"Я старался изобразить хоккей как детские мечты". Омский граффитист о недавней работе
"Омск Здесь" встретился с художником Иваном Крячко, чтобы автор лично рассказал о своём творчестве. В начале сентября в подземном переходе "G-Drive Арены" завершились работы над арт-объектом, посвящённым хоккею. Граффити появились в рамках V регионального фестиваля "Омский стрит-арт 2022". Автором художественного произведения стал омский иллюстратор, граффитист Иван Крячко. Подземный переход у строящегося спортивного комплекса преобразился до неузнаваемости. Автор проекта не является фанатом хоккея, поэтому искал вдохновение в фотографиях дворовых команд и чёрно-белых снимках времён СССР. Корреспондент "Омск Здесь" встретился с автором граффити. Иван Крячко провёл экскурсию по подземному переходу и рассказал о своём творчестве. - Расскажите, где брали идеи для этого хоккейного граффити? - В первую очередь я старался изобразить тему дворового хоккея как чего-то тёплого, "присыпанного" яркими эмоциями из детства. Главная тема граффити - не хоккейный клуб "Авангард". Передо мной стояла задача изобразить хоккей как спорт, как увлечение, как детские мечты. - Что означают изображения на стенах подземного перехода? - Здесь запечатлены знаковые даты для хоккейного клуба "Аванград", например, в 2004 году команда взяла первый Кубок Гагарина. Также я изобразил хоккеиста в новой форме. Далее можно увидеть эволюцию хоккейной маски, в середине перехода нашлось место для хулиганистого мальчика, простейших кричалок, посвящённых теме хоккея, и атрибутики. Я отвёл отдельное место для настольного и фингер-хоккея. Дальше можно увидеть потрёпанные старые коньки, в которых наверняка катался любой мальчишка во дворе. На другой стене - много портретов. В центре я нарисовал мальчика с характером, как у воинственных индейцев. На входе в переход красуются ворота, которые должны стимулировать омичей попадать в мусорное ведро. Также опытные болельщики среди прочих рисунков найдут изображение Владислава Третьяка. - Иван, давайте поговорим о вашем творческом пути. Расскажите о своих первых работах? Почему вообще выбрали рисование? - Рисовать, а точнее, лепить, я начал с детского сада. Подсматривал, как старший брат очень классно рисовал одного из одногруппников, правда, в основном он изображал автомобили. С лепкой как-то не получилось связать жизнь, так как я не нашёл подходящих курсов и наставника, который помог бы мне освоить азы в этом направлении. Потом поступил в художественную школу, а после в институт на художественно-технологический факультет. Большой опыт я получил в школе портрета Анатолия Мовляна. - Расскажите, как рождается идея будущего произведения? - Сама идея зарождается от "насмотренности", знание работ других авторов. Также я не скрываю своего интереса к другим культурам, особенно древним. Мне нравится интегрировать в своё творчество элементы мифологии, быта других народностей и элементы ярких субкультур. - Как так получилось, что вы успешно совмещаете и иллюстрацию, и граффити? Не сложно перестраиваться на разный формат произведений? - Иллюстрацией я стал заниматься на самом деле не так давно. Мне интересно "ломать" и "играть" с формами. Всерьёз "заразился" этим после какого-то бума комикс-индустрии в Омске и в России в целом. Мне нравится перестраиваться на разный масштаб и материал, в такие моменты мозг работает как-то по-особенному. Этим меня и цепляет. - Вы принимали участие в проекте "Город-сад", который придумала омичка Анна Косьяненко. Именно она предложила избавлять здания и городские сооружения от некрасивых граффити. Скажите, возможно ли продолжение у этой истории, ведь ещё столько мест остались без "зелени"? - Я обеими руками за, чтобы проект "Город-сад" снова возродился. Он начал хорошо развиваться, но один человек не может вытянуть такое. Нужны люди, которые помогут с материальной поддержкой, и большая команда художников. - Если бы вам предложили преобразить любое здание, какое бы выбрали и почему? - В Омске меня интересуют два здания - ТЮЗ и Музыкальный театр. Я считаю, что детский театр должен привлекать к себе внимание, на его фасаде я изобразил бы что-то очень яркое, напоминающее о детстве. А у Музтеатра меня, конечно, привлекает его крыша. У всех она ассоциируется с каким-то трамплином в небо, но я бы на ней изобразил театральную абстракцию. - Можно ли сказать, что творчество - дело всей жизни? - Рисование да, дело всей моей жизни. Очень много пройдено, и ещё больше впереди. - Задумывались ли вы когда-нибудь о собственной выставке или экскурсии по местам, где вы что-то изобразили? - По поводу выставки я начал задумываться совсем недавно. Скорее всего, она когда-нибудь состоится, и зрители увидят мои иллюстрации и персонажей, которых я создавал. К сожалению, я не успел поучаствовать в выставке от музея "Искусство Омска", где художникам предложили изобразить динамику города, но зато теперь я знаю, к чему хочу двигаться. - Какие эмоции у вас вызывает завершённый мурал? - Законченный мурал вызывает вау-эффект, но не всегда. Иногда начинаешь копаться, разбирать, что и как можно было бы сделать по-другому. Мне кажется, что любой художник после завершения творческой работы проводит анализ. - Что вас, как граффитиста, раздражает в омских фасадах? - Раздражает неправильно подобранные цвета, которые используют при реставрации или покраске зданий. А ещё мне жутко не нравятся скучные формы. - За какую работу вы никогда не возьметесь? - Не возьмусь рисовать что-то на религиозные и политические темы. - Что посоветуете будущим граффитистам? - Посоветую больше практиковаться в рисовании, смотреть работы знаменитых художников, таких как Сальвадор Дали, Иван Шишкин, Казимир Малевич. И главное - не бояться экспериментировать с цветом, делать свои работы более яркими, а также избегать скучных сочетаний цветов. Фото: Илья Петров