Павел Буре: наш президент показал, что и в 58 лет можно начать играть в хоккей
Специальный представитель Федерации хоккея России по международным делам, член совета Международной федерации хоккея (IIHF), один из самых результативных российских игроков в Национальной хоккейной лиге (НХЛ) Павел Буре в интервью ТАСС рассказал, как часто он сейчас играет в хоккей. Также Буре, который является членом наблюдательного совета ЦСКА, поведал о причинах неудачного выступления армейцев в нынешнем сезоне Фонбет — Континентальной хоккейной лиги и почему НХЛ и Международная федерация тенниса допускают российских спортсменов до соревнований.
— Вы впервые за долгое время выходите на лед — в благотворительном матче в Норильске...
— Вообще, я очень редко уже играю. Можно сказать, что уже не играю. Но то, что я выхожу на лед в Норильске, — это заслуга Владимира Потанина. Из-за него я согласился играть (Буре принял участие в благотворительном матче в Норильске между легендами хоккея и сборной Норильска и забил три гола - прим. ТАСС). Так-то я стараюсь уже не играть, для меня это огромное исключение. В хоккей играю я уже только в суперисключительных случаях.
— Помню, вы с президентом на лед выходили…
— Это и есть исключительный случай.
— Кстати, как вы относитесь к тому, что Владимир Владимирович играет в хоккей?
— Не так давно у меня была привилегия встретиться с президентом, и я ему сказал, что я буду играть, только если он меня пригласит. В 50 лет я с хоккеем закончил. А он ответил: "Я в 58 только начал". Ответил ему: "Я ж не вы — вы уникальный человек".
Я был очевидцем, как это все начиналось. При его занятости и с такой нагрузкой он нашел время учиться кататься на коньках. В 58 лет. Он не умел до этого кататься на коньках. И конечно, это огромная смелость выйти на люди, когда на тебя смотрят 12 или 16 тыс. зрителей. Это не совсем комфортно — ты можешь упасть, можешь сделать что-то не то, и надо обладать мужеством. Буквально за год научился кататься и вышел играть. А что смеются, могу сказать одно: вы сами попробуйте.
Понятно, что он не профессионал, он даже подчеркивал, что любитель. Он был инициатором создания Ночной хоккейной лиги именно для любителей. И своим примером он хотел показать, что и в 58 лет можно научиться играть на любительском уровне. Поэтому я считаю, что это уникально, особенно в хоккее. Ходить и бегать мы умеем все от природы, а на коньках — это неестественно. Много сложностей. Держать баланс, а надо не просто кататься, а играть, и шайба маленькая. Человек нашел время и мужество выйти на лед.
— Говоря о Ночной хоккейной лиге, вы видели какие-нибудь аналоги в Северной Америке?
— Такой организованной не видел. У нас это происходит под эгидой президента, и на таком уровне… Я не знаю, кто из президентов в мире вообще умеет играть в хоккей. Даже на любительском уровне. Знаю, что [Александр] Лукашенко хорошо играет и делает это давно. Первый раз он меня приглашал поиграть с ним в 1998 году. Я ездил в Минск, будучи действующим игроком. А так я даже не знаю, кто еще.
— Про КХЛ. Удивлены выступлением ЦСКА в плей-офф?
— Не лучшее, конечно, выступление. Но два года подряд мало кто выигрывал чемпионат (в последний раз в КХЛ два года подряд побеждал "Ак Барс" в 2009 и 2010 годах — прим. ТАСС) — это почти прецедент. Понятно, есть определенные проблемы, но все выиграть невозможно. Ребята же выиграли три кубка за четыре года. Всему приходит конец, к сожалению. Ожидания были большие в этом году, но не получилось. Будем делать выводы. Уже проводили совещание после плей-офф. Будем смотреть, что можно сделать, чтобы вновь бороться за Кубок Гагарина.
— Наблюдательный совет ЦСКА уже состоялся?
— Проходил уже, сейчас мы вырабатываем стратегию. Была встреча с председателем наблюдательного совета Игорем Ивановичем Сечиным, он нашел время встретиться, обсудить, опять же, при его занятости. Он дал определенные поручения. Мы все смотрим, прорабатываем варианты. Пока все в процессе.
— Кредит доверия к Сергею Федорову (главный тренер ЦСКА — прим. ТАСС) остается?
— Сергей Федоров уже проделал отличную работу. Два года подряд был лучшим тренером в КХЛ. Выиграть все невозможно. Еще раз скажу, у нас прошел наблюдательный совет, где были озвучены направления, которые бы хотелось видеть председателю.
— Федоров тренером при этом останется?
— Решения нет.
— В любом виде спорте есть команды-династии, и им рано или поздно приходит конец. Можно сказать, что ЦСКА ждет серьезная перестройка?
— Естественно, что-то будет делаться. Это нормально. Даже если ты ездишь на очень хорошей машине, то рано или поздно приходится заезжать на сервис и что-то менять, чинить. Чудес не бывает. И в хоккее так же. Всегда надо что-то корректировать. Все болельщики ЦСКА и руководство, мягко говоря, недовольны таким результатом. Это понятно. ЦСКА всегда был в лидерах. Будем стараться сделать клуб лучше.
— Кто вас удивил в плей-офф этого года?
— Не могу сказать, что кто-то удивил. "Спартак"? Он и в сезоне хорошо играл отрезками. Я был уверен, что они пройдут первый раунд. Может быть, "Амур" удивил, что смог выиграть столько матчей. Все же они играли с первой командой Востока и зацепились. Все игры были тяжелыми.
— Кто фавориты этого плей-офф?
— Прогнозов я не буду делать, все же плей-офф — это непредсказуемая вещь. "Локомотив" играет в одном стиле, более вязком, закрытом. СКА играет агрессивно, с напором, и у них большая скамейка. У "Динамо", "Спартака" и "Металлурга" хорошие команды. Этим хоккей и интересен, что сложно предсказать. Все примерно равные, и будет интересно смотреть плей-офф.
— Россия и Белоруссия остаются закрытыми от международного хоккея. Как я понимаю, в IIHF ничего менять в своей позиции не планируют. Как развиваться сборным?
— Также проводить матчи, товарищеские серии. Вообще у нас очень сильная КХЛ. Я ходил на все матчи ЦСКА в плей-офф и такого давно не видел. Вся Москва пыталась попасть на хоккей. Может, когда я был маленьким, такое было. Играли ЦСКА и "Спартак", и люди спрашивали, где достать билетик. В прошлом году было примерно то же самое — билет было невозможно достать. То есть хоккей, несмотря ни на что, развивается. Да, есть определенные непростые времена. Но все поменяется.
— Вы будете принимать участие в следующем совете IIHF?
— Планирую. Нас предупредят заранее, когда он состоится.
— Справедливо ли, что в теннисе нашим спортсменам разрешают играть, даже на Уимблдоне, а в хоккее мы забанены?
— Вообще несправедливо, что политика так проникла в спорт. Изначально это было задумано иначе. Сейчас все изменилось. Спорт был придуман, чтобы людей объединять. И спортсмены из разных стран всегда общались между собой, а через спортсменов и зрители начинали общаться.
Спорт всю жизнь объединял. А сейчас некоторые политики делают все, чтобы спорт, наоборот, разъединял. Я, конечно, против такого, но уверен, что пройдет время и все вернется в нормальный режим. Сегодня такие решения. Опять же, это даже не на уровне международных федераций, это все на более высоком уровне. Все решения принимаются высоко. Как наш президент говорил, что спорт сегодня — это большие деньги, спонсоры, это большие компании. Их вызывают политики и говорят, что без определенных решений не дадут работать. Это все идет сверху.
— Удивительно просто, что в теннисе понимают, что без российских игроков тур будет не такой интересный. Почему же в хоккее иначе?
— Конечно, без России хоккей неинтересен. Но теннис, видимо, это частная организация. НХЛ, кстати, это частная организация тоже. И там со всем давлением хорошо справляются. У руля стоят мощные люди — бизнесмены, хозяева команд. И они без проблем допускают русских. Значит, у них есть достаточно силы, чтобы бороться или отстаивать свою точку зрения.
— Вы со своими друзьями, с которыми играли в НХЛ, продолжаете общаться?
— У меня как были отношения со всеми, так и остаются. Особо я никуда не езжу, но по телефону продолжаем общаться. Все нормально. Человеческие отношения никуда не делись. Все проходит, и эта ситуация закончится. Это неизбежно.