Каким игроком был новый главный тренер сборной России по хоккею Алексей Жамнов
Такой центрфорвард, каким был Алексей Юрьевич, очень пригодился бы нынешней сборной России.
Назначение Алексея Жамнова на пост главного тренера сборной России по хоккею в преддверии Олимпиады в Пекине вызвало бурные обсуждения в болельщицкой среде. Защитники этого решения ФХР отмечают, что Жамнов обладает авторитетом среди хоккеистов и опытом игрока в НХЛ. А каким был этот опыт? И каким он был игроком?
Выделялся на фоне ровесников
Талант у Алексея Юрьевича был заметен с самого детства. Уже с юных лет было видно, что он обладает отличной техникой и умеет неплохо ею пользоваться. Навыки нестандартной игры, начиная от мышления и видения площадки и заканчивая катанием, стали проявляться у Жамнова в раннем возрасте. При этом Алексей был воспитанным и порядочным ребёнком – родители постарались, чтобы из него вырос, прежде всего, хороший человек.
Объединение игровых и личностных качеств позволило Жамнову в 11 лет стать капитаном детской команды «Динамо» 1970 года рождения, за которую и играл будущий наставник сборной России. Однако спустя несколько лет его первый тренер Сергей Кремлёв лишил Алексея капитанской нашивки. «У меня был спецкласс. Очень весёлый. Девочек не было, одни футболисты и хоккеисты. Всем доставалось от этой «банды». Претензий к учёбе хватало, я в школу частенько заглядывал, иногда даже на уроках сидел. Хулиганистый класс, чего уж скрывать. В этом классе, если мне память не изменяет, Сергей Овчинников из футболистов занимался. Так вот. Ребята тренировались, потом шли в школу, потом снова на тренировку. Один раз вечером звонит классный руководитель и спрашивает: «У вас сегодня игра была?» — «Нет», — говорю. И сразу второй вопрос: «А почему ребят в школе не было?». Начал разбираться.
Оказалось, что Лёша Жамнов повёл всех сначала в кино, а потом к себе в гости. И весь класс дружно прогулял школу. А потом пришёл на вторую тренировку, как ни в чём не бывало. Думали, что, наверное, я ничего не узнаю. Лёша был лидером — и на льду, и в жизни. Тогда я решил снять с него капитанскую повязку. В чисто педагогических целях. По-моему, это было в классе восьмом или девятом. Он обижался, конечно. Но что делать? Дисциплина», — поделился воспоминаниями Кремлёв в интервью, приуроченном к 50-летию Алексея Юрьевича, официальному сайту «Спартака», клуба, где теперь работает бывший центрфорвард.
В юношеские годы у Жамнова был лишь один игровой недостаток – физическая мощь. Однако и он достаточно скоро был устранён, позволив нападающему стать лучшим игроком среди ровесников и напрямую попасть в основу бело-голубых к Владимиру Юрзинову-старшему, минуя второй состав.
В «Динамо» Жамнов продолжил прогрессировать. На протяжении тех трёх сезонов, что он являлся более или менее стабильным игроком основной обоймы, – с 1989/1990 по 1991/1992 – Алексей неизменно улучшал статистику и завоевал вместе с клубом три чемпионских титула – два в чемпионатах СССР и один в единственном в истории чемпионате СНГ. Успехи Жамнова в клубе не остались незамеченными тренерами национальных команд: в 1990 году Алексей вместе с молодёжкой под руководством Роберта Черенкова завоевал серебро чемпионата мира в Финляндии, с шестью шайбами в семи матчах став лучшим снайпером сборной СССР. Спустя год там же, но уже в составе взрослой команды, возглавляемой Виктором Тихоновым, Жамнов добрался до бронзовой награды, совершив 9 (4+5) результативных действий, а в 1992-м помог добыть Объединённой сборной СНГ золото Олимпийских игр во французском Альбервиле.
Зажигал в «Виннипеге» с Селянне и Ткачуком
К середине 1992 года 21-летний Жамнов уже был одним из лучших советских/российских центральных нападающих. В этом статусе, а также в ранге трёхкратного чемпиона СССР/СНГ, бронзового призёра чемпионата мира и олимпийского чемпиона он отправился за океан, в мае подписав первый контракт в НХЛ с «Виннипег Джетс». «Реактивщики» выбрали Алексея на драфте 1990 года в четвёртом раунде под общим 77-м номером, совершив одну из главных краж той ярмарки. Удачливее оказались разве что «Рейнджерс» и «Вашингтон», задрафтовавшие Сергея Зубова и Петера Бондру (который на тот момент также являлся гражданином СССР) под 85-м (пятый раунд) и 156-м (восьмой раунд) номерами соответственно.
Талантливому центрфорварду не потребовалось времени на раскачку – своё первое очко в НХЛ Жамнов набрал уже в дебютном матче, который состоялся 6 октября 1992 года, с «Детройтом» Сергея Фёдорова, Вячеслава Козлова и Владимира Константинова. Тогда Алексей отдал голевой пас другому новичку «Джетс» Киту Ткачуку, а второй ассист был на счету ещё одного дебютанта – Теэму Селянне. Это трио ещё долго наводило ужас на соперников «Виннипега». Во время пребывания Жамнова в Манитобе именно эти нападающие были лидерами «реактивщиков» по результативности. Первого гола Алексею пришлось ждать чуть дольше, до 10 ноября. Тогда от руки Жамнова пострадал «Лос-Анджелес», а одним из ассистентов был не кто иной, как Селянне.
Всего за дебютный регулярный чемпионат Алексей набрал 72 (25+47) очка, и этот показатель так и останется лучшим в его карьере. Также он помог «Виннипегу» заработать уникальное достижение – «Джетс» стали первым в истории НХЛ клубом, у которого порог в 20 заброшенных шайб за сезон преодолели сразу четверо новичков. Помимо Жамнова, Селянне и Ткачука, эта планка покорилась ещё одному россиянину – Евгению Давыдову, для которого тот год был последним в составе «реактивщиков». Однако это было единственное достижение, которым мог похвастаться клуб из Манитобы. За те четыре года, что Жамнов отыграл в «Виннипеге», команда лишь дважды выходила в плей-офф, но оба раза выбывала из борьбы уже после первого раунда. Что касается самого Алексея, то на протяжении этих лет он неизменно набирал в среднем больше очка за матч. Больше на такой уровень он не выйдет ни в одном клубе.
Стал первым российским капитаном в НХЛ на постоянной основе
В 1996 году после очередного неудачного сезона «Виннипег» переехал в американский штат Аризона и сменил название на «Финикс Койотс». Однако на юг вместе с командой Жамнов не перебрался. У россиянина истекал контракт, а предложение о новом долгое время не поступало. Терпение Алексея лопнуло, и он попросил обменять его в другой клуб.
Как раз в это же самое время настоящая драма развернулась в Иллинойсе, где владелец «Чикаго» Билл Уиртц пожалел денег для одной из главных звёзд клуба и любимчика болельщиков Джереми Рёника. Уход форварда был неизбежен, но вместо «Айлендерс», чего хотели и Джереми, и «островитяне», его обменяли в «Финикс», отправив вместе с ним выбор в первом раунде драфта. В обратном направлении последовали Крейг Миллс и Алексей Жамнов.
Сказать, что болельщикам «Блэкхоукс» этот обмен пришёлся не по нраву – значит не сказать ничего. Эту сделку поклонники «ястребов» вспоминают с болью до сих пор, не говоря уже о тех временах. Доставалось и Жамнову – даже несмотря на неплохую результативность (на протяжении нескольких сезонов Алексея опережал лишь Тони Амонте), россиянин не был таким же игроком для «Чикаго», как Рёник. Но он и не мог им быть – Жамнов был куда большим креативщиком и привык играть в строго атакующий хоккей в «Виннипеге», в то время как «Блэкхоукс» были более защищающейся командой, а Рёник – более жёстким игроком, и у Алексея ушло время, чтобы изменить стиль игры. «В «Джетс» было много европейских игроков, склонных к атакующему хоккею. По сути, мы играли по бразильской системе: вы нам шесть голов забьете, мы вам – семь. А вот в «Чикаго» всё строилось от обороны, результаты были соответствующими: 2:1, 1:0, 2:0… Девиз команды можно было обозначить так: главное – не пропустить, а забить мы всегда сумеем. В «Виннипеге» часто играли каждый за себя, а в «Чикаго» – на команду», — рассказывал Жамнов.
Со временем у Алексея всё-таки получилось сменить гнев болельщиков «ястребов» на милость. Хоть кумиром фан-базы он и не стал, но сумел настроить отношение к себе на позитивный лад. Особенно ему удались последние два с половиной сезона в «Блэкхоукс»: регулярка-2001/2002 стала самой результативной для Жамнова за всё его время в Иллинойсе (67 очков в 77 матчах), а в начале сезона-2002/2003 он стал первым европейским капитаном в истории «Чикаго» и первым россиянином, получившим нашивку «С» на постоянной основе – до него Александр Могильный и Алексей Яшин в статусе капитанов выводили «Баффало» и «Оттаву» соответственно лишь на отдельные матчи.
Капитанил Жамнов относительно недолго. В феврале 2004 года его выменяла «Филадельфия», которая, в отличие от «Чикаго», была стабильным участником плей-офф и претендовала на Кубок Стэнли. После обмена 33-летний Алексей провёл свой лучший постсезон, набрав 14 очков в 18 матчах, но помочь «лётчикам» добраться до титула не смог – в финале Востока «Флайерз» проиграли будущим чемпионам из «Тампы» в драматичном семиматчевом противостоянии.
Закончил карьеру из-за двойного перелома
На время локаута в НХЛ в сезоне-2004/2005 Жамнов впервые со времён отъезда из «Динамо» вернулся в российский клуб. Но не в Суперлигу, как это делали многие игроки, а в тогда ещё чеховский «Витязь», который выступал в Высшей лиге. Вместе с Алексеем клуб едва не выиграл турнир – «Витязь» дошёл до финала, но оказался слабее ХК МВД.
Это был последний шанс Жамнова выиграть хоть какой-нибудь клубный трофей, по крайней мере, в качестве игрока. После отрезка в Чехове Алексей вернулся в НХЛ, где подписал трёхлетний контракт с «Бостоном» на $ 12,3 млн. Однако россиянин не провёл в «Брюинз» и сезона. Двойной перелом лодыжки поставил крест на всех дальнейших перспективах Жамнова, и в 2006 году он завершил игровую карьеру.
«Выделю победу на Олимпиаде-92 в Альбервиле. Это золото навсегда останется в памяти. Чуть-чуть не получилось в Нагано, где взяли серебро. Хочется верить, что самое яркое событие впереди…» — говорил Алексей через пару месяцев после получения капитанской нашивки в «Чикаго». Помимо золота и серебра Олимпиады, он также завоевал и бронзу Игр в Солт-Лейк-Сити, собрав полный комплект. Но ярче Альбервиля, к сожалению, так ничего и не произошло.
Был задержан за вождение в нетрезвом виде
Помимо травм, неприятные моменты в карьере Жамнова были и за пределами площадки. Так, к примеру, в 2003 году после победы «Чикаго» над «Бостоном» Алексей был задержан за вождение в нетрезвом виде. В крови хоккеиста, по свидетельству офицера полиции, была обнаружена доза алкоголя, в два раза превышающая допустимую норму. «Да, была такая история. Я ехал из ресторана, когда меня «приняли». Потом вышел за залог в 500 долларов. А уже утром эта новость была во всех газетах, хоть её и просили не афишировать.
В итоге суд лишил меня прав на полгода. Пришлось ещё ходить на специальные занятия и общаться с психологом. Мне, как публичному человеку, разрешили заниматься с ним персонально, а не в группе. Мне попался хороший мужик, который воевал во Вьетнаме. Мы много беседовали на разные темы. Это был поучительный случай, с того дня выпившим за руль я не садился и не сажусь», — рассказывал Жамнов в интервью «СЭ».
Но больше всего Алексей запомнился, конечно же, своей игрой. На мой взгляд, Жамнов является одним из самых недооценённых хоккеистов, о которых сегодня незаслуженно редко вспоминают. Многие знают его как функционера в «Спартаке», при этом забывая его прошлое в НХЛ. А игроком он был если не выдающимся, то точно одним из лучших в российской истории. 738 очков в 842 матчах и 13-е место в списке лучших бомбардиров в НХЛ среди россиян – один из аргументов.
Исполнил «финт Форсберга» до самого Форсберга
«Финт Форсберга» – так принято называть приём, во время которого нападающий, выходя «один в ноль», ложным движением заставляет вратаря переместиться в один угол, пока одной рукой завозит шайбу в ворота в другой. Финт носит имя Петера Форсберга – известного шведского нападающего, который исполнил этот трюк в финале Олимпиады-1994 и принёс «Тре крунур» золото.
Однако ещё до этого Алексей Жамнов не раз выполнял подобный приём в НХЛ. Впервые это произошло в декабре 1992 года, когда он таким образом поразил ворота «Бостона». Затем проделал то же самое в 1993-м, обыграв голкипера «Эдмонтона», а в следующий раз сделал это в матче, который навсегда вписал его в историю НХЛ.
Установил снайперское достижение, которое до сих пор не покорилось Овечкину
1 апреля 1995 года «Виннипег» встречался с «Кингз». Теэму Селянне и Кит Ткачук с одной стороны, Уэйн Гретцки и Рик Токкет – с другой, но на первый план в том матче вышли наши соотечественники. Алексей Жамнов забросил в ворота «Лос-Анджелеса» пять шайб, притом делал это на любой вкус – обыграв вратаря, с пятачка, от синей линии. В четырёх случаях из пяти Жамнову ассистировал Игорь Королёв. Произошло это и в последнем его голе, когда Алексей в День дурака одурачил голкипера «королей» всемирно известным финтом. Пять голов в одном матче НХЛ – такое не удавалось даже величайшему российскому снайперу Александру Овечкину. Сам же матч закончился со счётом 7:7, а Жамнов стал в нём первой звездой.
Права на видео принадлежат Rogers Media Inc. Посмотреть видео можно в «твиттере» компании Sportsnet.
Алексей Юрьевич в бытность игроком действительно обладал уникальным хоккейным интеллектом. Сможет ли он, не имея опыта работы главным тренером, воспользоваться им на самом важном за последние годы турнире?