В чем секрет успеха "Адмирала"? Наш ответ: там решают "татары" и "башкиры"
Еще три факта прогресса команд, переживших "клиническую смерть"
Четвертьфиналист Кубка Гагарина — "Адмирал" из Владивостока — главное открытие нынешнего хоккейного сезона в России. Между тем дальневосточники удивляют еще и тем фактом, что они пропустили посткоронавирусный сезон. Спортивная редакция "Реального времени" вспоминает о том, кто еще во времена спорта в СССР прогрессировал после вынужденного перерыва.
Феномен "Адмирала" и феноменален ли Владивосток?
В сезоне 2020 года "Адмирал" провел очередной неубедительный чемпионат, не попав в плей-офф. После чего руководство региона приняло решение о сокращении финансирования командных игровых видов спорта, что коснулось футбольного "Луча", баскетбольного "Спартака-Приморье" и волейбольной "Приморочки". "Адмирал" же пропускал сезон, что осталось практически незамеченным. С той поры вместо прекратившего существование "Луча" (кстати, ровесника "Рубина", поскольку обе команды были созданы в один, 1958-й, год), воссоздали "Динамо", и сейчас команда существует как "Динамо-Владивосток". А "Адмирал" под руководством нового директора клуба, когда вместо Заирбека Юсупова пришел Алексей Ан, ранее возглавлявший профессионально-спортивный клуб "Сахалин" с футбольной и волейбольной (ныне здравствующими), баскетбольной (там играл Петр Самойленко) и хоккейной (прекратившими существование) командами и с новым главным тренером, когда вместо Сергея Светлова команду возглавил вернувшийся на Дальний Восток белорус Александр Андриевский, снова стартовал в КХЛ. И мощно провалил очередной сезон.
Объяснений тут много: к примеру, команда вернулась стопроцентно обновленной. Ни одного хоккеиста из состава докоронавирусного периода во Владивостоке не было. Ладно бы только легионеры разбежались — ушли шведы Адам Альмквист и Маркус Юнг, словак Мартин Бакош, финн Юхо Олкинуора, канадец Шон Лалонд, не осталось никого из россиян. Сейчас бы, конечно, провести мини-расследование: "Адмирал-2020" — где они теперь"? Ну, Лалонд решил не покидать КХЛ и после сезона отсутствия вернулся в минское "Динамо". Альмквист транзитом через Минск перебрался в "Трактор" и провалил уже нынешний сезон в его составе. Также не захотели покидать хлебосольную Россию Бакош и Олкинуора, но после начала СВО решили, что все, "сюда я больше не ездок". То есть никакие неудачи "Адмирала" не заставили селекционеров российских клубов пересмотреть свои взгляды на его легионеров, которые были нарасхват в момент, когда оказались не нужны Владивостоку. Это заставляет в очередной раз задаться вопросом: нужен ли нынешней России такой затратный хоккей? Тот же Доминик Гашек, засыпанный деньгами, как пасхальный кулич сахарной пудрой, сейчас стал главным русофобом, "на зависть" многим украинским маргиналам.
В чем сила, "Адмирал"?
Очередной неудачный сезон прошлого года, собственно, не стал неожиданностью. Абсолютно новый состав — это раз и бэкграунд "Адмирала", который за восемь сезонов только три раза выходил в плей-офф. Как контраргументы можно вспомнить, что "Медвешчак" на первый же год своего создания вышел в плей-офф, "Донбасс" сделал это на второй год своего участия в КХЛ, мытищинский "Атлант" и рижское "Динамо" по два раза доходили до четвертьфинала, а пражский "Лев" на второй год существования и вовсе добрался до финала.
В итоге менеджеры "Адмирала" произвели очередную перезагрузку, пригласив на тренерский мостик латыша Леонида Тамбиева и оставив от прошлого состава только тандем вратарей Александра Лазушина, Никиту Серебрякова, две пары защитников — Леонида Метальникова из Казахстана, Егора Рыкова, Динара Хамидуллина и словака Либора Шулика, а также два звена нападающих — Артема Гареева, Евгения Грачева, Даниила Гутика, Дмитрия Саюстова, Александра Шевченко, Павла Шэна.
В межсезонье к ним присоединились тренер нападающих Айрат Кадейкин, защитники Ринат Валиев, Камиль Фазылзянов, форвард Данил Файзуллин, и все они воспитанники татарстанского хоккея, но, прежде всего, качественные, хотя и недооцененные игроки. Оговоримся, поскольку тот же "Трактор", проваливший этот сезон с Альмквистом, должен разделить долю неудачи с Ткачевым, Хохряковым, Яруллиным и Гариповым, который начинал там сезон. Ну и не забудем отметить роль наших башкирских соседей, поскольку Гареев и Шэн родом оттуда, и "с особым цинизмом" они обыгрывали в предыдущем раунде плей-офф родной "Салават Юлаев".
В остальном же в феномене, возможно, временном, "Адмирала" пусть разбираются его болельщики. Они уже выдвинули тезис о том, что команда так старательно играет, поскольку она одна из самых бедных в КХЛ, и хоккеисты работают на свой будущий контракт. Тема, которая была актуальна, например, для лидировавшего по осени "КАМАЗа", который выгоняли из первой лиги, а его футболисты, собранные с бору по сосенке, красовались на 1-м месте в таблице. К тому же, чем ниже контракт, тем ближе к реальности, и те же хоккеисты видят, как, например, в одночасье расформировали ХК "Сахалин", который два сезона не играл в Азиатской хоккейной лиге из-за ковидных ограничений, а в прошлом сезоне его не включили в число участников, поскольку там "рулят" Южная Корея и Япония. Это вопрос к тем, кто практиковал "теорию вхожденчества", при этом убеждая отказаться от китайского ХК "Куньлунь". Ну и как помогли вам "ляхи" в лице корейцев и японцев? Уж лучше развивать собственный чемпионат с участием иностранных команд, чем пытаться войти в какой-либо зарубежный. Кстати, нынешний голкипер "Адмирала" Никита Серебряков провел полсезона в "Сахалине", поскольку клубы были связаны партнерскими отношениями.
Советские "горки" зачастую были круче американских
Несмотря на необычность сюжета во Владивостоке, история советского спорта так велика и многообразна, что в ней нашлись три примера прогресса после "клинической смерти".
Первый происходил в Казахстане, когда хоккейная команда "Автомобилист" из Алма-Аты ненадолго прекратила существование, вылетев из первой лиги. "Автомобилист" был сформирован в 1965 году, поскольку в столице Казахской Республики были заинтересованы в том, чтобы в ней развивался вид спорта, который нравился тогдашнему генеральному секретарю Леониду Брежневу. Прожили 10 лет, но прекратили существование на фоне падения, когда команда вылетела из первой лиги. В итоге хоккеисты были востребованы в других командах, преимущественно оставшись в Казахской ССР. Пятеро в Темиртау, четверо в Усть-Каменогорске, где базировалась сильнейшая команда республики "Торпедо", двое в Караганде, один в Павлодаре. Но в 1980 году команду возродили под названием "Енбек", опять же воспользовавшись ресурсами хоккейного Казахстана. По одному хоккеисту пришли из Караганды, Петропавловска и сразу 13 — из молодежной команды Усть-Каменогорска. Еще один — Фегим Голятдинов — связывал своей карьерой команды Алма-Аты, поскольку он играл и в "Автомобилисте", и дождался его реинкарнации в "Енбеке".
Два случая прогресса в Поволжье
Любопытны истории из футбола, когда Горький и Брежнев запомнились тем, что добились прогресса, совершив повторный старт. В Горьком (ныне Нижний Новгород) в 1984 году расстались с командой "Волга", лучшие футболисты которой переехали в соседний Дзержинск, в команду "Химик". Общим числом их было шестеро, и особенно любопытны судьбы Николая Козина, который затем стал многолетним вторым тренером (бывает такая профессия), и Геннадия Масляева, который пережил исчезновение уже второй спортивной команды Горького, поскольку ранее играл в... хоккей, и местный "Полет" тоже приказал долго жить.
В Дзержинске горьковчане поиграли до 1987 года, после чего трое "мигрантов" вернулись в родной город — Козин, а также Владимир Анисимов и Юрий Терехин плюс еще пять футболистов Горького, которые не успели поиграть за "Волгу", а дебютировали сразу в Дзержинске. Среди них, кстати, сразу два в будущем известных футболиста — Валерий Попович и Дмитрий Черышев. Правда, Попович в итоге стал легендой в чемпионате Финляндии, а Черышев больше известен по тренерской работе и сыну Денису Черышеву. Любопытно, что умиравшую "Волгу" тренировал Арсен Найденов, вторым тренером "Локомотива", возродившего футбол в Горьком, был Валерий Овчинников, а они с Найденовым по жизни были не разлей вода. Именно под руководством Овчинникова горьковский футбол попал в первую лигу 1990 года.
Ну и отдадим должное родному Татарстану, когда в 1987 году в городе Брежневе (ныне Набережные Челны) прекратила существование команда "Турбина", поскольку предприятие "КамЭнергоСтрой" отказалось от ее финансирования. Вместо "Турбины" в чемпионат страны заявилась совершенно другая команда "Торпедо" (Брежнев), начинавшая свое существование с футбольной команды "Торпедо ПРЗ", выступавшей на чемпионате производственного предприятия "КАМАЗ". ПРЗ, собственно, и означал его принадлежность к прессово-рамному заводу. Один из молодых футболистов того времени Эдуард Югрин даже рассказывал мне в интервью, что "Я тогда работал на ПРЗ (прессово-рамном заводе), мне доверили станок ЧПУ с числовым программным управлением. А я еще в детстве, когда прочитал про такой станок, подумал: вот бы здорово было на нем поработать. Запустил программу — и гуляй, а станок за тебя сам работает".
Он, ветеран "Турбины" Юрий Кузнецов, родственник Валерия Четверика — Иван Винников, молодой Роберт Евдокимов, и так и не ставший широко известным Михаил Усов перешли из "Турбины" в "Торпедо", а уже через год, в 1989 году добились первого успеха, выиграв путевку в Буферную Зону. Правда, уже под новым названием команды — "КАМАЗ", и под старым названием города — Набережные Челны.