Футбол
Хоккей
Бокс
MMA
Автоспорт
Теннис
Баскетбол
Легкая атлетика
Биатлон

В СССР проводили чемпионат по хоккею для команд из "закрытых городов"

Три из этих команд-участниц затем дошли до второй лиги

В СССР проводили чемпионат по хоккею для команд из "закрытых городов"
Фото: Реальное времяРеальное время

Об этом практически не писали в советских газетах и до сих пор мало информации в Сети. Из-за этого карьеры многих спортсменов и тренеров выглядят неполноценными. Журналист "Реального времени" Джаудат Абдуллин вспоминает о самом засекреченном турнире в истории Советского Союза.

Видео дня

"Кедр", Свердловск-44 (с 1994 года — Новоуральск)

Если рассказ о всех ЗАТО выглядит достаточно скупым, то про Свердловск-44 мы скажем больше, начиная с комбината номер 183, созданного в 1945 году. Решение о его создании было принято Иосифом Сталиным, основавшим при Государственном комитете обороны Специальный комитет, отвечающий за развитие атомной энергетики. Комбинат 183 строился в Невьянском районе, и для строительства туда прибыл из Свердловска чалдонский казак Георгий Еремин с супругой, у которых в 1951 году родился сын Стасик, в будущем блестящий игрок сборной СССР, тренер , УНИКСа , его генеральный менеджер и советник президента клуба .

Год создания хоккейной команды "Кедр" неизвестен, хотя во многих справочниках называют 1967 год. Но это неправда. Более того, в 1967 году "Кедр" покинул самый яркий его воспитанник, известный в будущем хоккеист, и еще более известный тренер . Поиграв в нижнетагильском "Спутнике", а затем став легендой , он даже выезжал на три года (с 1982 по 1984 годы) в Японию, где играл за местный "Одзи Сейси", что практически невозможно представить для жителя закрытого города.

Еще три звездных воспитанника местного хоккея — это , ставший одним из лидеров минского , Сергей Нелюбин и Владимир Подтяпурин, долгое время игравшие в свердловском "Автомобилисте", плюс новосибирец Геннадий Лузгин, поигравший в "Автомобилисте", а завершавший карьеру в тюменском "Рубине".

Многого добились в хоккее и приезжие хоккеисты "Кедра". Герман Чумачек, после окончания карьеры, а он уехал из Свердловска-44 в 1973 году, стал известным тренером, воспитав Вячеслава Безукладникова, а позже , и .

Другой игрок "Кедра" с молодежной командой "Спутник" из Нижнего Тагила добился практически невозможного став в 1975 году серебряным призером чемпионата СССР для хоккеистов не старше 18 лет. Под его руководством играл будущий хоккеист сборной СССР .

Очень известным впоследствии стал хоккеист "Кедра" Шарипзян Галиахматов. Правда, карьеру он сделал на судейской стезе, став одним из ведущих хоккейных арбитров... Александром Галиахматовым. Под конец жизни вернул себе родное имя — Шарипзян, его сын — Игорь Шарипзянович Галиахматов также хоккейный судья. Жена, дочь героя Советского Союза, гвардии майора Ахмадуллы Ишмухаметова. Кстати, уже его отец был простым конюхом в доме казанского прокурора, полюбил его дочь и увез с собой в город Лысьву, Пермской области, без родительского благословения. Влюбленных спасла Октябрьская революция.

Красноярские аутсайдеры

"Труд", Красноярск-26 (С 1994 года Железногорск).

Город возник в 1950 году. В городе работает горно-химический комбинат, занятый производством плутония, хранением и переработкой облученного ядерного топлива. Расстояние от Красноярска — 697 километров по прямой.

Красноярск-45 (Ныне Зеленогорск).

Город возник в 1956 году. Там находится "Электрохимический завод" производящий высокообогащенный уран. Расстояние от Красноярска — 116 километров.

Обе команды выступали в Зоне Сибири, но с точки зрения хоккея были слабыми, в том числе и потому, что сам хоккей в областном центре развивался на остаточном уроне, после хоккея с мячом, футбола и даже регби. Поначалу была команда "Буревестник" (он же ДОК, "Луч", "Политехник", "Энергия"), а куда более известный "Сокол" появился только в 1973 году.

"Факел", Свердловск-45 (с 1994 года Лесной)

Город основан в 1954 году под названием Свердловск-45, хотя до самого Свердловска 206 километров. В городе располагается комбинат "Электрохимприбор", занимающийся электромагнитным разделением изотопов урана. Команда была основана в 1955 году под названием "Химик", по инициативе директора Анатолия Мальского, очень любившего спорт в целом и особенно хоккей, чья команда в 1964 году стала "Факелом". Лучший игрок команды — Геннадий Шаповалов из Серова ("Рубин", Тюмень, и "Автомобилист", Свердловск), Леонид Гаряев из Свердловска ("Кристалл", Саратов, и "Ижсталь", Ижевск). Гаряев, в будущем практически легендарный администратор "Ижстали", едва не начал свою карьеру в Казани, в СК им. Урицкого, который тренировал тогда его земляк Геннадий Шумков. Гаряев в итоге и отправился на берега Волги, только не к Шумкову в Казань, а к знаменитому в будущем Роберту Черенкову в Саратов. В итоге поиграл там Гаряев с самим !

Вернувшись на родину, хотел податься в "Автомобилист", да только там уже работал... Шумков, и не взял его в команду. В итоге Гаряев поехал в Свердловск-45, о котором вспоминал: "Закрытый город, где атомные бомбы собирали. Команда играла в Первенстве РСФСР, специальная зона существовала для таких вот секретных городов-заводов — Озерск, Северск, Снежинск, Железногорск. Это сегодня; а тогда все по цифрам — Челябинск-40, Томск-7, Красноярск-26. Даже со спортсменов специальные подписки о неразглашении брали. На территорию запросто не въедешь. Чтоб пропуск получить — несколько дней уходит. Строжайшая проверка. Мне пока документы оформляли, пришлось на соседнем хуторке у какой-то бабушки-старушки прятаться".

Гаряев оказался в Свердловске-45, не попав в Казань, а вот его партнер Владислав Тетерин приехал из столицы тогдашней Татарии, легенда местного хоккея Борис Крапивин — из Нижней Туры, Григорий Шаклеин из Кирово-Чепецка. Леонид Чучумов, после того, как покинул закрытый город, оказался в Ленинграде, а затем за Полярным краем, где тренировал оленегорскую "Звезду". А известного в прошлом наставника Николая Алексушина пригласили из Саратова, и через год он уехал в украинский Днепродзержинск. Правда, секретность работы в Свердловске-45 наложила свои отпечатки, к примеру "Википедия" просто не указывает тот год работы в биографии Алексушина.

Как и у многих приезжих хоккеистов подобных команд, у Гаряева было желание избежать армии, а работа в ЗАТО предполагала броню от службы. При этом спортсменам можно было только числиться в каком-либо из цехов. Команда выступала в целом успешно, первой поднявшись на уровень второй лиги, что вызвало зависть соседей из другого ЗАТО — Свердловска-44. Как вспоминал тренер местного "Кедра" Юрий Чуреков, его пригласили в 28 лет из глазовского "Прогресса", поставив задачу: "Чтобы мы играли в классе "Б". "Факел" из Свердловска-45 уже играет там, и "Кедр" не должен отставать". За лето построили хоккейный корт с трибунами на две тысячи мест, и также поднялись во вторую лигу.

В постсоветское время цвета команды Лесного защищали среди прочих два партнера по звену в "Спутнике" из Нижнего Тагила — Сергей Балбашев и Максим Ражев.

И Свердловск-44, и Свердловск-45 поначалу играли в Зоне Сибири, а уже потом стали командами второй лиги, как и следующая команда.

"Янтарь" Томск-7 (ныне Северск)

Город возник в 1949 году, через пять лет ему присвоено название Северск, но в документах его продолжали называть Томск-7, от которого Северск расположен в 17 километрах. Статус секретности сняли только в 1989 году. В городе располагается комбинат по производству обогащенного урана и плутония. Команда играла в Зоне Сибири, причем на момент, когда в областном центре Томске хоккея не было.

Первым хоккеистом по имени Зинатула был не уважаемый Зинэтула Хайдарович, а его более старший тезка (разница только в написании имени) Зинатула Абдулвахитов, форвард "Янтаря" из Томска-7. На одном из турниров второй лиги он был признан лучшим нападающим, хотя лучшим бомбардиром тогда стал великий , тогда только начинавший в кирово-чепецкой "Олимпии". Северского татарина зачастую звали кратко Зинур, и у него было еще два младших брата Гиниятула и Шамиль. Если еще вспомнить братские дуэты Макаренко, Панкратовых и Рождествиных, то команда Северска имела все основания называться командой Братска. Зинатулу-Зинура судьба даже забросила в Казахстан, где он сыграл за вместе с будущим олимпийским чемпионом и Виктором Набоковым, отцом именитого в будущем вратаря . Разносторонним хоккеистом был Николай Балмашнов, в будущем тренер "Янтаря". Уроженец Невьянска Свердловской области приехал в закрытый город, будучи легкоатлетом, игроком в хоккей с мячом, а там начал играть в местной команде в футбол.

Вершина северского хоккея — это шесть сезонов во второй лиге, с 1966 по 1972 годы, причем в отличие от многих команд из других закрытых городов, которые не могли играть на своей площадке, северчане играли практически дома, поскольку в 1972 году в соседнем Томске был открыт "Дворец зрелищ и спорта". Его планировали строить в Северске, но , на тот момент первый секретарь Томского обкома , перенес стройку в областной центр. Стратегически правильно сделал, поскольку "Дворец зрелищ и спорта" стал востребован намного больше, чем спорткомплекс в закрытом городе. К примеру, в 1979 году там провели чемпионат СССР по художественной гимнастике.

Сильнейшим хоккеистом Северска в советские времена стал , приглашенный поначалу в , а затем и в ЦСКА. Правда, туда он пришел после нескольких сезонов в ижевской "Ижстали", зато сразу стал чемпионом СССР, участником Суперсерии с командами НХЛ, даже забил гол в ворота Гранта Фюра из "Эдмонтон Ойлерс".

Уже после того, как с Северска был снят гриф закрытого города, местная спортшкола продолжала готовить хоккеистов, один из которых — — даже поиграл за "Ак Барс" в сезоне 1999 года. В хоккей играли братья Альберт и Виталий Брынцевы, и сын последнего — — живая легенда "Нефтехимика", после девяти проведенных там сезонов. Но самым ярким спортсменом, который связывает закрытый город Томск-7 с Татарстаном, стал знаменитый лыжник Иван Утробин. Уроженец села Орловка Челнинского района поехал в закрытый город, где продолжил заниматься лыжами, к которым пристрастился на родине. Но из-за статуса секретности Томска-7 Утробина не взяли в состав сборной страны на Олимпиаду в американский Скво-Вэлли-1960. Пришлось переезжать в Красногорск.

Баскетбол в Свердловске-44

Через три года после рождения , в 1954 году, был основан город, получивший первоначальное название Свердловск-44, как место обоснования Уральского электрохимического комбината, занимающегося газодиффузным обогащением урана. (Любопытно, но семью годами ранее в Томске, рядом с секретным городом Северск, родился внук ленинградского дворянина со стороны отца и оперного певца со стороны мамы, будущий капитан сборной СССР , герой автобиографической книги "Движение вверх").

Баскетбол в Свердловске-44 развивала тренер Майя Гусева, работавшая с детской и взрослой командами. На два года позже Еремина на свет появился его будущий партнер по свердловскому "Уралмашу" Анатолий Концевой, будущий гендир БК "Урал". В воспоминаниях о Гусевой есть слова, когда юношеская сборная выиграла ЦС ДСО ФиС в 1969 году, а год спустя победила уже в турнире взрослых команд. Современники вспоминали, что пережил город Свердловск-44, когда его команда впервые выиграла спартакиаду 10 городов. Как "трещал по швам" Дворец спорта, когда "Кедр" встречался с командами городов Арзамаса (Сарова), Пензы (Заречного), Томска (Северска), Красноярска, Свердловска и Челябинска.