Как Матвей Петров выучил английский и стал многообещающим проспектом НХЛ: The Athletic – о юном россиянине
Матвей Петров стал, пожалуй, самой большой сенсацией среди проспектов «Эдмонтон Ойлерз». «Нефтяники» выбрали юного российского нападающего лишь в шестом раунде Драфта-2021 под общим 180 номером, однако уже в первом сезоне в Северной Америке он вошел в десятку лучших бомбардиров Хоккейной лиги Онтарио, набрав 90 очков.
Однако человек, ответственный за драфт Петрова, нисколько не удивился таким результатам.
«Этого мы и ожидали, – говорит руководитель отдела скаутинга и развития молодых игроков «Эдмонтон Ойлерз» Тайлер Райт. – Мы были высокого мнения о Петрове, при этом знали, можем заполучить его в не самых высоких раундах драфта. Он выдает потрясающий сезон, а еще очень сильно возмужал. Не могу сказать, что его выступление оказалось сюрпризом».
Петров оправдал ожидания буквально во всех аспектах.
Он сыграл важнейшую роль в успехах «Норт-Бей Баттальон», занявших второе место в Восточной конференции ОХЛ. В первом раунде плей-офф команда в четырех матчах победила «Оттаву-67».
«Матвей – один из тех парней, что не переставал у нас развиваться, принося большую пользу команде, – отмечает наставник «Баттальон» Райан Улахен.
На видео: хет-трик Матвея Петрова в одном из матчей Хоккейной лиги Онтарио
Петров прилежно работает над своим английским, дойдя до такого уровня, что стал выступать переводчиком для еще одного российского игрока команды.
«Благодаря его игре и прогрессу в изучении языка он стал лидером нашей команды», – считает генеральный менеджер «Норт-Бей Баттальон» Адам Деннис.
А еще Матвей идеально вписался в принимающую его канадскую семью, адаптируясь к обычной жизни вне хоккея в новой стране. «Он как будто наш сын», – говорит о Петрове Майк Бьюли – глава семьи, в которой проживает россиянин.
Все это выглядит как сезон мечты, о чем сложно было подумать еще год назад.
«Я очень рад быть здесь и играть здесь», – подчеркивает сам Матвей. – Выступления в Канаде идут мне на пользу. Я учусь и развиваю свои навыки».
Почти все, что делает Петров, он делает не без причины.
«У него есть три главных пункта: тренировки, сон и питание, – рассказывает Келли Керр Бьюли, хозяйка дома, в котором квартирует российский нападающий. – Внимания к этим вещам от него требуют люди, являющиеся для него авторитетами».
Главный авторитет для Матвея – его отец Юрий, который занимается продажей хоккейной экипировки. Форвард говорит, что увлекся этим видом спорта, когда начал смотреть его по телевизору в двухлетнем возрасте. Когда сыну исполнилось 4 года, Юрий перед работой начал возить его на тренировки, мечтая о том, чтобы сын стал новым Павлом Дацюком.
«Когда мы возвращались домой, то просто обсуждали мою тренировку и работу отца, тоже связанную с хоккеем, – вспоминает Петров. – Это было так интересно».
Матвей является вторым по старшинству среди четырех детей Юрия и его жены Ирины, домохозяйки. Его старшему брату Дмитрию 25 лет, а младшим сестрам, Еве и Марии, – 8 и 2 соответственно. Для российского хоккеиста семья имеет огромное значение.
Но такое же значение имеет для него и цель пробиться в НХЛ.
Матвею посоветовали, что игра в Канадской хоккейной лиги в сезоне 2020/21 может помочь развитию его карьеры и росту акций на будущем драфте НХЛ. «Норт-Бей Баттальон» выбрали его в первом же раунде импорт-драфта, после чего он подписал контракт с командой, но так и не получил шанса сыграть в той кампании из пандемии коронавируса.
Вместо дебюта в Канаде Петров вернулся в Россию, в МХК «Крылья Советов», выступающие в Молодежной хоккейной лиге, и отыграл там весь сезон.Набрав 42 очка (22 гола) в 58 матчах, Петров все равно вожделел шанса сыграть за «Норт-Бей».
«Если бы я провел в лиге Онтарио и прошлый сезон, это было бы для меня полезно, – полагает Матвей. – В России тот год сложился не очень хорошо. В команде много проблем».
«Петров просто был рад возможности начать играть в Канаде и показать всем, чего он стоит», – считает Адам Деннис.
В «Норт-Бей Баттальон» хотели убедиться, что Петров будет в нужных кондициях, чтобы сразу взять быка за рога. Райан Улахен в еженедельном режиме организовывал видеочаты с Матвеем, где анализировал его смены в МХЛ и параллельно рассказывал о принципах игры «Баттальон».
Одним из аспектов в игре Петрова, на который Адам Деннис обратил особое внимание, были его действия, когда шайба находилась вдали от него: «Он прессинговал и возвращался в оборону, как дикий зверь. Было круто наблюдать за ним. Он оказался очень обучаемым пацаном, который голоден до новых знаний».
Улахен встраивал текст в видео и посылал его Петрову перед назначенным временем общения, чтобы россиянин мог заранее перевести сообщения на русский.
«Он объяснял все об игре команды, – говорит Матвей. – Это было так замечательно и так интересно для меня».
«Благодаря ему мне было чем заняться во время пандемии, – фиксирует Улахен. – У меня появилась возможность по-настоящему поработать с игроком до его приезда в команду. Теперь я всегда буду делать то же самое с другими зарубежными хоккеистами».
Петров еженедельно ходил на уроки английского с момента подписания контракта с «Норт-Бей». Возможный языковой барьер изначально стал поводом для беспокойства у семьи Бьюли, когда Деннис обратился к ним с предложением разместить Матвея в их доме. Келли и Майк успели к тому моменту принять дома трех хоккеистов, но все они были североамериканцами. Пара ценила семейную атмосферу и возможность регулярно общаться с родителями тех ребят, которые приезжали к ним жить.
Несмотря на свои сомнения относительно Матвея, Майк и Келли решили, что это будет отличный культурный опыт и быстро были вознаграждены, ведь сам Матвей сделал первый шаг навстречу, привезя в подарок хоккейную экипировку из России.
«Я не знала, чего ожидать. Предполагала, мы будем объясняться только элементарными словами, – вспоминает Келли, работающая ассистентом преподавателя в начальной школе. – Но он сам понимал, что его цель – выучить английский».
Английский язык Петрова не идеален, но Матвей так поднаторел, что начал переводить установки Улахена своему соотечественнику и партнеру Александру Лукину.
«Это заставило Матвея больше говорить, чем просто слушать, – отмечает Улахен. – Очень, очень впечатляет, как его уровень взлетел вверх за последнее время».
Это также помогло установить более прочные связи с семьей Бьюли, в которой также живет 17-летняя дочь Майка и Келли, Кеннеди Керр.
Петров перенял некоторые крылатые фразы Келли, которые часто слышал от нее во время утренних поездок на тренировки. Келли высаживает Матвея у катка по дороге на работу, но до того они делают остановку у кофейни Tim Hortons. Любимый заказ Петрова – запеченный ролл с сосиской и ванильное латте.
«Матвей хвалит мою домашнюю еду, но поесть в Tim Hortons ему тоже нравится», – говорит Келли.
На фото ниже: Матвей Петров и его канадская семья
Петров и 17-летняя Кеннеди постоянно поддразнивают друг друга. У них есть общие друзья, а Матвей в шутку сплетничает о ней, если она не следует домашним правилам – например, о том, чтобы использовать только свои личные полотенца после ванной.
В действительности, Матвей – сторонник порядка. Одним из базовых правил в доме Келли является то, что нельзя пить сладкую газировку после 19:00. Вот это правило россиянину было трудно соблюдать.
«Он же очень любит газировку. Мог бы, наверное, пить ее все время», – отмечает Майк.
Для Петрова могут сделать исключение, если в этот день проходит матч, а он забивает гол или набирает два очка. Учитывая, что за регулярный чемпионат он забил 40 шайб и записал на свой счет 90 результативных баллов, таких дней, когда сладкая газировка доставалась ему и после 7 вечера, было не так мало.
«Мы стараемся держать его на правильном пути. Иногда он может лениться. Тогда мы сразу говорим: камон, Матвей, вспомни свои три главных пункта».
Канадская семья, принявшая Петрова, ходит на каждую игру «Норт-Бей Баттальон», когда есть возможность.
«Когда он забивает гол, то всегда смотрит в нашу сторону, а мы дудим в большие дудки, которые берем с собой, – признается Майк.
«Он всегда знает, что это мы», – добавляет Келли.
Когда команда берет верх в домашних матчах, игроки победно поднимают клюшки, обращаясь к публике, а Петров всегда приветствует свою канадскую семью. «Его победы радуют наши сердца», – говорит Келли.
Успешные выступления Матвея радуют и «Эдмонтон Ойлерз».
Тайлер Райт рассказывает, что Петров был у него на карандаше еще за два сезона до Драфта-2021.
Сезон, перед которым Матвей был задрафтован, он провел в России, вдали от руководителей скаутских отделов, испытывавших жесткие ограничения на зарубежные поездки во время пандемии. По оценке Райта, Петров довольно посредственно провел юношеский чемпионат мира до 18 лет, который завершал сезон, заработав лишь результативный ассист за четыре матча.
Не самое лучшее выступление российского нападающего на том турнире сослужило хорошую службу для «Ойлерз», в особенности учитывая тот факт, что они пришли на драфт, не имея возможности выбрать игроков во втором и третьем раундах.
«Это была реальная удача для нас, что он тогда не блеснул, и нам удалось заполучить его в тех раундах драфта, где у нас был выбор, – говорит Райт. – Когда у команды может не быть возможности выбора во втором и третьем, то нужно убедиться в том, что делаешь максимально эффективный выбор в других раундах. Наши ребята сделали хорошую работу».
Обозреватель The Athletic Скотт Уилер назвал Петрова седьмым в списке сильнейших проспектов «Ойлерз» в своем январском рейтинге. Уилер считает, что если бы прошлогодний драфт состоялся снова, то Петров был бы выбран во втором раунде, а не под общим 180 номером.
Список лучших скиллов Петрова, который составил Улахен, довольно длинный.
Улахен считает, что Матвей внешне может производить обманчивое впечатление, при этом он здорово борется в углах, обладает высокой скоростью и хорошим дриблингом. При том, что он все еще пытается нарастить мышечную массу, он довольно неплох в силовой борьбе. По словам Улахена, Петров обладает классным скрытым броском, который сложно предотвратить оппонентам.
Но первое место в списке сильнейших качеств Петрова занимает то, что Улахен называет «хоккейным интеллектом». Он говорит, что россиянин обладает лучшим мышлением среди всех юниоров, с которыми он работал за все годы.
«Часто он оказывается на шаг впереди других, – отмечает тренер. Еще до того, как шайба попадает к нему, он знает, куда она отскочит. Это его самая главная сильная сторона – та, которая сделает его не просто игроком НХЛ, но и звездой НХЛ».
«Я буду усердно работать над собой, – обещает Петров. – Я реально, реально хочу играть в НХЛ, потому что это моя мечта».
Пока неизвестно, где Матвей проведет следующий сезон. В нормальной ситуации 19-летний игрок, подписавший с «Ойлерз» контракт новичка в ноябре прошлого года, должен будет вернуться в лигу Онтарио, если не пробьется в состав команды НХЛ. Но еще у «Эдмонтона» есть вариант отправить россиянина в АХЛ, ведь его задрафтовали из России, а не из Канадской лиги.
Есть значительная вероятность, что в следующем году возвращение Петрова в лигу Онтарио не состоится, потому что один из представителей Канадской лиги сказал нам, что по поводу выступления белорусских и российских игроков в новом сезоне еще нет решения.
«Не знаю, буду ли я в следующем сезоне выступать в АХЛ, – говорит Матвей. – Это могло бы стать следующим шагом на пути к моей мечте. Я стараюсь извлечь пользу в любом случае, просто буду упорно работать и играть на полную».
«Ойлерз» планируют выбрать лучший вариант для Петрова, если на столе будут две опции – «Бэйкерсфилд Кондорс» и «Норт-Бей». «Он в любом случае будет развиваться. Где он окажется в следующем сезоне, будет зависеть исключительно от его игры», – подчеркивает Райт.
«Норт-Бей Баттальон» с удовольствием заполучили бы Матвея назад, если ему позволят вернуться. Игра россиянина стала одной из главных причин возвращения в плей-офф команды, которая до того провела худший в своей истории год.
«Плей-офф – важный период для нас, – считает Петров. – Мы можем обыграть любого соперника, нужно стараться побеждать в каждом матче».
Кстати, нет сомнений и в том, что принимающая Матвея канадская семья тоже примет его назад с распростертыми объятиями. Сейчас кажется невообразимым, что Келли и Майк не решались принять Петрова в своем доме просто из-за потенциальных проблем с коммуникацией.
«Мы нисколько не сожалеем об этом решении. Тогда это казалось риском, но опасения не подтвердились», – откровенничает Келли.
«Семья, у которой я живу, – просто чудесная, – радуется Петров. – Каждый день я учусь у них чему-то новому. Я очень доволен. Вместе с ними я чувствую себя так, будто я у себя дома, в России. Они всегда поддерживают меня во всем и везде. Я просто хочу сказать спасибо им за то, что были со мной в это важное время моей жизни».
Келли говорит, что точно будет плакать, когда узнает, что Матвей не останется с ними дальше по той или иной причине – независимо от того, когда это произойдет. Но она смотрит вперед, считая, что этот отъезд станет для самого игрока новым шагом.
«Мы с удовольствием отправились бы в Эдмонтон, чтобы посмотреть на то, как Матвей играет за «Ойлерз». Теперь у него есть пожизненное приглашение, чтобы приезжать к нам домой и быть частью нашей семьи», – подытоживает она.