Ильназ Загитов, дядя Наиля Якупова, братья Вафины против Алексея Яшина
Вспоминаем, с кем "Нефтехимик" дебютировал в МХЛ
В эту субботу, 2 сентября, нижнекамский "Нефтехимик" примет дома минское "Динамо", стартовав в очередном чемпионате КХЛ. Это будет 28-й сезон нижнекамской команды в лиге сильнейших национального хоккея. Спортивная редакция "Реального времени" в День республики вспоминает о том, с какими приключениями нижнекамцы дебютировали среди лучших команд страны, подарив спортивный праздник городу на Каме.
Дебют в МХЛ
"Нефтехимик" дебютировал в сильнейшем дивизионе российского хоккея в 1995 году, когда наша Лига носила название Межнациональной хоккейной лиги, с участием команд из Украины, Белоруссии (минское "Динамо" тогда носило название "Тивали", это деревня под Минском), Казахстана ("Булат" из Караганды и "Торпедо" из Усть-Каменогорска). Сам дебют нижнекамцев получился смазанным, причем дважды. Во-первых, "Нефтехимик" тогда готовился к сезону в Альметьевске и первый домашний матч играл именно здесь, а не у себя в городе. Во-вторых, в тот день он проиграл питерскому СКА — 2:3 в овертайме. Это было второе огорчение.
Первой большой победой "Нефтехимика" стал выигрыш в Москве у "Спартака" — 5:2. Хотя это был не тот "Спартак", который годом ранее смог вернуть в Россию сразу пять НХЛовцев. Дело в том, что тогда за океаном был локаут, продлившийся до января 1995-го. Для понимания, тогда в Россию вернулась небольшая часть наших хоккеистов, а кто-то, как сбежавший из советской армии Владимир Константинов, предпочел поиграть в Германии, в команде второй Бундеслиги "Ведемарк", остальные разбрелись по европейским чемпионатам.
В стан красно-белых приехали играть Николай Борщевский с Виталием Прохоровым, а также три армейца Павел Буре, Александр Могильный и Вячеслав Фетисов. В год первой встречи с "Нефтехимиком" звезд подобного уровня у "Спартака" уже не было, красно-белые сидели без денег, и во Дворец спорта в Сокольниках еле-еле собралось 444 человека, чтобы понаблюдать за фиаско любимой команды. Любопытно, что именно из "Спартака" в "Нефтехимик" в том сезоне переходил защитник Юрий Ящин, правда в Татарстане его перепутали с футболистом, и отправили тренироваться в "КАМАЗ". В итоге сам Ящин оказался не нужен и переехал из Нижнекамска в Новотроицк.
Ничья в Казани
Позднее нижнекамцы сыграли в Казани запоминающийся матч с "Ак Барсом" — 3:3, причем они даже вели перед заключительным периодом в две шайбы, а кто-то из удаленных нижнекамцев едва не отправился отбывать 2 минуты в штрафной бокс "Ак Барса" (кстати, это название команда получила только в 1995, ранее будучи несколько сезонов "Итилью"). Это мог быть любой из удалявшихся в тот день хоккеистов: Гарипов, Пучков либо Фаткуллин, поскольку все они были воспитанниками казанского хоккея, их легко могли перепутать.
Наконец, 4 октября большой хоккей пришел в Нижнекамск, огорчив 3 тысячи местных болельщиков поражением от нижегородского "Торпедо" — 1:4. Следом уступили череповецкой "Северстали" — 1:2, воскресенскому "Химику" — 2:4, наконец, пришло время сыграть с ЦСКА, в Москве и дома, причем на нижнекамский матч приехал на тот момент председатель Госсовета РТ Василий Лихачев, поскольку к этому матчу было приурочено открытие местного Дворца спорта. Перед игрой президенту "Нефтехимика" Гаязу Сахапову вручили приз, которым он потрясал, стоя в центре площадки, у бортов площадки находились девушки в национальных нарядах с чак-чаком, а диктором игры был знаменитый Валентин Валентинов. Сенатор Лихачев в итоге оказался в тени "сенатора" Яшина.
По большому счету у ЦСКА в том сезоне было одно название. Даже двумя годами ранее у армейцев был состав поинтересней, с Хабибулиным, Брылиным, Голубовским, старшим братом Алексея Морозова — Валентином Морозовым, и сыном Валерия Харламова Александром Харламовым. Мы вспомнили тот состав в связи с тем, что это была первая российская команда, сыгравшая в чемпионате другой страны, а именно "Русские пингвины", выступавшие в сезоне в заокеанской ИХЛ, Интернациональной хоккейной лиге сезона 1993—1994 годов. Именно из тех "Русских пингвинов" в казанский "Итиль" переходил опытный защитник Сергей Селянин. По прошествии двух сезонов в ЦСКА остались от той "франшизы" только Винокуров, Ересько, Жашков, Зеленко, Лещев, Мозгунов, Решетников, Титов, Турковский, Шальнов и Морозов-старший, плюс игровая форма, на которой красовался пингвин с клюшкой. Жашков, Лещев и Морозов и организовали два гола армейцев, на которые "Нефтехимик" также ответил двумя шайбами — 2:2. Любопытно, что в том составе нижнекамцев были два будущих наставника альметьевского "Нефтяника" Ришат Гимаев и нынешний тренер Эдуард Дмитриев, а также Нияз Якупов, дядя Наиля и отец форварда "Реактора" Рауля Якуповых.
Помощь соседям по республике
Через 3 дня команды встретились вновь уже в Нижнекамске. И в этом матче тоже какое-то время на табло светился счет — 2:2, который армейцы превратили в 7:3, а международная федерация ИИХФ в 0:5 в пользу нефтехимиков, судя по тому, что результат был аннулирован. В итоге две шайбы Яшина и голевая передача превратились в фантом, а в истории остался 13-минутный видеосюжет о матче с комментариями "простых" нижнекамцев в лице руководителя спортклуба "Нефтехимик" Сергея Клипачева, и аляповатой формой Яшина, где его фамилия была нашита прямо на свитер.
Повышение в классе хоккейного Нижнекамска заставило руководство клуба озаботиться созданием второй команды, и вот здесь столица Татарстана уже не могла помочь в полной мере, поскольку сама нуждалась в "Ак Барсе-2". За хоккеистов играл опытный Роберт Гайнуллин, нынешний директор спортшколы "Ак Барса", к которому в Нижнекамске присоединился младший брат Айрат Гайнуллин, ставший одним из ведущих игроков футбольного "Нефтехимика". Хотя самыми заметными братьями были хоккеисты-двойняшки Азат и Альберт Вафины, которые приехали в Нижнекамск из Казани транзитом через Серов и казанский "Тан". Ну и "Сокол" из Новочебоксарска нельзя обойти стороной, оттуда в "Нефтехимик" перешел целый квартет хоккеистов и главный тренер Николай Соловьев, за свою карьеру трижды работавший с командой.
С другой стороны Нижнекамск по ходу сезона помог кадрами "Нефтянику" из Альметьевска, куда перешли Валиахметов, Гайнуллин, Дмитриев, Фаткуллин, Евгений Таранов. На следующий год экс-"нефтехимики" Валиахметов, Гайнуллин, Терентьев, Михаил Долганов Альберт Миннекаев, Константин Обрежа, один из братьев Вафиных — Альберт и голкипер Александр Чернов перешли в лениногорский "Нефтяник", возрожденный в 1995 году. Таким образом, "Нефтехимик", укрепляясь, помогал другим хоккейным командам республики.
Ильназ Загитов в "Нефтехимике-2"
Во вторую команду "Нефтехимика" из Ижевска пригласили 19-летнего Ильназа Загитова, и отец Алины Загитовой до Альметьевска и Лениногорска успел побывать еще и в Нижнекамске, причем, транзитом через Омск в компании с земляком Алексеем Вахрушевым и будущим игроком и нынешним наставником "Альметки" Эдуардом Дмитриевым. В остальном упор в комплектовании "Нефтехимика-2" сделали на воспитанников Украины. Тут и вратарь Константин Симчук отметился, который за один сезон поиграл за две команды — "Нефтехимик" и киевский "Сокол", игравший в том сезоне еще и в чемпионате ВЕХЛ, Восточно-Европейской хоккейной лиге с соперниками из Белоруссии, Латвии и Литвы. Будущий тренер спортшколы "Ак Барса" Анатолий Доника в 36 лет заканчивал карьеру, вернувшись с чемпионата Венгрии, в нападении был целый квартет Куценко, Лола, Млинченко и Сухенко. Причем Доника, Куценко и Млинченко также играли в ВЕХЛ. В итоге Симчук, Куценко и Млинченко стали первыми представителями "Нефтехимика" на международной арене, сыграв на чемпионате мира. Экс-игрок сборной Латвии Константин Григорьев также приехал в Нижнекамск из команды ВЕХЛ, рижской "Юниорс". Уже в качестве "нефтехимика" он выиграл со своей сборной путевку в высшую лигу чемпионата мира, после чего вернулся в чемпионат Латвии, чтобы закончить сезон в команде "НикС Брих".
На молодежном чемпионате мира сыграли Петр Девяткин (Казахстан) и Алексей Калюжный (Белоруссия), а важнейшим итогом сезона стала золотая медаль местного воспитанника Дмитрия Плеханова на домашнем чемпионате Европы среди юниоров в Уфе.
Что касается итогов дебютного сезона в МХЛ, то "Нефтехимик" финишировал 25-м из 28 участников, опередив самарский ЦСК ВВС, карагандинский "Булат" и минский Тивали". Команда из столицы Белоруссии под конец совсем расклеилась. Однажды не приехала на матч из-за поломки автобуса, в другой раз сама не смогла организовать игру, не залив лед во Дворце спорта, а на финише синхронно с киевским "Соколом" не поехала на выезд в Новокузнецк и Новосибирск. Руководству российского хоккея надоела необязательность соседей, у каждого из которых в "заначке" были чемпионаты своих стран, плюс ВЕХЛ. Что касается Казахстана, то в Караганде команду расформировали, а "Устинка" перешла дивизионом ниже, в высшую лигу, поскольку с 1996 года в России была образована хоккейная Суперлига. По ее итогам нижнекамцы впервые вышли в плей-офф, где уступили ярославскому "Торпедо", ставшему в итоге чемпионом России.