Жуткая травма хоккеиста. Зеднику перерезали коньком сонную артерию, он потерял 2 литра крови
10 февраля 2008 года. Вполне обыкновенный, ничем непримечательный матч между «Флоридой» и «Баффало» подходил к концу. Но за 10 минут до окончания третьего периода он перестал быть рядовым: Кларк Макартур провел силовой прием против капитана «Пантерз» Олли Йокинена. В поисках баланса лидер «Флориды» машинально задрал правую ногу и упал. В этот момент мимо своего партнера проезжал форвард «пантер» Рихард Зедник: конек Йокинена угодил точно в сонную артерию не сумевшего среагировать на внезапно возникшую опасность словака.
На льду тут же образовалась огромная лужа крови, а сам пострадавший пребывал в шоковом состоянии: удивительно, как в таких кондициях Рихард сумел прижать перчатку к месту пореза и самостоятельно добраться до скамейки запасных. Этими действиями он сэкономил несколько секунд, которые впоследствии спасли ему жизнь. Но несмотря на то, что хоккеист «Пантерз» грамотно отреагировал на ситуацию и предпринял верные шаги сразу после пореза, по дороге в раздевалку он начал терять сознание от количества потерянной крови.
«Травма, нанесенная лезвием конька, — это ужасно. Рихард — молодец, что принял решение доехать самостоятельно. Он выиграл немного времени, врачи, в свою очередь, смогли оказать ему первую помощь», — говорил главный тренер «Флориды» Жак Мартен на послематчевой пресс-конференции.
Зедника сразу же доставили в больницу. И то, что там происходило, отложилось в памяти словацкого нападающего в мельчайших подробностях.
«Доктор пытался зажать разорванную артерию. Я просил не давить так сильно, не мог дышать. Было решено везти меня в операционную. Я полностью отдавал себе отчет в том, что происходит. Первое, что пришло в голову — мысль о моей четырехлетней дочери. «Увижу ли я, как она будет расти? Кровь лилась фонтаном. Как таковой боли не чувствовалось. «Главное — не поддаваться панике», — повторял я себе, прекрасно понимая серьезность ситуации. Жизнь — хрупкая штука. Никто не может знать, что случится с нами завтра. Сейчас я жив благодаря врачам. «Рихард — настоящий счастливчик!» — говорили они», — рассказывал форвард.
Пока Зедника пытались спасти в госпитале, его команда была вынуждена доигрывать ту встречу. Хотя было понятно, что хоккеистам обоих клубов в тот момент было совершенно не до хоккея. Но тяжелее всех было капитану «Флориды», конек которого угодил в сонную артерию партнера.
«Мы с трудом смогли закончить матч. Я смотрел повтор эпизода, как мой конек скользнул по его горлу. Никогда не видел ничего подобного, это было ужасно. Если бы я мог поехать в больницу вместе с Рихардом…», — сожалел о случившемся Йокинен.
Рихард потерял около двух литров крови, поэтому его спасение стало настоящим чудом. За которое, к слову, стоило поблагодарить штатного врача клуба Дэйва Зенобу, оказавшего пострадавшему первую помощь.
«Повреждения сонной артерии могут повлечь за собой смерть. Но если вовремя успеть остановить кровотечение, человека можно спасти. Очень хорошо, что теперь с Рихардом все в порядке. Он настоящий боец», — рассказывал Дэйв.
Зедник шел на поправку, но «Пантерз» терпели поражения. И не последнюю роль в этом играло их шоковое состояние, которое даже спустя несколько дней после инцидента не отпускало игроков «Флориды».
«Дух Рихарда по-прежнему присутствует с нами. Мы будем делать все, что от нас зависит, для того, чтобы оказать помощь Рихарду и его семье. Сегодня нам было очень сложно играть, и мы практически не создали опасных моментов у ворот Монреаля», — говорил Йокинен.
Единственное, чем пострадавший мог помочь своей команде, так это ускорить свое выздоровление. И ему это удалось.
«Рихард на удивление быстро пришел в себя. И выглядел очень хорошо. Вспомнил, что произошло той ночью, так что проблем с памятью у него нет. Вообще, я думаю, что ему очень повезло. К счастью, теперь его артерии ничего не угрожает. Сейчас он со своей женой. Они постоянно разговаривают друг с другом, и мы даже поверить не можем, глядя на него, что еще вчера Зедник был в таком ужасном состоянии. Сейчас хоккеист интересуется, когда же он сможет покушать знаменитые куриные крылышки, которые готовят в Баффало», отмечала хирург Соня Ноор.
Спустя 5 дней после инцидента Рихарда выписали из больницы и перевели на домашнее лечение. А уже 22 марта, спустя 1,5 месяца после травмы, он встал на коньки и сумел поучаствовать в тренировочном занятии команды, в составе которой нападающий провел еще один сезон.
После этого карьера Зедника в НХЛ подошла к концу: он принял приглашение ярославского «Локомотива», поставив подпись под двухлетним соглашением. И в этот раз Рихарду вновь удалось разминуться со смертью: не доработав контракт до конца, через год он покинул «железнодорожников». А через полтора года произошла одна из самых масштабных катастроф в истории спорта: «Локомотив» попал в авиакатастрофу, в которой погибла вся команда.
Подписывайтесь на хоккейный телеграм-канал Sport24