The Washington Post вспоминает первую шайбу Овечкина в НХЛ: он должен был с чего-то начать
Александр Овечкин не смог бы забить 800 голов в НХЛ, если бы не забросил свою первую шайбу. В ночь на 5 октября 2005 года, за несколько мгновений до того, как Овечкин дебютировал в НХЛ на льду MCI Center (так раньше называлась Capital One Arena) в воротах команды-соперницы его поджидал сильно нервничавший 22-летний голкипер. Ожидалось, что 20-летний новичок из России Овечкин преобразит «Вашингтон Кэпиталз», да и хоккей в столице Соединенных Штатов в целом. Задача голкипера «Коламбус Блю Джекетс» Паскаля Леклера была на первый взгляд довольно простой - отсрочить это преображение «Кэпс».
«В тот вечер мне пришлось беспокоиться о целом ряде вещей», - вспоминает Леклер.
При всех разговорах о следующей шайбе Овечкина, а также о последующей, которые помогут ему сначала сравняться с показателем Горди Хоу, а затем и обойти его на втором месте в списке лучших снайперов в истории НХЛ, стоит вспомнить то время, когда в графе «забитые голы» у него было пусто. Многие нынешние студенты не смогут вытащить такие воспоминания из банка памяти, потому что тогда они были еще в пеленках. Чтобы забросить 800 шайб, Ови потребовалось более 17 лет. Чтобы забить первый гол, ему понадобился всего 1 вечер.
«Я помню, что вокруг него было много шума», - отмечает Леклер.
Овечкин забил свои 800 голов 165 разным вратарям (и 53 в пустые ворота). Он огорчил девять голкиперов, которые когда-то были или позже станут его партнерами по команде. Чаще всего ему ассистировал Никлас Бэкстрем, но также он дважды забивал Никласу Бэкстрему (финский голкипер Никлас Оскар Бэкстрем, прим. - Ред.). Он забивал вратарям, чьи имена начинаются почти на все буквы алфавита от Аарона Делла до Янна Дани. Он огорчил трех Майклов (Хатчинсон, Гарнетт и Лейтон), трех Майков (Данэм, Маккенна и Смит) и одного Микаэля (Телльквист).
Этим спискам нет конца. Овечкин забивал 16 обладателям «Везина Трофи», ежегодной награды лучшему вратарю лиги, и даже трем хоккеистам, которых уже ввели в Зал славы - Эду Белфору, Мартину Бродеру и Доминику Гашеку. Трое стражей ворот, которым он забрасывал больше всего шайб ( Марк-Андре Флери (25 голов), Хенрик Лундквист (24) и Кэри Прайс (22)) тоже могут оказаться в Зале славы.
Поэтому, пожалуй, в том, чтобы пропустить гол от Овечкина, нет ничего постыдного. В принципе, много лет назад, когда «Кэпиталз» открывали сезон 2005/06, присутствовало некоторое ощущение, что этот его его первый гол - лишь старт чего-то величественного. Он просто должен был с чего-то начать.
«Все в команде слышали о том, что Ови был выбран под первым номером, и что он хороший атакующий игрок, у которого есть все шансы стать звездой, - вспоминает Леклер. - Мы знали, что он будет особенным».
И если Овечкин выходил на лёд, рассчитывая забить в своем дебютном матче в НХЛ, то для Леклера его появление в стартовом составе стало некоторым сюрпризом. За 2 года до этого Марк Дени выходил с первых минут в 77 играх чемпионата, а в сезоне, предшествовавшем локауту в НХЛ - в 66. Он был признанным первым номером в «Коламбусе». Леклер же за это время провел всего 2 матча.
«Для меня это был особенный вечер, потому что я начинал сезон вместо парня, который ранее являлся безоговорочным первым номером, - отмечает Леклер. - Поэтому я беспокоился об Ови, но не так сильно. Я просто хотел провести хороший матч. Это была отличная возможность для меня».
В первом периоде, в первой же смене в своей карьере, Овечкин начал атаку у своей синей линии и отправил шайбу за ворота «Коламбуса». Когда Ови, подобно локомотиву, подлетел к борту за воротами «Блю Джекетс», пас имел несчастье принять защитник Радослав Сухи. Овечкин повернул левое плечо и на полной скорости впечатал того в борт. Силовой прием был настолько сильным, что одна из металлических стоек, скрепляющих пластины из оргстекла, отвалилась на лед.
«На площадке царило сильное напряжение, - рассказывает Леклер. - Когда Ови сделал это, когда он впечатал в борт нашего защитника, он задал тон всему этому вечеру».
Как и, наверное, всей карьере... всего через 7 с небольшим минут после стартовой сирены, когда «Кэпиталз» проигрывали 0:1, Джефф Халперн (в то время капитан команды) получил шайбу за воротами Леклера. Он передал ее нападающему Дайнюсу Зубрусу, ветерану из Литвы, который сильно помог Овечкину привыкнуть к жизни в Америке.
К тому моменту Зубрус провел 539 игр в НХЛ и сделал 152 результативные передачи. Он знал, как найти открытого партнёра, даже если тот не был похож ни на одного из тех, кому он ассистировал в прошлом. Когда Зубрус развернулся возле правого борта и осмотрелся, он увидел между кругами вбрасывания черный свитер с номером 8.
«Это произошло довольно быстро, - вспоминает канадский голкипер. - Я был удивлен тем, насколько сильным получился бросок у 20-летнего парня. Я такого не ожидал».
Сейчас в НХЛ об этом хорошо знают, но тогда только привыкали: бросок Овечкина - это смертоносная комбинация грубой силы, исходящей от щелчка, длящегося не больше взмаха крыла колибри. Ему не нужна долгая, затяжная подготовка, чтобы произвести выстрел.
«Многие парни в НХЛ просто сильно бросают, но некоторые из них, такие как Ови, стреляют не просто мощно. Шайба отправляется в полет с крюка очень быстро» - отмечает Леклер.
«Это какое-то странное, гнетущее чувство. Иногда в тебя попадает шайба, и ты говоришь: «Ладно, это был хороший бросок». Но такой парень, как Ови, заставляет тебя прочувствовать шайбу. За ней ощущается вес. Ты думаешь, что сможешь остановить ее, но она проходит сквозь тебя, потому что в ней столько силы и энергии».
Именно так, в первый из 747 раз в регулярном чемпионате Овечкин обыграл вратаря. Когда шайба перешла от Зубруса к Овечкину, Леклер попытался переместиться вправо. Бросок был слишком сильным и хорошо поставленным. У Леклера фактически не было шансов.
«После этого я подумал: «Ладно, бросать этот парень действительно умеет», - рассказывает канадский голкипер.
Сейчас этот парень - седеющий отец двоих детей. И он все еще не разучился стрелять. Следующие два гола, которые могут случиться уже в пятницу, в матче против «Виннипега», кажутся неизбежными. В ближайшее время он определенно опередит Хоу. И тогда ему останется всего 93 гола до, казалось бы, вечного рекорда Уэйна Гретцки.
«Несколько лет назад вы бы сказали: «Да ладно, рекорд Гретцки? Невозможно», - говорит Леклер. - Мы всегда думали, что этот рекорд никогда не будет побит. Я сам был одним из таких парней. А теперь я буду удивлен, если Овечкин этого не сделает».
5 октября 2005 года Ови вряд ли хватило бы смелости даже мечтать о подобных цифрах, он просто должен был с чего-то начать. А сейчас никто не знает, где в итоге он остановится.