«Это как писать в штаны». Зачем хоккейным сборным Белоруссии и Казахстана столько натурализованных иностранцев?
Он родился в Великобритании. У него ирландское происхождение и канадское гражданство. А в хоккее он играет за сборную Белоруссии. Он — это Дэнни Тэйлор, «задушивший» на чемпионате мира в Риге сборную Швеции (1:0). Тэйлор хорошо знаком российским болельщикам по выступлениям в КХЛ, но даже здесь он вдоволь поколесил по странам. «Динамо» Минск, «Сибирь» и «Медвешчак». Плюс «Гамбург», «Ферьестад» и пражская «Спарта» — это не считая периодических появлений за океаном.
В свои 35 лет Тэйлор дебютировал на чемпионатах мира. Никогда раньше он не играл ни за одну сборную ни на каком уровне, и на ЧМ-2021 впервые надел свитер сборной Белоруссии. Это стало поводом для того, чтобы коснуться не самого простого вопроса — натурализации хоккеистов.
«Технически — это нормально. Но плохо»
Безусловными чемпионами по смене хоккейного гражданства являются канадцы. Учитывая гигантскую конкуренцию на родине хоккея, канадские хоккеисты охотно оформляют паспорта других стран, чтобы иметь возможность играть на международных турнирах. В вопросе натурализации есть свои противники даже из числа европейских хоккейных руководителей — например, Шимон Шемберг, бывший помощник Рене Фазеля в IIHF, а ныне президент Европейской ассоциации хоккейных клубов и технический директор хоккейной Лиги чемпионов.
«Знаете, мне по душе, когда проигрывает команда, которая систематически привлекает в свой состав натурализованных легионеров. Например, так часто делают команды Белоруссии и Казахстана. Многие страны уже поняли, что такой путь не приводит к долгосрочному успеху, это дает неустойчивость. Это плохо. То есть технически это нормально, но на мой взгляд, натурализация — это то же самое, что писать в штаны», — резко заявил австриец Шемберг.
Действительно, некоторые страны практически полностью отказались от этого пути. Например, сборная Германии, в которой раньше было много привлеченных хоккеистов из других стран, теперь имеет полную команду коренных немцев. То же самое касается сборной Швейцарии. В составе белорусской сборной на нынешнем чемпионате мира числятся два американца и три канадца, каждый из которых — ключевой игрок команды: это вратарь Дэнни Тэйлор, нападающие Франсис Паре, Шейн Принс, Джефф Плэтт и защитник Ник Бэйлен. Процесс смены хоккейного гражданства занимает от двух до четырех лет — по правилам IIHF, это можно сделать лишь один раз за карьеру.
«Мы рады, когда в сборную Белоруссии приходят качественные игроки, мы рады, когда канадцы заинтересованы в получении нашего гражданства. Не думаю, что кто-то из болельщиков был против, когда, благодаря минскому «Динамо», в сборной появились Бэйлен или Плэтт. Но важно, чтобы потенциальные новички соответствовали нашим критериям, то есть были на высоте и в плане игры, и по моральным качествам», — говорил глава белорусской хоккейной федерации Дмитрий Басков до того, как стало известно о непопадании белорусов в плей-офф и риске занять последнее место в группе.
Шемберг не одинок в своем мнении. Такой же точки зрения придерживается и бывший игрок сборной Казахстана Константин Пушкарев, который не согласен с политикой приглашения в казахстанскую сборную иностранцев.
«Натурализация — это путь в никуда. Да, он играет на каких-то коротких, определенных моментах. Кто в сборной у нас постоянно играл и играет? Михайлис. Единственный, кто играет, наверное, года с 2017-го — уже лет пять. Мне было бы приятнее видеть игроков из казахстанских клубов, с казахстанским паспортом — кто родился здесь. Без разницы, в каком дивизионе они бы играли. Это все равно прогресс сборной в таком формате. Когда сборная Казахстана выйдет в основную группу своими воспитанниками — это будет отличный результат и дальнейшее развитие», — отметил Пушкарев в интервью Sports.kz.
Его слова отчасти подтвердил ход турнира. Скандальный неприезд в сборную Казахстана Хенрика Карлссона дал возможность сыграть своим вратарям, и Никита Бояркин с Андреем Шутовым проявили себя с самой лучше стороны. Более того, Бояркин — второй по надежности голкипер турнира среди вратарей, сыгравших не меньше пяти матчей (92,9% отраженных бросков, 2,27 гола за игру).
«Он всегда хотел играть за сборную, но в Канаде есть 160 других вратарей»
Вернемся к Дэнни Тэйлору, персона которого выглядит достаточно необычно хотя бы тем, что 35-летний вратарь впервые играет за национальную команду какой-либо страны. На турнире Дэнни тоже был неплох — 3 матча, 1,8 гола за игру и 94,1% отраженных бросков. Но его статус первого номера в белорусской сборной удивил многих — например, чешских обозревателей, которые помнят Тейлора по его 10 матчам за «Спарту» в 2016 году.
«Не могу сказать, что Тэйлор был самым сильным голкипером, которого я когда-либо видел. Когда я увидел его первый раз на тренировке, то был удивлен — у него был совершенно особенный стиль работы. Ему не нужно было много тренироваться, как другим голкиперам. Поначалу он не произвел хорошего впечатления, хотя технически был великолепен», — вспоминает Петр Пршикрил, бывший тренер вратарей пражского клуба. По его словам, Тэйлор компенсировал недостаток габаритов отличной реакцией и хорошей игрой клюшкой.
Главным активом Дэнни, впрочем, стала не игра, а человеческие качества: о Тэйлоре, как о партнере и человеке все отзываются очень тепло. Но особое место в этих отзывах занимают комментарии нападающего Радека Смоленяка, который является другом голкипера. Он раскрыл некоторые интересные нюансы, касающиеся натурализации канадца в стране, чьи флаги теперь стало модным снимать.
«Я знаю Тэйлора лет с 17, мы вместе играли в Канаде, жили вместе, стали большими друзьями. Позже мы встретились в «Медвешчаке», который тогда играл в КХЛ. Мы часто созваниваемся. Дэнни был в восторге от исторической победы сборной Белоруссии над Швецией. Оно всегда хотел играть за сборную. То, что ему удалось добиться успеха в Белоруссии, для него очень важно, а победа над Швецией была тем, о чем он даже не мечтал.
Мы говорили о его хоккейном гражданстве года два назад, когда у него появилась возможность играть за Белоруссию. У него тогда не было клуба, но появился вариант с Минском, где было условие, что ему придется принять гражданство. Он быстро согласился. Выступление в КХЛ, чемпионат мира, гарантия многолетнего контракта — думать было нечего.
У него, конечно, было предубеждение против Белоруссии. Ему сразу стало ясно, что позади него будет пустыня, но спортивная составляющая перевесила. Плюс возможность обеспечивать семью. Сборная для него всегда была мечтой, но, как вы понимаете, в Канаде есть 160 других вратарей, которые претендуют на это же, так что решение было понятным. После матча со шведами позвонил президент Лукашенко и поздравил команду. Дэнни написал мне и пошутил, что сейчас он в Белоруссии как бог, он словно Доминик Гашек в Чехии после Нагано.
С другой стороны, у него нет иллюзий. Он знает, какое там непостоянное счастье. Все, что нужно — это результат, и как только его не будет, он сразу окажется по другую сторону баррикады. Но, вероятно, этого не произойдет, потому что сборная Белоруссии очень серьезно отнеслась к чемпионату мира. Дэнни сказал, что подготовка была сумасшедшей. Они ничего не оставили на волю случая», — говорил Смоленяк, тоже не зная печальных результатов турнира.
И все бы ничего — и победа над Швецией, и хорошие человеческие качества, и надежная игра в воротах. Но что-то в этих разговорах есть такого, что заставляет согласиться с Шембергом и Пушкаревым. А главное — результат в турнирной таблице, о котором говорил сам Тэйлор. Если белорусы не наберут очков в матче с Россией, то должны сказать спасибо за то, что в этом году ни одна команда не вылетает из высшего дивизиона.
Подписывайтесь на хоккейный телеграм-канал Sport24