Войти в почту

Международный скандал с русскими хоккеистами. Сборную России U18 не пустили в США из-за проваленных допинг-тестов

На протяжении всей истории российского хоккея мы пытаемся ориентироваться на далекие идеалы. В частности, с момента образования КХЛ мы сравниваем ее с лучшей лигой мира, которая образовалась еще в начале прошлого столетия. НХЛ прошла долгий путь, училась на собственных ошибках и достигла такого устройства, которое позволяет ей зарабатывать миллионы долларов на нашей с вами любимой игре. И если в некоторых моментах подрожание заокеанскому устройству хоккея вполне оправданно (в плане маркетинга и околохоккея нам действительно есть чему поучиться у западных коллег), то во многих других случаях нам стоит идти по собственному пути.

Международный скандал с русскими хоккеистами. Сборную России U18 не пустили в США из-за проваленных допинг-тестов
© Sport24

Список неудачных экспериментов и провальных попыток адаптировать опыт зарубежного устройства хоккея можно продолжать бесконечно. Но одним из самых ярких примеров из этого списка являются введение Драфта юниоров КХЛ и попытка адаптировать американскую NDP (National Development Program, по регламенту которой юниорская сборная США целый сезон проводит в одном составе и выступает в USHL). На последнем остановимся поподробнее.

В начале апреля 2015 года в Новогорске был открыт Центр подготовки юношеских сборных России по хоккею имени В. В. Тихонова, президентом которого стал Виталий Прохоров. На протяжении длительного времени олимпийский чемпион возглавлял сборную 1998 года рождения, которая считалась одной из самых перспективных за много лет.

И именно на подопечных Прохорова решили протестировать новейшую для нашей страны систему, которая в перспективе должна была привести к созданию единого института российских сборных. Суть ее проста — по аналогии с американской NDP наши юниоры на протяжении всего сезона выступали в одной команде, нарабатывая связи и командную химию. Один нюанс: роль USHL исполнила МХЛ, в которой все игроки команд-участниц были старше хоккеистов юниорской сборной. Таким образом Федерация хоккея России планировала подготовить дружину Прохорова к ЮЧМ-2016.

В сборную попадали лишь те хоккеисты, у которых на руках были контракты на три и более лет со своими клубами. Таким образом ФХР намеревалось отцепить игроков, которые склонялись к отъезду за океан. Руководству нужны были не перебежчики, а стабильный костяк, который впоследствии мог бы помочь взрослой сборной завоевать медали чемпионата мира.

В регулярном чемпионате МХЛ команда Прохорова смотрелась неплохо: совсем еще юные пацаны сумели занять второе место в Западной конференции. Но в плей-офф юниорская сборная вылетела уже в первом раунде, проиграв «Красной Армии» в трех встречах и тем ускорив начало подготовки к первенству планеты U18.

Все шло по плану, но за день до вылета на турнир в США прогремела сенсационная новость: выяснилось, что на ЮЧМ поедет не дружина Прохорова, готовившаяся к этому моменту целый год, а сборная, составленная из игроков 1999 и 2000 годов рождения. Соответственно, место главного тренера занял Сергей Голубович.

«Нам ничего не сообщали. Конечно, мы готовы поехать на чемпионат мира, весь сезон готовились. Все нормально у нас», — говорил лидер сборной Герман Рубцов.

Игроки лишь неопределенно пожимали плечами, а общественность терялась в догадках: чем могло быть продиктовано столь резкое и неожиданное решение?

«Решение согласовано с министром спорта, состав команды будет изменен. Сам я не поеду в США», — сказал главный тренер сборной Виталий Прохоров.

Но через некоторое время пресс-атташе российской команды Максим Бирюков заявил, что Прохоров не давал никаких комментариев по внезапно возникшей внештатной ситуации.

«Прохоров сказал, что он никаких комментариев не давал. Никакого решения нет. Оно если и будет, то будет опубликовано на официальном сайте ФХР, под юрисдикцией которой мы находимся. Остается ли Прохоров главным тренером? Пока никакого решения не принято. Есть информационная каша, бесконечный поток, но никакого решения нет», — сказал Бирюков.

Как выяснилось чуть позднее, более половины хоккеистов того состава сборной сдали положительный тест на мельдоний (милдронат) — препарат, который оказался в списке запрещенных с 1 января 2016 года. Именно это обстоятельство вынудило полностью переиграть заранее подготовленный сценарий.

«В прошлом чемпионате и плей-офф МХЛ было взято всего восемь допинг-проб. И те были взяты РУСАДА на бюджетные средства, а не средства КХЛ. Полагаю, что в нынешнем чемпионате и в текущем плей-офф Молодежной лиги допинг-контроль вообще мог отсутствовать. К сведению, в НХЛ берут за сезон 11-12 тыс. допинг-проб, что в 40-50 раз больше, чем во всем нашем хоккее. Правда, ВАДА в НХЛ не пускают, поэтому условного мельдониевого скандала там не может быть в принципе. Тем более там точно не употребляют мельдоний», — рассказал бывший начальник медицинского центра КХЛ Борис Тарасов.

Как итог: международный скандал, а на ЮЧМ-2016 сборная России 1999 года рождения дошла до четвертьфинала, где проиграла финнам. Про проект по воспитанию единого института сборных все тут же забыли, будто бы его и не было. Из всех игроков той сборной по-прежнему на слуху лишь Игорь Гераськин и Артур Каюмов, но даже их карьерные перспективы прямо сейчас не поражают воображение. Кто знает, если бы команда Прохорова отправилась на юниорский чемпионат мира, для скольких парней это бы послужило толчком для дальнейшего роста? Остается лишь догадываться.

Подписывайтесь на хоккейный телеграм-канал Sport24