Юрий ЛЕБЕДЕВ: Когда уезжали в Канаду, то трагедии из возможного поражения никто не делал. Говорили только, чтобы мы играли в свой хоккей

ХОККЕЙ. Суперсерия-1972. Пятый матч

Юрий ЛЕБЕДЕВ: Когда уезжали в Канаду, то трагедии из возможного поражения никто не делал. Говорили только, чтобы мы играли в свой хоккей
© Спорт уик-энд

Во второй части интервью Юрий Лебедев рассказал о канадской и московской частях Суперсерии, расценках за победу и встречах с Высоцким.

Канадский журналист покрошил газету в бульон и съел на наших глазах

- На ваших глазах канадский журналист съел газету, проиграв спор партнеру по звену Вячеславу Анисину? - Да, канадский репортер написал перед началом серии какую-то хрень, что Советы ни одного матча выиграть не смогут. Пришлось ответить за свои слова. Это происходило уже в Торонто, куда мы переехали из Монреаля. Собралось телевидение, пресса, принесли ему горячий бульон. Покрошил туда страницы и ложкой съел. Ничего особенного. Но молодец в том плане, что не стал отнекиваться, раз проиграл спор - надо выполнять! - Из канадских матчей в четырех разных городах, где тяжелее всего пришлось? - В Монреале и Торонто. В Виннипеге тогда команда ВХА только образовалась, такой северный, не очень хоккейный город. Ванкувер - место красивое, очень жаркое даже в сентябре, проживало там много людей разных национальностей, но на тот момент тоже еще не чувствовалось особых хоккейных традиций. - Между матчами пауза была в один день. Как вы проводили свободное время? - Сразу после окончания игры отправлялись в гостиницу, рано утром подъем, завтрак и прямиком в аэропорт - перелет в другой город, отель, туда-сюда, считай, уже обед. На новом месте тренировка, а на следующий день очередной матч. Особо не гуляли, да и куда пойдешь? Раньше денег нам практически не давали. Так, по магазинам прошвырнемся, что-то там посмотрим. Матчи заканчивались поздно, в гостиницы приезжали уже ночью. - Какие тогда платили суточные во время поездки по Северной Америке?- Не помню. Какие-то «копейки» по нынешним временам давали. Хватало что-то детям купить в подарок из одежды, какие-то еще сувениры - не больше. Ну, может, еще себе какую-то рубашку или джинсы.

Высоцкий сказал: «Ребята, если останется время, зайду к вам, пообщаемся»

- Кто-то из советских артистов приезжал вас поддержать? Я слышал версию, что в одном из городов хоккеисты встретили Высоцкого? - Нет, такого не помню. В Монреале, в гостинице в 1974 году, когда проходили матчи с ВХА, мы встречались. Он был с женой, с Мариной Влади. Володя сказал: «Ребята, если останется время, зайду к вам, пообщаемся». Но, видно, так и не получилось.- Высоцкий, на ваш взгляд, любил хоккей?- Думаю, да. Он ведь к нам на сборы неоднократно приезжал, когда в Архангельском жили, песни пел - это я помню.- Говорят, что канадцам пришлось делиться с вами экипировкой, настолько наша оказалась «примитивной»?- Нет, ничем не делились. Нам все сразу подарили «фирмачи» - из CCM, Bauer и прочих компаний, которые там присутствовали. Каждый хотел, чтобы его продукция высветилась у русских в качестве рекламы. Им было за счастье, что мы играем в их шлеме или с их клюшкой.- Как Бобров и Кулагин расценили канадскую часть серии? Две победы и ничья в четырех матчах - хороший результат?- Да как еще ее расценивать могли? В принципе, все матчи вышли равные, серия для зрителей очень интересная. Нельзя сказать, что канадцы или мы выглядели намного сильнее. Они превосходили в одних компонентах, мы - в других. В первой встрече серия ошибок все решила, а в последней Ляпкин с Васильевым не поделили шайбу. - Правда ли, что после окончания канадской части серии хоккеисты сборной получили отпуск, который и сломал подготовку? - Нет, ерунда полная! Мы все вернулись в свои команды, шел чемпионат СССР. Пару дней только получили на выходные, а дальше начали готовиться в Новогорске. Тренировались как всегда. Откуда такие слухи появились - даже не понимаю. Знаю, что Харламов с Мальцевым пару раз летали вместе в Сочи или еще куда, но чтобы им дали отпуск за хорошую игру в разгар сезона - что-то фантастическое, невероятное. Может, Мальцев перепутал и он уже после окончания серии уехал в Сочи, но общих больших выходных нам точно не давали. - Была ли какая-то накачка со стороны партийных органов - добыть победу любой ценой?- Нет, ничего подобного! Просто, когда мы уезжали в Канаду, нам говорили: «Ребята, не опозорьтесь, играйте нормально, в своем стиле». Трагедию не делали из того, если вдруг уступим.

Только расслабился - сразу дали в чухальник, и все!

- Говорят, что перед московской частью Суперсерии стоял огромный ажиотаж - на матчи простому смертному было не попасть?- Да, конечно. Но такое же происходило и в чемпионате СССР. На матчи между московскими клубами, особенно ЦСКА - «Спартак», всегда собирались полные «Лужники». Нам, игрокам, давали по пять билетов, остальные можно было приобрести только за свой счет. Мы всегда посылали администратора, он стоял в очереди и покупал, кто сколько заказывал. - Началась московская часть серии для советской сборной с победы, почему в трех остальных матчах последовали только поражения?- Даже не знаю, чем это можно объяснить. То ли канадцы стали сильнее, а мы допускали много ошибок. Последняя, в восьмом матче, стала роковой, решила ход всего противостояния.- Не возникло ли какой-то расслабленности, когда после пятого матча до общей победы было подать рукой, мол, уж одну-то ничью в трех встречах мы возьмем?- Нет, никакой расслабленности - это точно могу сказать. Игра есть игра. Это как в боксе. Ты только расслабился, сразу дали в чухальник, и все! - Какие-то премии вам обещали в случае победы?- Нет, ничего не обещали.

Сказали, что меньше, чем за пять миллионов долларов в НХЛ не уедем

- Кто из канадцев мог бы закрепиться в составе сборной Советского Союза?- Я думаю, что все канадцы. К любому стилю можно приспособиться, если у тебя голова есть. А с техникой у родоначальников хоккея всегда порядок. Думаю, что и любому игроку из сборной СССР было бы по силам выступать в НХЛ. Другой вопрос - никто из нашей команды всерьез об уходе не задумывался. - Вас вместе с партнерами по звену Бодуновым и Анисиным вроде к себе усиленно заманивал «Сент-Луис»?- Да, пришли какие-то дураки, спросили, хотите ли сыграть в НХЛ? Мы в ответ: «А сколько заплатите?» «Готовы вам дать до миллиона долларов» «Нет, не пойдет, - засмеялись. - Меньше чем за пять мы не пойдем». Не знаю, поверили или нет, но на какой-то момент отстали.- Считается, что после этой серии канадцы от нас взяли все самое лучшее, а мы - самое худшее. Согласны?- Мы точно добавили в силовой борьбе. Помню как-то гимны играют перед матчем, выстраиваются сборные, смотрю на канадцев - все гренадеры. Но перевел взгляд на Васильева и Гусева - они ничем не хуже. Да и как тот же Валерка Васильев умел применять свои силовые приемы, кто ему мог конкуренцию составить? Но канадцы точно взяли от нас все лучшее. - Для вас Суперсерия-1972 - главное хоккейное событие в жизни? - Многие мои партнеры по сборной считают ее главным событием в карьере, но для меня, может, какие-то другие турниры. Да, серия, наверное, дала толчок развитию карьеры - ведь нам было всего по 21 году. Но впереди еще ждали яркие события. Например, мне посчастливилось со сборной шесть раз завоевывать золотые медали на чемпионатах мира. Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.