Интеллигент в хоккее. Олимпийскому чемпиону Сергею Капустину исполнилось бы 70 лет

МОСКВА, 13 февраля. /ТАСС/. Олимпийскому чемпиону по хоккею, семикратному чемпиону мира и Европы, четырехкратному чемпиону СССР Сергею Капустину в понедельник исполнилось бы 70 лет. Выдающийся игрок не смог найти себя в жизни и скончался в результате несчастного случая.

Интеллигент в хоккее. Олимпийскому чемпиону Сергею Капустину исполнилось бы 70 лет
© ТАСС

Капустин родился в Ухте, где в суровых северных условиях можно было вдоволь кататься на естественном льду. На коньки он встал рано, а уже в 16 лет выступал за местный "Нефтяник" в одной из низших лиг чемпионата СССР, где его и заприметили в Москве.

В юном возрасте Капустин мог оказаться в "Спартаке", однако приглашавшего его главного тренера красно-белых Бориса Майорова уволили, и после смотрин Капустин вернулся домой. Однако ненадолго - тренер "Нефтяника" Анатолий Ковалевский порекомендовал игрока главному тренеру "Крыльев Советов" Борису Кулагину, с которым был давно знаком. Кулагин стал для Капустина не только тренером, он по-отечески опекал его, сумел помочь адаптироваться к столичной жизни.

Капустин играл за "Крылья Советов" в течение шести лет и за этот период выиграл с командой полный комплект наград всесоюзного значения: стал чемпионом СССР (1974), серебряным (1975) и бронзовым (1973) призером чемпионата, а также двукратным обладателем кубка страны (1974, 1977). Тогда в "Крыльях" с приходом Кулагина на первый план вышли такие молодые игроки, как Юрий Лебедев, Вячеслав Анисин, Александр Бодунов, игравшие в одном звене, а Капустин действовал в тройке с Владимиром Репневым и Сергеем Котовым. По воспоминаниям Котова, у уроженца Ухты было невероятное чувство гола и умение изменить ход игры в критической для команды ситуации.

Выступления в "Крыльях" позволили Капустину пробиться в состав сборной СССР. На своем первом чемпионате мира, который прошел в 1974 году, он стал лучшим бомбардиром, набрав 11 очков (10 голов + 1 результативная передача), и выиграл с командой золотые медали. Форвард забросил четыре шайбы в матче с командой ГДР (10:3), а в игре с поляками (17:0) сделал хет-трик. Выиграл он и мировое первенство следующего года, а в 1976-м стал победителем Олимпиады в Инсбруке, где забросил шесть шайб.

Ответил отказом Тихонову

В 1977 году новый главный тренер ЦСКА и сборной СССР Виктор Тихонов в поисках еще одного ударного звена, помимо того, где играли Борис Михайлов, Владимир Петров и Валерий Харламов, решил свести вместе Капустина, Виктора Жлуктова и Хельмута Балдериса. Как вспоминала вдова Капустина Татьяна в беседе с журналистом Леонидом Рейзером, Тихонов приходил к ним домой, чтобы уговорить хоккеиста по своему желанию перейти в армейский клуб. Однако Капустин отказался, сказав, что не может подвести тренера и игроков "Крыльев". В итоге его буквально с улицы отвезли в военкомат и призвали в армию, несмотря на то что с молодости он имел повышенное давление.

В ЦСКА Капустин отыграл три года - два из них пришлись на срочную службу, а на третий год он остался ради участия в Олимпийских играх 1980 года, куда все же не поехал из-за надрыва связок колена. Тройка Капустин - Жлуктов - Балдерис помогла армейцам выиграть три чемпионата СССР подряд (1978-1980), а сборной СССР - чемпионаты мира 1978 и 1979 годов. При этом на мировом первенстве 1978 года в Праге их звено стало самым результативным в советской команде, а Капустин был включен в символическую сборную турнира вместе с соотечественниками Вячеславом Фетисовым и Александром Мальцевым.

Мощное катание и талант Капустина отмечал игравший с ним в ЦСКА и сборной СССР Владислав Третьяк, занимающий сейчас пост президента Федерации хоккея России. "Очень талантливый хоккеист, с мощным движением, да и сам парень хороший, добрый, порядочный, симпатичный, интеллигентный. Играл негрубо, но у него все время было не очень со здоровьем. Их тройка [с Балдерисом и Жлуктовым] очень хорошо смотрелась - он был одним из лидеров в ней, умница", - рассказал Третьяк ТАСС.

Как вспоминала вдова Капустина, армейское руководство постоянно уговаривало игрока стать офицером Советской армии, обещая трехкомнатную квартиру чуть ли не на Красной площади. В 1980 году у него с трудом приняли заявление об увольнении из клуба, и Капустин перешел в "Спартак", где к тому времени уже работал Кулагин.

Потеря первенца

Приход Капустина в "Спартак" совпал со случившейся в его семье трагедией. Во время сбора в Алуште, где с игроками находились их семьи, сын Капустина Сергей почувствовал себя плохо. Родители отвезли его в больницу, но ему была неправильно оказана первая помощь, и мальчик умер, как оказалось, от пневмонии. Как вспоминала Татьяна, тогда ее муж думал о том, чтобы закончить с хоккеем, но она убедила его этого не делать.

Супруга оказалась права, поскольку Кулагин в 1980 году стал наигрывать тройку для сборной СССР, куда включил Капустина, Виктора Шалимова и Сергея Шепелева.

"В 1980-м Виктор тогда играл с Аркадием Рудаковым и Борей Александровым, я - с [Анатолием] Тарасовым и [Валерием] Евстифеевым, а Сергей - с [Виктором] Тюменевым и [Александром] Кожевниковым. Потом Борис Павлович сказал, что спартаковская тройка должна быть в сборной. Начался чемпионат, сыграли три-четыре матча, Борис Павлович вызывает, говорит: "Хочу Виктора поставить и тебя в центре с ним и Сергеем", - подробно рассказал об этой истории ТАСС Шепелев.

"Я отвечаю: "Целый год с краю играю". Он говорит: "Ты же всю жизнь играл в центре в "Автомобилисте", поэтому ничего страшного". Потом вроде первый матч в таком сочетании провели в Воскресенске, ну и с этого пошло. Они мне немного помогали, были уже великими олимпийскими чемпионами, но если я, центральный, провалюсь, то они отрабатывали", - добавил Шепелев.

Секреты успеха спартаковского звена

Автор хет-трика в ворота сборной Канады в финале Кубка Канады 1981 года рассказал о том, каким образом строилась игра их тройки в "Спартаке" и сборной.

"У Сергея было не только мощное катание, но и бросок с кистей сильный, руки, ноги и голова работали вместе. Играли вместе, подсказывали", - говорил Шепелев.

"Вот пример: я иду по центру с шайбой, Виктор справа, Сергей слева бежит. Я иногда хочу обвести, и он ко мне подъезжает и говорит, Сережа, да ты не обводи тут в нейтральной зоне. Ты мне вон туда набрось в зону через клюшку, а я там уже догоню шайбу. Я набрасываю, он летит на скорости, защитник не успевает развернуться, а он уже летит один на вратаря", - разбирал Шепелев игру тройки.

"Сергей вообще был талантливым, поэтому так и сложилось. Как собралась тройка, где все помогали друг другу, и в этом была наша мощь. Он очень здорово катался и всегда просил, чтобы ему давали пас на скорости, ему достаточно было сделать два-три шага, и он уже убегал один на один. В игре не тянул одеяло на себя и в пас играл вовремя", - вспоминал в разговоре с ТАСС Шалимов.

"Понимал, что мог подвести ребят с поездкой на Олимпиаду"

Игра этой тройки настолько впечатлила, что Тихонов включил ее в состав сборной СССР на турнир на приз газеты "Известия" в 1980 году. Впереди же были три победных чемпионата мира подряд (1981-1983), а также Кубок Канады. Шалимов вспоминал, как он с партнерами договаривался действовать в финале того турнира, где советская команда разгромила хозяев со счетом 8:1.

"Я тогда сказал Шепелеву, чтобы он как центральный нападающий находился в центре, а мы с Сергеем разыгрывали. Так и получилось в ситуации "пять на четыре": когда разыграли, и Сергей отдал другому Сергею, и тот забил гол. Хотя у нас была такая договоренность, что когда мы вставали в линию, и если бы Шепелеву отдавали пас, его кто-то накрывал и он просто пропускал, то шайба доставалась мне", - рассказал он.

На чемпионате мира 1981 года Капустин попал в символическую сборную, а в следующем году Шалимов был признан лучшим нападающим. "Естественно, один человек тут ничего не сделает. Есть партнеры, и сила в том, когда партнеры помогают", - отдал Шалимов должное своим партнерам по звену.

О человеческих качествах Капустина говорит и тот факт, что он, понимая, что может подвести команду, отказался из-за возможной травмы от поездки на Олимпиаду 1984 года и не стал двукратным олимпийским чемпионом.

"Оставалась неделя до отъезда, мы играли в одной тройке, состав к Олимпиаде был готов. Он ко мне подошел, сказал: "Сереж, я, наверное, не поеду, у меня пах болит", - вспоминал тот случай Шепелев. - Я спросил, как сильно болит, он ответил, что так не может. А на Олимпиаду ехало 20 человек, из которых 6 защитников и 12 нападающих. И вдруг, говорит, я там в первой или второй игре дерну, и, считай, я там закончу. Остается тогда только 11 нападающих. В этом плане он был порядочным человеком, пошел к Тихонову и сказал напрямую".

"Не хотел быть администратором"

В "Спартаке" Капустин играл до 1986 года, став серебряным (1981-1984) и бронзовым (1986) призером чемпионатов СССР. Завершал он свою карьеру в Австрии, где играл вместе с Шалимовым. Вернувшись из-за границы, Капустин получил тренерское образование в Высшей школе тренеров, однако по специальности не работал.

Как вспоминал Шепелев, Капустин рассказывал, что ему предлагали какую-то должность на уровне администратора. "Сергей приходил к Гелани Товбулатову (руководитель "Спартака" на разных должностях с начала 1990-х годов - прим. ТАСС), сказал, тот предложил ему судей встречать. Ну такого великого игрока заставлять ехать в аэропорт судей встречать - это же такое унижение! Поэтому он был такой злой", - рассказал он.

По словам Шепелева, Капустин хотел работать тренером в "Спартаке". Однако Шалимов, наоборот, рассказал, что Капустин как раз таковым себя не видел. "Что-то другое найти не смог. К сожалению, команда "Легенды хоккея" поздновато была создана, иначе он был бы и в "Легендах", и в правлении Ночной хоккейной лиги", - констатировал Шалимов.

За команду ветеранов Капустин все же выступал, также одно время он занимался частным извозом. Скончался же он в возрасте 42 лет после несчастного случая: искупавшись в водоеме, он ушиб локоть. Капустин не обратил внимание на кровотечение и не пошел в травмпункт, на чем настаивала его супруга. Умер же он после воспаления в результате заражения крови 4 июня 1995 года и был похоронен на Востряковском кладбище. 10 сентября 2016 года свитер с его 16-м номером был поднят под своды Малой спортивной арены "Лужники", где проводил домашние матчи "Спартак".