Профессия «спортивный менеджер»: 6 траекторий на пути к успеху
Владимир Леднев - Вице-президент Московского финансово-промышленного университета «Синергия», научный руководитель факультета Индустрии спорта, зав. кафедрой Спортивного менеджмента, д-р экон. наук, профессор. Индустрия спорта в России появилась относительно недавно, поэтому и профессия «спортивный менеджер» довольно молодая. Причем эта профессия «зонтичного» типа, как, например, в случае с медициной, когда мы рассматриваем профессию «врач» (детский или взрослый, какое направление, какие функции и т.д. ). Алексей Филиппов / РИА Новости Для того чтобы определить особенности профессии «спортивный менеджер», нам необходимо уточнить ряд важных деталей и нюансов: какие бывают спортивные организации, в которых работают спортивные менеджеры (спортивная федерация, профессиональная лига или клуб, дирекция соревнований, фитнес-клуб, спортивное сооружение и т.д. ); какой уровень менеджмента (руководитель организации или структурного подразделения, проектный менеджер или линейный и т.д. ); какие функции выполняет спортивный менеджер (работает со спонсорами или болельщиками, занимается маркетингом или PR, занимается организацией событий или напрямую работает с клиентами и т.д. ). Эта профессия относительно молодая, очень разносторонняя и, безусловно, перспективная. Рынок труда в индустрии спорта пока только еще формируется, но реальная потребность уже существует, и можно назвать несколько направлений и траекторий развития, где профессиональные компетенции спортивных менеджеров будут востребованы в ближайшие годы. Попробуем сформулировать шесть «самых-самых». В профессиональном спорте в «особой цене» будут спортивные менеджеры, которые напрямую работают с основными потребителями главного продукта индустрии спорта — спортивного события. В Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 г. стоит задача сделать спортивную отрасль коммерчески привлекательной и существенно увеличить коммерческие доходы спортивных организаций. А сделать это без эффективной и успешной работы со спонсорами и партнерами, зрителями и болельщиками, различными медиа невозможно. Поэтому крайне важно, чтобы в каждой спортивной организации были спортивные менеджеры, которые умеют работать с этими потребителями любого спортивного события. В индустрии спорта должно быть большое количество разнообразных событий, на которых можно зарабатывать. Особенно это актуально сейчас, с учетом определенных международных ограничений для российского спорта. Поэтому сегодня большой спрос будет на спортивных менеджеров, которые умеют организовать и проводить спортивные события разного уровня и масштаба: отдельные турниры и серии соревнований (формата лиг, гран-при и кубков), различные марафоны, велогонки, турниры по смешанным единоборствам, лыжные гонки, триатлоны и т.д. Таких событий должно быть очень много: всероссийские, региональные, городские соревнования, корпоративные турниры, массовые соревнования и так далее. Важно сделать так, чтобы зрителям на них было интересно, комфортно и безопасно, а представителям бизнеса (спонсорам, партнерам и рекламодателям) — коммерчески выгодно. И здесь без спортивных менеджеров хорошего уровня точно не обойтись. В России сегодня постепенно складывается клубная система по разным видам спорта. Спортивные клубы должны быть в каждой школе и университете, на предприятиях и по месту жительства. Клубную систему невозможно правильно и быстро строить без наличия интереса частных инвесторов — как крупных, так и мелких. Уже сегодня постоянно появляются частные спортивные клубы и школы, академии, центры и интернаты по разным видам спорта, начиная от футбола, хоккея, баскетбола и заканчивая фигурным катанием, легкой атлетикой и коньками. Поэтому эта траектория профессии будет крайне востребована, так как владельцам этих частных клубов и спортивных школ будут необходимы в большом количестве компетентные спортивные менеджеры. Этот путь развития уже давно прошла отечественная фитнес-индустрия. В России сегодня, по официальной статистике, более 8 тысяч фитнес-клубов. Но потребность людей регулярно и комфортно заниматься спортом по-прежнему растет, и поэтому сегодня на первый план в фитнес-индустрии выходят малые формы предпринимательства. К ним можно отнести небольшие фитнес-центры и фитнес-студии, увеличиваются предложения по разного рода онлайн-программам и тренировкам. Это еще одно очень перспективное направление развития профессии «спортивный менеджер». Чтобы успешно и эффективно работать с клиентами и потребителями различных продуктов индустрии спорта, необходимы хорошие спортивные маркетологи, которые могут придумать новый продукт, потом красиво его «упаковать», грамотно продвинуть к потенциальному потребителю и в конечном итоге его продать. Также нужны в спортивном маркетинге хорошие аналитики, которые изучают рынок, могут показать конкурентные преимущества своего продукта, умеют работать с разной целевой аудиторией. Уверен, что ни одна спортивная организация не откажется сегодня от такого рода спортивных менеджеров, специализирующихся на спортивном маркетинге. И совсем новое направление спортивного менеджмента и профессии «спортивный менеджер» — это персональный менеджмент профессионального спортсмена. За рубежом это направление профессии уже давно развивается, а у нас пока только делает первые и робкие шаги. В России очень много известных и популярных успешных спортсменов, у которых должны появиться их персональные менеджеры для развития и продвижения их собственного бренда, а также последующей его коммерциализации. Многие звезды российского спорта вполне могут создать свой частный спортивный клуб под своим брендом или собственное спортивное событие, учитывая большую популярность у своих болельщиков. Надо только нашим успешным спортсменам в этом плане помочь. Надеюсь, что траектория менеджера профессионального спортсмена будет у нас развиваться. На все эти новые траектории развития профессии «спортивный менеджер» во многом и ориентируется факультет индустрии спорта Университета «Синергия», который в этом году отмечает 25-летний юбилей начала подготовки у нас спортивных менеджеров. Россия — великая спортивная держава, у нас очень много спортивных героев и звезд мирового уровня, а значит, мы должны готовить первоклассных и компетентных спортивных менеджеров.