«Какая тут справедливость? Везде давят Белоруссию». Кравец — об отобранном у Минска ЧМ и скандале с флагом
Михаил Кравец — бронзовый призер чемпионата СССР 1987 года в составе СКА, бывший тренер «Витязя». На чемпионате мира в Риге он работал в тренерском штабе сборной Белоруссии, помогал Михаилу Захарову. Красно-зеленые неплохо начали турнир, обыграли Швецию, затащили в овертайм Чехию, но потом «споткнулись» об Великобританию, и завалили концовку группового этапа. Итог — последнее место. Явно не то, на что рассчитывали болельщики и президент страны Александр Лукашенко.
Сразу после окончания турнира стало известно, что Захаров покидает сборную, а ему на смену придет канадец Крэйг Вудкрофт, возглавляющий минское «Динамо», со своей командой. Вместе с Захаровым завершил работу в сборной Белоруссии Михаил Кравец. В интервью Sport24 он рассказал, почему не стоило ждать от белорусских хоккеистов чудес, как повлиял на команду скандал с флагом, что передал тренерам перед началом турнира Лукашенко.
«С чего взяли, что у сборной выдающийся состав?»
— С какими мыслями, надеждами ехали на турнир в Ригу. На что рассчитывали?— В принципе, понимали состав команды, ее возможности. Многие писали: один из самых сильнейших составов в истории собрали. Я удивлялся, честно говоря. Люди же должны смотреть, понимать, кто есть в команде, из какой лиги. Большинство у нас было из белорусской Экстра-лиги. Готовились, настраивались, хотели попасть в восьмерку.
Игры с Швецией и Чехией показали, что у ребят есть какое-то мастерство, опыт, они могут преподнести сюрприз в любой игре. Но, к сожалению, нехватка игрового опыта на уровне КХЛ, НХЛ сказалась. Тот же вратарь Дэнни Тейлор здорово отыграл против Швеции, а следующую игру — против Великобритании — провел совершенно по-другому. Нестабильность вратаря из-за того, что он провел за сезон в команде КХЛ всего 12 игр. Игровой практики не хватило. Всего 89 процентов отраженных бросков. И не только ему.
Боролись, сражались, выступили как смогли. Получили опыт — как отрицательный, так и положительный. Хотели попасть в плей-офф. Но, видите, даже шведы туда не попали. Это о многом говорит.
— Главный тренер Михаил Захаров критиковал натурализованных игроков сборной Белоруссии по ходу турнира. Они не оправдали надежд?— Ну, как считаете, если люди забили всего один гол? С той же Швецией Шейн Принс, например, не играл, мы и без него победили. Конечно, от «легионеров» ждали больше очков, голов, передач, лидерства. К сожалению, этого не было. Нельзя сказать, что они не хотели: порядочные ребята, мастеровитые. Платт, Бэйлен… У кого-то ребенок родился, у кого-то в семье какие-то обстоятельства, кто-то позже приехал. Неделя после трех месяцев перерыва — не подготовка для таких серьезных игр. Проблема была в этом.
— Насколько верно приглашать возрастных иностранцев в ущерб развитию собственной молодежи, раз результата всего равно нет?— Про какую вы молодежь говорите! Просто пригласить с улицы молодежь, которая нигде не играла? Думаете, лучше будет? Правильно, если в минском «Динамо» будут готовить игроков для сборной. Даже те, кто поехал на чемпионат мира из минского «Динамо», сыграли за сборную с показателями «-8», «-6», «-5». Все ополчились на главного тренера. А кто помог ему собрать команду, способную решать серьезные задачи на чемпионате мира? Захаров, когда начинал карьеру тренера, готовил таких игроков, как братья Костицины, Грабовский, Салей. Где такие игроки? Их нет. Есть Шарангович, Протас. Они играли у нас. Мы взяли Колосова. Он, думаю, будет играть, добавлять как вратарь. В КХЛ тоже сыграл игр пять или шесть.
В сборную должны приходить готовые люди, способные показать результат. Мы не можем взять молодежь, которая не играла в КХЛ. Работа должна была вестись раньше. Пример — сборная Казахстана. Почти все легионеры у них хорошо отыграли. Но они сколько играют за «Барыс» в КХЛ! Были приглашены заранее люди, сделаны им паспорта, велась планомерная работа. И то Казахстан не попал в плей-офф, даже с 10 очками. Правда, они сами себя похоронили в матче с Норвегией. Проблемы идут из глубины.
— Средний уровень состава сборной Белоруссии ближе к местной Экстра-лиге.— Конечно. С чего люди взяли, что это какой-то суперсостав? Это же нечестно. Почему все время обвиняют тренера? Я не говорю, что были плохие игроки, что из-за них сборная выступила неудачно, что они не старались, не бились. Но лучше они просто не могут. Если бы эти же ребята играли в КХЛ, может, и смогли бы.
— Немцы раньше тоже активно натурализовывали игроков из-за океана, но потом отказались от этой практики. И вышли в финала Олимпиады, полуфинал чемпионата мира.— Но, вы же видите, уровень чемпионата Германии и чемпионата Белоруссии. Сравнивать не приходится. Чемпионат Германии гораздо сильнее, как и чемпионат Швейцарии. Оттуда люди приезжают и играют на уровне ребят из НХЛ. Чемпионат Белоруссии слабее, там не хватает квалифицированных игроков. Та же «Юность», которая там побеждает, нуждается в каком-то сопротивлении от других. Тут в корень надо смотреть.
«Латвийские депутаты говорили: «Возьмем их в плен». Но это же смешно»
— Но начала сборная Белоруссии за здравие: обыграла Швецию, взяла очки в матче с Чехией? Потом, может, везения не хватило еще?— Вроде как, наоборот, повезло: обыграли шведов, сыграли вничью в основное время с чехами. И вдруг — провал в матче с Великобританией. И вроде настраивали ребят, и готовы были. Где-то вратарь не выручил. Где-то, может, самомнение. Хотя мы видели, как Британия играет и понимали, что это непростая команда. Три штанги были в матче. Везет сильнейшим, сами понимаете. Было обидно. Сделали огромную работу, взяли четыре очка, которые даже не считали. И вот, казалось бы, матч с Британией, обыгрывай, набирай очки, приобретай уверенность. Но… Проиграли Великобритании и потом руки, такое впечатление, опустились.
— Когда играли против России, на Захарова, честно говоря, было жалко смотреть. Он не понимал, что происходит.— Мы понимали, что присходит. Россия есть Россия. Опытный состав. Защита целиком из игроков НХЛ. Последний матч в группе — хотели побиться, не хотели, естественно, уступать с таким счетом. Но мастерство российской команды, конечно, выше, чем белорусской.
— А игроки не устроили забастовку? Были такие разговоры, дескать, в сборной Белоруссии конфликт игроков с тренерами.— Да нет, нет! Этого не было. Встречались, говорили с ребятами. Мочь и хотеть — разные вещи. Для того чтобы чего-то добиться на таком уровне, надо обладать необходимым навыком игры.
— В начале чемпионата мэр Риги сменил флаг Белоруссии на флаг оппозиции. Как это все отразилось? Не было разговоров о возможном снятии с турнира?— Нет. Конечно, это все неправильно. Но разговоров о бойкоте не было. Морально было неприятно. Какие-то депутаты выступают, говорят: «Возьмем их в плен». Мы же все взрослые люди, понимаем, что этого никто не даст сделать. Смешно. Концентрация все-таки была на хоккее. Достаточно было того, что мы сидели долго в гостинице, никуда не выходили. Другим нас уже не напугать было.
— Чемпионат отдали Риге неожиданно, изначально должны были и в Минске играть. Это повлияло на настроение?— Конечно. Особенно в первое время. На родной земле проводить чемпионат, когда приходят на матчи болельщики, — больше мотивации, настроения. В этом смысле было обидно. Пришлось к тому же заранее ехать в Ригу, массу проблем испытывать, медицинские осмотры, гостиницы… В Белоруссии все это было бы гораздо лучше. И обидно за народ — у него отняли зрелище. Такое, какое было на чемпионате мира 2014 года. Тот турнир в Минске всем доставил удовольствие.
— Считаете решение ИИХФ о переносе несправедливым? — Какая тут справедливость? Взяли и отняли турнир. Везде, сами видите, давят, учат Белоруссию, как надо жить. Но я считаю, народ каждой страны вправе выбирать режим и президента. А давление со стороны — это, получается, никакой демократии. Но все это политика. Наша задача — играть в хоккей, приносить людям удовольствие. К сожалению, не удалось.
«Одного гола для победы над Канадой мало»
— Президент Белоруссии — большой фанат хоккея. Он был на связи с командой, может, передавал какие-то наставления, напутствия?— Перед первой игрой со Словакией Александр Григорьевич звонил Михаилу Михайловичу, поздравлял с началом чемпионата. Просил играть в полную силу, сказал, что на родине будут смотреть, переживать. Было приятно. Но, опять же, не смогли мы сделать все, что нужно.
— Разбора полетов не было?— Я думаю, Михаил Михайлович сам подал в отставку. Могли бы дать ему еще год поработать, сделать изменения. Тот же пример со сборной Швеции я привел не случайно. Это же не команда из Новой Зеландии или откуда-то, многократный чемпион мира. Швеция вылетела, но ее тренера оставили. Нужно все же к своим тренерам, особенно к таким, как Михаил Захаров, больше внимания, терпения. И помощи. А не мгновенных решений и назначений канадских специалистов.
— Вы про Вудкрофта?— Не хочу сказать, что он плохой тренер, наверняка хороший тренер. Но его же не выгоняли, когда минское «Динамо» не попало в плей-офф КХЛ. Дали работать дальше. Я не согласен, что вся вина за неудачи — на тренере, как у нас принято думать. Нужен материал, чтобы с ним можно было бороться за высокие места, или время, чтобы такой материал подготовить. Может, в будущем ребята из белорусской сборной выступят на чемпионате мира лучше. Они старательные, трудолюбивые. Пока только не готовы для решения больших задач.
— Юкка Ялонен работает в сборной Финляндии уже нее первый год.— И добивается успехов. Снова они в финале были. Финляндия — вообще особый случай. Страна меньше по площади Ленинградской области, а какие результаты! Исполнительные, трудолюбивые, дисциплинированные. Профессионалы своего дела.
— В России тренеров сборной тоже не берегут.— Я и говорю — и у нас, и в Белоруссии. Что сказать про выступление сборной России в Риге? Все расстроились, в том числе и я после проигрыша Канаде. Все знали, что с этой командой будет нелегко, что Канада в таких играх действует максимально собрано, уверенно. Я считаю, что одного гола было мало для победы в четвертьфинале. Овертайм мог сложится по-другому, одна шайба все решила. Хотелось, чтобы сборная выступила лучше. Теперь надо разобраться в причинах неудачи, сделать выводы. Так с ходу трудно кого-то казнить, миловать. Самое главное, результата нет. Значит, надо что-то менять. Это уже не мое дело — руководителей.
— Вам в начале турнира Канада тоже показалась слабой?— Первые три игры они действительно провели тяжело. Потом к ним приехало усиление из НХЛ. Пошли голы, победы. И то, что он вырвались в плей-офф в последний момент, почти чудом, их окрылило. Нормальные канадцы. Ухватились за свой шанс, не упустили его.
— Почему так много непредсказуемых результатов было на чемпионате? Латвия и Германия обыграли Канаду, Дания — Швецию, Казахстан — Финляндию…— Общий уровень игроков выровнялся. В Латвии собрали команду из ребят, игравших в КХЛ. Другие сборные укомплектовались. Растет уровень мастерства хоккеистов из этих стран, все труднее их обыгрывать. Не слабаков откровенных. Все добавляют каждый год. Вспомните, 1980-е года, когда мы одерживали победы — кто там всерьез воспринимал Данию, ФРГ, Польшу, Финляндию, Швецию?
— Есть мнение, что чемпионаты мира теряют массового зрителя, потому что проходят раз в год. Сильнейшие хоккеисты на них не приезжают. А в других видах спорта — раз в четыре года. Может, и в хоккее так нужно?— Я думаю, каждый год чемпионат мира по хоккею — хорошая традиция. Болельщики хотят видеть эти турниры, привыкли. Смысл делать раз в два года или в четыре? Сильнейшие, могут и через два года не приехать. Это же вопрос договоренностей с НХЛ. Они на последнюю Олимпиаду не приехали. И что, теперь говорить, что Олимпийские игры не нужны и давайте их вообще не проводить? Я думаю, чемпионаты мира должны проводиться каждый год.
— Какие теперь ваши планы?— Пока предложений нет. Отдыхаю, делаю домашние дела, восстанавливаю голову и нервы (смеется).
Подписывайтесь на хоккейный телеграм-канал Sport24