Как сломать мост
«Некомпетентные, не слишком образованные, плохо знающие историю, но очень хорошо умеющие выполнять команды из Вашингтона и Лондона политики окончательно похоронили идею нейтралитета Финляндии и встали на путь открытой конфронтации с Россией. Чем этот путь грозит Хельсинки — легко можно догадаться. Финляндия всегда выигрывала от добрососедских отношений с Россией и всегда проигрывала, вступая с ней в конфликт».
«Не удивляюсь той скорости, с которой Финляндия растоптала свой нейтральный статус, свою репутацию и влилась в антироссийский проект Соединённых Штатов Америки, — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров 26 сентября. — С каким наслаждением они выполняют работу, для них уготованную!»
Глава МИД РФ, безусловно, прав: нынешнее финское руководство бросилось в двери НАТО по первому свистку из Вашингтона, повизгивая от удовольствия. Но, говоря откровенно, Финляндия уже давно не была полноценно нейтральной страной — просто до недавнего времени её движение в сторону атлантической солидарности было по-скандинавски неспешным и поэтому почти неразличимым для наблюдателя.
Нейтралитет Финляндии уходит корнями во вторую половину XIX века. Тогда, после Крымской войны и польского восстания 1863 года, опасаясь новой большой войны между Россией и Западной Европой, финские политические деятели, ориентировавшиеся на Швецию, выдвинули концепцию нейтралитета, чтобы избежать превращения страны в театр военных действий. Но поскольку Финляндия в тот момент входила в состав Российской империи — с правами широкой автономии, — то провозглашение нейтралитета фактически означало бы разрыв с Россией. В итоге победили те политики, которые считали, что, только сохраняя дружбу с Россией, Финляндия может рассчитывать на свою самостоятельность.
Поэтому идея так и осталась идеей — до конца Второй мировой войны. В чём финнам нельзя отказать, так это в умении держать нос по ветру. Верные вассалы Третьего рейха, они сразу после разгрома дивизий Паулюса под Сталинградом поняли, что ветер теперь будет дуть с востока, и начали переговоры с СССР через посольство в Швеции. А 19 сентября 1944 года подписали соглашение о перемирии с Советским Союзом, по которому обязались отвести свои войска за линию советско-финской границы 1940 года, разоружить все немецкие вооружённые силы на территории Финляндии и передать их Москве в качестве военнопленных, порвать все отношения с Германией и предоставить Красной армии аэродромы на своём побережье для операций против вермахта.
Оказавшись на развилке между превращением в 16-ю республику СССР и добрососедскими отношениями с победителем в войне, финское руководство выбрало второе — и не ошиблось. Статус нейтрального моста между Востоком и Западом, зафиксированный советско-финским договором о дружбе 1948 года, обеспечил Финляндии десятилетия благополучия и признания на международной арене (именно здесь проходили статусные конференции СБСЕ и ОСВ-1). Но с момента распада Советского Союза в небольшой скандинавской стране вновь зазвучали голоса, требовавшие сближения с западными структурами безопасности. В 1994 году Финляндия присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира», а в 1995 году из доклада по безопасности правительства Финляндии исчезло само понятие «нейтралитет». К тому же 1 января 1995 года Финляндия вступила в ЕС, после чего говорить о нейтралитете стало бессмысленно.
Горячие финские парни с энтузиазмом принимали участие в операциях НАТО на Балканах и в Афганистане, а с 2017 года Финляндия присоединилась к JEF — Объединённым экспедиционным силам под командованием Великобритании (это силы быстрого реагирования внутри блока НАТО, действующие в основном на Балтике, в Северной Атлантике и в районах Крайнего Севера).
Поэтому официальное вступление Финляндии в НАТО 4 апреля 2023 года принципиально мало что изменило.
И если и есть что-то удивительное в процессе уничтожения финнами своей былой репутации, то только крайне низкий уровень финского руководства, осуществляющего этот процесс.
Примером может служить интервью газете The Washington Post новой главы финского МИД Элины Валтонен. По её мнению, граждане России должны страдать, платить и каяться. «Да, от санкций страдают обычные люди… Но я не думаю, что у нас есть выбор. Россия и русский народ понимают, что за ведение такой несправедливой и незаконной войны надо платить. И очень важно, чтобы мы это показали», — агрессивно настаивала Валтонен.
То есть, с точки зрения главного финского дипломата, мало разрушить мост между Востоком и Западом, которым много десятилетий была Финляндия, — нужно ещё продемонстрировать ничем не прикрытую вражду к 150-миллионному соседнему народу. И не случайно слова эти прозвучали во время пребывания Валтонен в Нью-Йорке на сессии ООН: таким образом глава финского МИД заверила заокеанских хозяев, что теперь Хельсинки полностью избавился от «ошибок прошлого» и решительно перешёл на сторону «добра».
«Заявление абсолютно хамское. Ещё раз подчеркну: Финляндия семимильными шагами выдвигается в передовики в рамках антироссийской, русофобской, расистской кампании Запада», — прокомментировал слова Валтонен Сергей Лавров.
Глава российского МИД назвал Валтонен «неопытным дипломатом», но это незаслуженный комплимент. На самом деле Валтонен, ставшая министром иностранных дел Финляндии три месяца назад, вообще никакого отношения к дипломатии не имеет. По образованию она программист и экономист, а работала в основном в банках (в том числе, кстати, и в Королевском банке Шотландии в Лондоне).
Хотя по сравнению с недавним премьер-министром страны Санной Марин (той самой, при которой Финляндия и вступила в НАТО) Валтонен — просто высококлассный профессионал. Трудовой стаж выросшей в семье двух лесбиянок Марин (до того как она полностью посвятила себя партийной работе) включал сначала работу в пекарне, а потом кассиром в супермаркете. Эстонский политик Март Хельме даже спровоцировал небольшой международный скандал, заявив, что при виде того, как продавщица в Финляндии поднялась до премьер-министра, у него «волосы встают дыбом». При этом он напомнил известную цитату Ленина про кухарку, управляющую государством.
Некомпетентные, не слишком образованные, плохо знающие историю, но очень хорошо умеющие выполнять команды из Вашингтона и Лондона политики окончательно похоронили идею нейтралитета Финляндии и встали на путь открытой конфронтации с Россией. Чем этот путь грозит Хельсинки — легко можно догадаться. Финляндия всегда выигрывала от добрососедских отношений с Россией и всегда проигрывала, вступая с ней в конфликт. И никакой «зонтик» НАТО ничего в этой закономерности не изменит, как не изменил в своё время союз с Третьим рейхом.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.