С трибун кричали «предатель» и бросали хлеб на лед: история лучшего бомбардира ХК «Сибирь»
Надпись на могиле гласит, что здесь похоронен Валентин Егорович Кузин, 1926 – 1994. Тот самый Кузин, легенда хоккея, олимпийский чемпион 1956 года, двукратный чемпион мира, трёхкратный чемпион Европы, уроженец и гордость Новосибирска.
Правда, насчёт «гордости» есть и иное мнение. Когда Валентин Кузин приезжал в составе московского «Динамо» в родной Новосибирск, отвязные болельщики кидали на лёд куски хлеба с криками в его адрес – «предатель»! Время было такое – странное. А теперь новосибирец Владимир Тарасенко покоряет канадский лёд, но мало кому придёт в голову крикнуть в его адрес – «предатель», напротив – его имя вызывает глубокое уважение у земляков; увы, в советскую эпоху понимание патриотизма в спорте было другим.
СССР стал членом Международного олимпийского комитета весной 1951 года. Хоккей с мячом на льду, который широко развивался в России, не был олимпийским видом спорта – в отличие от канадского хоккея с шайбой. В атмосфере холодной войны стран капитализма с лагерем социализма даже спортивные состязания приобретали политический характер. А посему футболистов и хоккеистов срочно начали переводить на хоккей с шайбой – олимпийский вид спорта, чтобы и там, значит, показать буржуям нашу кузькину мать. Процесс шёл мягко, ровно. Многие атлеты, в том числе и сибиряки, не возражали – канадская игра им нравилась: азартная, маневренная, стремительная, командная, силовая, хитроумная. В Новосибирск первую «канадскую» клюшку и шайбу из Москвы в послевоенные годы привёз энтузиаст спорта Иван Цыба. Привёз и начал объяснять азы заокеанской игры.
На водно-лыжной базе «Пищевик», на той самой первой нашей коробке, прошли финальные соревнования чемпионата России по хоккею с шайбой. Турнир стал бенефисом Кузина. В четырёх матчах он закинул 19 шайб! Новосибирское «Динамо» одолело соперников во всех играх и стало чемпионом РСФСР. Руководил командой Григорий Сентюрин, которого справедливо называют в числе основоположников новосибирского хоккея.
В 1954 году Валентин Кузин в составе сборной СССР становится впервые чемпионом мира. Сборная СССР в том году была дебютанткой на чемпионатах мира по хоккею с шайбой, впервые участвовала в них – и сразу же разгромила грозных канадцев, шведов, финнов. Никогда более в истории хоккея команда-дебютант не становилась чемпионом мира. Наша сборная удивила соперников разнообразием стиля; на льду словно бы выступали три разных команды. Каждая из троек первого состава имела свой почерк. В первой тройке блистал Всеволод Бобров, совершавший неудержимые прорывы в тыл соперника. Он играл столь великолепно, что поэт Евгений Евтушенко посвятил ему стихи, где сказал о Боброве так: «Шаляпин русского футбола, Гагарин шайбы на Руси».
В последние годы войны Бобров служил в Омске и провёл пару футбольных игр в Новосибирске. Возможно, здесь он и познакомился с Кузиным. Всеволод очень высоко оценивал талант товарища по сборной, говорил, что в скоростном отношении Кузин опередил время на десятилетие, его скорость не умещалась в тактику и технику тех дней. Вместе с Бобровым в первой тройке сборной играли также армейские мастера Шувалов и Бабич.
Вторую тройку составляли динамовцы Крылов, Уваров и Кузин, которые показывали удивительный комбинационный хоккей. Кузин обходил одного защитника, другого, устремлялся за чужие ворота и превращал в кашу оборону противника. Его пытались догнать, остановить. А он освобождал пространство для партнёров и в нужную секунду точно отбрасывал им шайбу. Никогда не жадничал, поскольку был истинно командным игроком.
Его выступление на Олипиаде-56 – первых Олимпийских играх, в которых участвовала сборная СССР по хоккею, - стало фурором. Вот финал: нам противостоят несгибаемые канадцы. Первый период закончился с минимальным перевесом: шайбу забросил Юрий Крылов из динамовской тройки. Он играл на правом фланге, центром дирижировал Александр Уваров, а левый край контролировал Валентин Кузин. В Москве Кузина к тому времени уже прозвали танком. Он обладал истинно бойцовскими качествами, никогда не избегал силовой борьбы, а в скорости равных ему не было и среди канадцев.
Однако второй период, несмотря на нечеловеческое напряжение, не принёс удачу никому – ворота обеих сторон остались сухими. Последняя двадцатиминутка. Канадцы и не думают сдаваться, взвинчивают темп, рвутся к нашим воротам, они абсолютно в своей стихии и злы, как черти. Вколотят шайбу – и этот ураган уже не остановить. Чернышёв выпускает на лёд динамовскую скоростную тройку и напутствует её словами: клин клином вышибают. Наша тройка закрутилась метелью, перекидывая шайбу в одно касание, расчертила лёд немыслимыми пасами и влетела в зону соперника. Кузин с шайбой умчался за ворота, оттуда швырнул диск в угол площадки, а сам метнулся к центру, зная, что получит передачу от Уварова – и не ошибся. Сибиряк поймал точный пас и выстрелил неотразимо: два - ноль! Канадцы на миг опустили головы и клюшки. Они ещё попытались что-то сделать, но их время вышло; шайба новосибирского бомбардира принесла сборной СССР первую, столь желанную, победу на Олимпийских играх.
В том году Валентину Кузину исполнилось 30 лет – в спорте это немало. Понятно, что военные годы выбили целую пятилетку из его спортивной карьеры. В составе московского «Динамо» он играл до 1961 года, но звёздными, лучшими его годами стали 1954 – 1956: Олимпийский чемпион, дважды чемпион мира, трёхкратный чемпион Европы, чемпион СССР, заслуженный мастер спорта.
Выйдя на пенсию в 35 лет, Валентин Егорович не захотел стать спортивным функционером или чиновником средней руки. Подобно Гоше-Гоге из кинофильма «Москва слезам не верит» Кузин работал слесарем-инструментальщиком высшего разряда в научно-исследовательском институте радиоэлектронной промышленности. Руки он имел золотые. Такой факт: в годы спортивных выступлений он великолепно точил и клепал коньки, подгонял клюшки и инвентарь. Казалось бы, простая штука – наточить коньки, но сведущие люди знают, что это ювелирная работа, в которой нужно учитывать требования и особенности каждого игрока. Кузин точил коньки всей команде! Не за деньги и не по обязанности, а потому что был истинным спортсменом, верным товарищем и, кроме всего прочего, имел талант работы с металлом.
Под сводами Ледового дворца спорта «Сибирь» подняты именные флаги спортсменов, сыгравших значительную роль в истории новосибирского хоккея. Первым, как и следовало ожидать, значится форвард Валентин Кузин.