр, с тех пор не судивший на международном уровне.
Финский лайнсмен Питер Помоэлл, работавший на том матче, имел более объективный взгляд на те события.
«У меня еще до игры было плохое предчувствие. Непримиримое противостояние, одной команде уже нечего терять… Канадцы играли жестко, хитовали направо и налево, пытались запугать соперника. Когда игра началась, мое плохое предчувствие только усугубилось. Первые секунды, и тут же толчок в спину. Главный арбитр все видел, но не свистнул, даже не потянул свисток ко рту. После матча Роннинг сидел в шоке. Он был опустошен. Затем в судейскую пришел Рене Фазель и начал орать на Роннинга, он был в бешенстве», — вспоминал Помоэлл.
Итогом той массовой бойни стало аннулирование результатов матча и дисквалификация обеих сборных: тренеры были отстранены от работы на три года, а хоккеисты — на полтора, но позднее этот срок сократили до 6 месяцев.
Вернувшись на родину, сборная СССР столкнулась с сильнейшим давлением общества и риском быть исключенными из комсомола, в то время как канадцев встречали как героев, сумевших дать отпор коммунистам.
Подписывайтесь на хоккейный телеграм-канал Sport24