Сергей Мамедов назвал ключевые проблемы сферы АПК

«В 2020 году на поддержку развития сельского хозяйства было израсходовано 271,3 млрд рублей, кассовое исполнение составило 99,8%. Однако, если говорить об эффективности этих расходов, то из 151 целевого показателя не выполнено 29 или 19,2%. С учетом сложившихся погодных условий, не достигнуты значения ряда показателей, влияющих на продовольственную независимость, таких как: валовое производство картофеля; сбор сахарной свеклы; ввод новых и модернизированных площадей зимних теплиц», – сообщил Сергей Мамедов.

Сергей Мамедов назвал ключевые проблемы сферы АПК
© АГРОXXI

По мнению аудитора, одним из наиболее актуальных вопросов для сферы АПК, даже несмотря на поддержку государства, остается обеспеченность современной инфраструктурой по хранению и переработке сельхозпродукции.

«Из-за недостаточного количества современных мощностей для хранения отмечается ежегодное увеличение потерь сельхозпродукции. Так, по данным Росстата, за последние 3 года потери картофеля ежегодно составляют порядка 7%, овощей – 3%, а фруктов и ягод – 1,5%», – констатировал Сергей Мамедов.

Другая важная проблема – недостаточное материально-техническое оснащение агропромышленного комплекса и значительный износ имеющегося парка техники.

Как отметил аудитор, в настоящее время на тысячу гектар пашни приходится всего 3 трактора: «Это, конечно, несопоставимо со странами Европейского Союза и СНГ. Приходится констатировать, что реализуемые Минсельхозом мероприятия по модернизации АПК пока не приводят к существенному изменению ситуации. Хотя положительную динамику мы безусловно тоже видим. Так, количество тракторов в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилось на 1,5 тысяч единиц. При этом наблюдалось сокращение парка зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Кроме того, порядка 50 процентов приходится на технику со сроком эксплуатации свыше 10 лет».

Есть проблемы и с реализацией Федерального проекта «Экспорт продукции АПК», который направлен на достижение поставленной Президентом цели – нарастить объем экспорта АПК до 37 млрд долл. США к 2024 году. Однако, по мнению аудитора, мероприятия проекта пока слабо влияют на выполнение этой задачи.

«Уже не первый год мы отмечаем, что экспорт продукции АПК характеризуется незначительной долей товаров с высокой добавленной стоимостью, – констатировал Сергей Мамедов. – По данным ФТС России, за 2020 год в общем объеме экспорта доля продукции пищевой и перерабатывающей промышленности составила всего 13,3%, доля рыбной продукции с высокой степенью переработки – 6,8%. При этом заданная в Госпрограмме «Развитие рыбохозяйственного комплекса» динамика роста экспорта рыбной продукции с высокой степенью переработки недостаточна. К 2024 году это будет не более 10%. А в Госпрограмме развития сельского хозяйства целевые показатели экспорта продукции высоких переделов вообще отсутствуют. Таким образом, выполнение национальной цели по наращиванию экспорта обеспечивается в основном за счет вывоза за рубеж сельхозпродукции с низкой добавленной стоимостью».

Отдельное внимание аудитор уделил ситуации, сложившейся на продовольственном рынке. В частности, он отметил рост стоимости минимального набора продуктов питания (на 11,7% с начала года) и снижение покупательной способности населения по 8 группам продовольственных товаров из 24 (по итогам 9 месяцев 2021 года).

«Конечно, это сейчас общемировой тренд. Похожая конъюнктура сложилась в целом на мировых рынках. Вместе с тем, отмечу, что поставленная Президентом в послании Федеральному Собранию задача по формированию долговременных условий, гарантирующих предсказуемость цен и качественное насыщение внутреннего рынка, в полном объеме пока не решена и требует системной работы как на федеральном, так и на региональном уровне».

(источник: сайт Счетной палаты РФ)

Фото – pixabay.com