Третьяк спас «Советы» от разгрома, судья - Канаду от камбэка

ХОККЕЙ. Суперсерия-1974. Второй матч. Как это было

Третьяк спас «Советы» от разгрома, судья - Канаду от камбэка
© Спорт уик-энд

Как все изменилось за два года, которые разделяли Суперсерии! После первой встречи в Квебеке большинство заокеанских специалистов расценили ничейный результат канадской сборной в первом матче как большой успех. Самый результативный игрок сезона 1973/74 в ВХА Майк Уолтон сказал: «Теперь-то все убедились, что у русских тоже только две руки и ноги». А выступавший по телевидению вратарь канадцев на Суперсерии-1972 Кен Драйден пошутил: «Оказывается, канадские профессионалы могут играть на равных с советскими хоккеистами».

Негостеприимное Торонто

Впрочем, все местные газеты по-прежнему предрекали своей сборной полный разгром. Куда, мол, вам против русских…Похоже, что восторженные звуки фанфар все-таки долетели и до ушей наших игроков. На предматчевой установке Петров пошутил: «Особенно много канадцам забивать не надо». Шутка оказалась пророческой. Вторая встреча, в Торонто, вышла самой не­удачной в противостоянии с командой ВХА и привела к единственному поражению.Кстати, после отличного приема в Квебеке в Торонто у советской сборной сразу начались сложности. Когда наша делегация прибыла в гостиницу, уже на месте выяснилось, что места не зарезервированы. Хоккеистам пришлось целый час провести в вестибюле на чемоданах. А утром была сорвана тренировка - сломалась машина для заливки льда. Не пошла как-то сразу и игра у советской коман­ды на льду «Мейпл Лифс Гарден», где собрались почти 16 с половиной тысяч человек. С первых минут хоккеисты ВХА прижали гостей к их воротам, оставалось только отбиваться. Впрочем, с учетом, что худший матч провела и оборона, оставалось надеяться только на Третьяка. Но ему тоже было трудно в одиночку сопротивляться. На пятой минуте Бэкстрем с передач семейки Хоу (сына Макка и отца Горди) открыл счет, а в середине перерыва Лакруа в большинстве еще раз «расстрелял» ворота сборной СССР. У президента НХЛ Кларенса Кэмпбелла, который тоже присутствовал на стадионе, был бледный вид - конкуренты выглядели намного сильнее.

Гол-фантом имени Тома Брауна

Во втором периоде вновь расчехлил свою пушку Халл. Несмотря на требования Кулагина и просьбы Третьяка держать «Золотого Реактивщика» особенно внимательно, оборона с ним все равно не справлялась. Вскоре счет мог стать и вовсе неприличным - на 28-й минуте в ворота сборной СССР был назначен буллит. Реализовывать штрафной бросок вышел Уолтон. Третьяк позже вспоминал, что, когда канадец прошел синюю линию, он резко выскочил ему навстречу. Форвард неожиданно поторопился с броском и не реализовал свою попытку. Трибуны взревели - то ли от восторга, то ли от досады. Уолтон подъехал к советскому голкиперу и сказал: «Хорошая игра!» Успешные действия Третьяка немного взбодрили команду, и на 33-й минуте Якушев все-таки размочил Чиверса. Не сказать, что остаток встречи проходил под диктовку подопечных Кулагина, но счет они все-таки сократили до минимума. В начале третьего периода Петров метров с пяти отправил шайбу под перекладину, Чиверс уже лежал на льду и ничем помочь не мог. Шайба ударилась о туго натянутую сетку и вылетела обратно на лед. За воротами зажегся красный фонарь. Вся Канада видела гол, но только не главный судья Том Браун, не среагировавший на мигание лампочки и не остановивший встречу. Как потом рассказывал Петров, Браун подъехал к скамейке, Кулагин показал ему на пальцах 3:2, но услышал в ответ: «Ноу». Это, кстати, оказалась не единственная грубая ошибка Брауна. Вторая решила исход серии и сделала его фамилию нарицательной в хоккейном мире. После такого судейского произвола напор советских хоккеистов ослаб, инициатива вновь вернулась к профессионалам, и в концовке Трамбле отличился еще раз - 4:1.Торонто вновь оказался несчастливым городом для советских хоккеистов. Причем встреча закончилась с таким же счетом, как и два года назад в битве с энхаэловцами. «Халл, Хоу и компания жилы рвали, чтобы нас подавить. Им хотелось переплюнуть сборную образца 1972 года. В Торонто им удалось, - вспоминал потом Петров. - Два периода канадцы, многим из которых было за 30, летали по льду, как сверхзвуковые истребители! Мы за ними не поспевали. У ворот Третьяка полыхал пожар, и если бы не вратарь, счет мог вырасти до разгромного».

Канада - СССР - 4:1 (2:0, 1:1, 1:0)19 сентября 1974 года. Торонто. «Мейпл Лифс Гарденс». 16 485 зрителей 1-й период: 04:31 - Бэкстрем (М. Хоу, Г. Хоу) - 1:0; 10:49 - Лакруа (Трамбле, Маккензи, бол) - 2:0. 2-й период: 22:50 - Халл (Лакруа, Маккензи) - 3:0; 33:09 - Якушев (Шадрин, Лебедев) - 3:1. 3-й период: 57:13 - Трамбле (Лакруа, Халл, бол) - 4:1. Нереализованный буллит: 28:54 - Уолтон (вратарь). Броски: 33 (10+16+7) - 30 (13+8+9). Штраф: 12 (4+4+4) - 6 (4+0+2).Канада: Чиверс; Трамбле - Стэплтон, Смит - Селвуд, Лей - Шмир; Г. Хоу - Бэкстрем - М. Хоу, Бернье - Хоул - Маховлич, Маккензи - Лакруа - Халл, Макгрегор - Уолтон - Хендерсон.СССР: Третьяк; Васильев - Гусев, Лутченко - Ляпкин, Цыганков - Кузнецов, Федоров; Михайлов - Петров - Харламов, Мальцев - Шадрин - Якушев, Лебедев - Анисин - Бодунов, Котов, Капустин.Счет в серии: 1-0 (3:3, 4:1).