Цифровой контракт устранит разногласия в закупках

С 1 апреля в конкурентных закупках по закону 44-ФЗ заказчики и поставщики смогут заключать контракт только в цифровом (электронном) виде на электронной торговой площадке (ЭТП). Ранее участники закупок тоже подписывали контракты на ЭТП, но документы отправляли в формате Word. При этом заказчики формировали контракт сами: загружали его на площадку и отправляли на подпись поставщику.

Цифровой контракт устранит разногласия в закупках
© ComNews.ru

"Цифровой контракт - это проект контракта на основе извещения и заявки участника, автоформирование сведений о заключенном контракте для включения в реестр контрактов, отсутствие "глазных" проверок со стороны органа контроля", - сообщает пресс-служба Единого информационного портала (ЕИС) закупки.

До 1 апреля часть информации загружалась в контракт автоматически из заявки поставщика-победителя и из структурированного извещения закупки. Стороны подписывали три документа: электронную часть в формате XML, печатную форму в виде таблицы и прилагаемые в виде файлов документы, которые не структурированы. К ним относятся эскизы, картинки, Word-документы с условиями изменения контракта и обстоятельствами непреодолимой силы, а также другие дополнительные файлы.

Эксперт проекта "Контур.Торги" Василий Данильчик сообщил журналисту ComNews, что теперь поставщикам дополнительно придется проверять печатную форму контракта (таблицу), уточнив, что по-другому ее называют "титул контракта". "Это не займет много времени, их работа практически не изменится", - сказал Василий Данильчик.

Юрист практики строительства и недвижимости Versus.legal Денис Иконников отметил, что основная логика нововведений - свести к минимуму процесс ручного заполнения и обработки документов, что должно минимизировать риск ошибок, опечаток и задержек. "Посредством автоматизированной выгрузки сведений из структурированного извещения заказчика и заявки участника проект контракта создается самой системой ЕИС. В этом смысле особенность цифрового контракта заключается в автоматизации процессов заключения контрактов. Переход к цифровым контрактам имеет хороший потенциал к повышению эффективности, прозрачности процесса заключения контрактов в сфере госзакупок", - сказал Денис Иконников.

Директор дивизиона технологических и внутренних процессов, а также сервисов группы "Иннотех" Станислав Обухов говорит, что цифровой контракт представляет эволюцию в управлении государственными закупками, способствуя более быстрому и прозрачному взаимодействию между государственными заказчиками и поставщиками.

Преимущества и высокие риски

Станислав Обухов считает, что переход на цифровые контракты станет значительным шагом в цифровизации государственных закупок, направленным на повышение прозрачности и эффективности процесса. "Это изменение позволит автоматизировать формирование контрактов, интегрируя всю юридически значимую информацию напрямую из заявок и предложений поставщиков, тем самым ускоряя процесс закупок и минимизируя риски разногласий", - сказал он и обратил внимание, что цифровизация несет и риски, такие как ограничения в возможностях корректировки контракта после его формирования, что требует от участников особой аккуратности на предыдущих этапах подачи заявок и формирования предложений.

Директор отдела продаж и развития компании "Платформа Третье Мнение" Андрей Поваренкин отмечает, что цифровой контракт является важным звеном цифровизации государственных закупок, ключевым новшеством, которое прокладывает путь к новым цифровым продуктам, автоматизирующим и ускоряющим процедуру закупки с момента публикации до заключения договора, минимизируя вероятность протокола разногласий и позволяя быстрее заключить контракт. "Данное новшество значительно сможет восполнить кадровый пробел, в том числе в отдаленных регионах РФ, освобождая сотрудников всех заинтересованных сторон (заказчик, контролирующий орган, поставщик) и сводя к нулю человеческий фактор и его влияние на дальнейшую судьбу контракта, оптимизируя рабочее время и ускоряя другие процессы внутри организаций", - считает Андрей Поваренкин.

Партнер юридической компании "Варшавский и партнеры" Михаил Герман отметил в разговоре с журналистом ComNews: "Обязательность заключения цифровых контрактов снизит процент споров по их условиям с учетом того, что применительно к таким контрактам будет сформирован соответствующий подход к толкованию. Формирование проекта контракта на бумажном носителе часто сопровождалось разногласиями по содержанию договора", - сказал Михаил Герман.

Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков поясняет, что цифровой контракт избавит от оформления бумаг и приведет к меньшему количеству издержек, а также повысит скорость и доступность процедуры. "Сам переход может вызывать издержки у участников, так как новые системы не всегда сразу работают как надо, но когда все будет отлажено, это, скорее, плюс", - пояснил Павел Катков.

Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков считает, что переход на обязательное заключение цифровых контрактов в секторе государственных закупок окажет значительное влияние на рынок, сделав процесс более прозрачным, эффективным и доступным. "Цифровизация упрощает доступ к тендерам, сокращает время и расходы на обработку документации и повышает уровень доверия к процессу государственных закупок за счет обеспечения лучшего контроля над исполнением контрактов и снижения коррупционных рисков. В то же время компании, желающие участвовать в госзакупках, должны будут адаптироваться к новым требованиям, включая наличие соответствующего программного обеспечения и обучение персонала работе в цифровой среде", - сказал Ярослав Кабаков.

Советник генерального директора "СКБ Контур" Ирина Левитан сообщила, что высокие риски связаны с тем, что закон 44-ФЗ предусматривает закупку товаров, работ и услуг, но совершенно никак не рассматривает иной предмет - лицензии на право использования программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

Она обратила внимание, что при составлении структурированных заявок заказчики на усмотрение сторон прописывают предмет закупки и вместо требуемых им лицензий там может оказаться все что угодно. "Далее возникают проблемы с заключением контракта", - сказала эксперт и отметила, что цифровой контракт, составленный заказчиком, не позволяет учесть право правообладателя на распоряжение объектом интеллектуальной собственности по своему усмотрению. "Цифровой контракт не будет содержать существенных условий лицензионного или сублицензионного договора правообладателя, а их отсутствие может прямо повлиять на налоговые льготы поставщика", - пояснила Ирина Левитан.

Василий Данильчик считает, что у цифрового контракта есть преимущества для всех участников госзаказа: поставщиков, заказчиков и государства.

Для заказчиков: введение цифрового контракта позволит исключить ошибки в процессе заключения контракта за счет автоматического заполнения большей части информации в нем.

Для поставщиков: автоматическое включение предложений из заявки в контракт гарантирует достоверность условий контракта и уменьшает количество случаев, когда поставщикам придется формировать протокол разногласий. Еще одно полезное для поставщиков нововведение - это добавление QR-кода в печатную форму контракта. По нему поставщики могут узнать актуальность версии контракта. Это упрощает проверку перед подписанием.

Для государства: процесс закупки станет более прозрачным за счет автоматического переноса данных по всем документам тендера: извещению, протоколу, заявке участника, документам об исполнении и оплате контракта.

Практика цифрового контракта

Станислав Обухов сообщил журналисту ComNews, что "Иннотех" активно прорабатывает вопрос интеграции цифрового контракта в организационные продукты. "Это включает разработку новых функций и обновление существующих систем для совместимости с требованиями ГИС ЕИС закупки. Наша продуктовая команда и юристы тесно сотрудничают для адаптации решений к новому формату, что позволяет клиентам и партнерам эффективно управлять закупочными процессами в рамках нововведений", - пояснил Станислав Обухов.

Он также отметил, что "Иннотех" взаимодействует с другими участниками рынка и экспертами в области государственных закупок для обмена опытом и практиками по внедрению и использованию цифровых контрактов. "Это помогает не только адаптировать продукты к изменениям в законодательстве, но и способствует формированию отраслевых стандартов для работы с цифровыми контрактами, обеспечивая высокий уровень сервиса и поддержки клиентов", - подчеркнул Станислав Обухов.