Войти в почту

В Калининграде запретили вывески, которые портят вид исторических зданий

Вывески и рекламу, которая портит вид исторических зданий, массово снимают в Калининграде. Решение власти объяснили просто: яркий и безвкусный "информационный мусор" портит внешний облик домов с историей. Теперь предприниматели должны либо привести рекламу в соответствие с требованиями культурного кода, либо вовсе отказаться от нее.

В Калининграде запретили вывески, которые портят вид исторических зданий
© Российская Газета

Как итог - сразу несколько ТЦ и магазинов сняли вывески. Главное изменение - теперь вывеска или реклама должны гармонировать с цветовой гаммой здания, не препятствовать визуальному восприятию его элементов и не портить архитектурный облик. Рекламу больше нельзя размещать выше уровня первого перекрытия, на витринах, в оконных, дверных и арочных проемах. Предприниматели не могут использовать яркие бегущие строки, режущие глаз, вместе с электронными панелями. Рекламный текст на иностранном языке также попал под запрет. Исключение сделали лишь для надписей на латинице, являющихся зарегистрированным товарным знаком или фирменным наименованием. "Мы не хотим тотального запрета, наша задача - подчеркнуть исторический облик городов и поселков", - отмечает директор службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов.

При этом, чтобы рекламы на домах-памятниках было как можно меньше, власти Калининграда повысили и плату за ее размещение, даже той, что соответствует требованиям культурного кода. По подсчетам, новые тарифы позволят в следующем году привлечь в бюджет региона более 1,5 миллиона рублей.

Реклама на иностранном языке тоже попала под запрет. Исключение - для надписей с зарегистрированным товарным знаком

Бизнес все нововведения воспринял болезненно. Недовольство предпринимателей понять можно. Многие из них уже получили разрешение на установку рекламы. Сейчас же их заставляют снова все менять. Это выливается в дополнительные расходы. Ведь многие бренды специально разрабатывали уникальные и узнаваемые баннеры. То же касается фирменных шрифтов, дизайн которых стоит недешево. "Компания тратит деньги. Менять правила и дизайн-коды можно хоть каждый месяц, и бизнесу придется под них подстраиваться. Хотелось бы, чтобы правила были приняты раз и навсегда", - сетует владелец рекламного агентства Александр Иванов.

Игроки рынка покрупнее и вовсе начинают судиться с властями. В Калининграде городская администрация уже проиграла суд против популярного маркетплейса. Онлайн-магазин пытались обязать снять яркую неоновую вывеску с названием компании. Однако суд посчитал, что конструкция соответствует требованиям, не подпадает под действия закона о рекламе и "фактически ориентирует потребителя о месте нахождения, наименовании организации". "Зачастую возникает конфликт интересов. Важно понимать, что вывески не только можно, но и нужно размещать. Это требование закона о защите прав потребителей, он прямо обязывает компании информировать покупателей о своей деятельности, - подчеркнул руководитель калининградского юридического бюро Антон Цепин. - Другое дело, что необходимо все-таки соблюдать принятые требования "дресс-кода" для таких вывесок. Решили в муниципалитете, что на исторических зданиях отныне должны быть вывески только определенного цвета и размера, значит, так тому и быть. Бизнес должен подчиниться. Иначе визуальный порядок в городах никогда не навести".

Как вам это?

Олег Харченко, народный архитектор РФ, Санкт-Петербург:

- Помните, было модно вешать перетяжки на Невском проспекте - с одной стороны на другую с рекламой разных спектаклей, магазинов? Когда эти огромные полотна заполонили центральную магистраль и сильно испортили ее внешний вид, был включен административный ресурс. И все это безобразие быстро сняли. Так что для Петербурга инициатива калининградцев уже не так актуальна. Сейчас, по крайней мере, в центре города, реклама и вывески согласованы с властями.

Илья Бейлин, урбанист, руководитель проектов некоммерческой организации "Наш регион", Воронеж:

- У нас в городе на эту проблему обратили внимание в 2014-м году. В итоге был принят дизайн-регламент. Понятно, что снятие рекламы с магазинов и ТЦ вызывает массу возражений собственников. Но следование дизайн-регламенту подчеркивает бережное отношение к культурному наследию. И я рад, что мы взрослеем, демонстрируя в разных городах ответственное поведение.

Кристина Зубова, экскурсовод, Екатеринбург:

- Завидую городам, где уже навели порядок. У нас в Екатеринбурге мне бывает стыдно перед гостями. Даже в центре города, на главной пешеходной улице Вайнера, исторические здания не видны из-за нагромождения вывесок. Все они в разном стиле, разного размера, на разных языках. Разговоры о том, что надо бы избавиться от визуального мусора так и остаются разговорами.

Семен Сендерский, депутат Городского совета, Красноярск:

- Уродливых вывесок на зданиях, тем более старинных, у нас нет еще с 2019 года. Тогда город готовили к Всемирной универсиаде. Да и в целом Красноярск очень бережно относится к историческому наследию. В центре много старинных купеческих зданий, и каким-то из них необходим небольшой ремонт. Но я не могу представить, чтобы на них появились аляпистые баннеры.

Роман Бочарников, основатель градозащитного объединения "МойФасад", Ростов-на-Дону:

- В Ростове-на-Дону уже действуют правила для рекламы. Правда, не всегда выполняются. Особенно на мелких магазинах и лавках в исторических кварталах. И со знаками уличной навигации проблема - нет единообразия в размерах и материалах, продуманной системы размещения и понимания среды. Все это портит общее представление от донской столицы.