Войти в почту

«Колотил при каждом удобном случае Фирсова, не церемонился с наглыми профессионалами, а однажды врезал большому динамовскому начальнику», - каким был легендарный «хозяин тайги»

3 августа могло бы исполниться 75-лет легендарному защитнику московского «Динамо» и сборной СССР Валерию Васильеву – человеку широкой души, у которого любовь и ненависть разделяли несколько шагов.У него было много прозвищ: «Волжский бурлак», «Хозяин тайги», но сам он предпочитал другое определение - «Ласковый звереныш».

«Колотил при каждом удобном случае Фирсова, не церемонился с наглыми профессионалами, а однажды врезал большому динамовскому начальнику», - каким был легендарный «хозяин тайги»
© Спорт уик-энд

***

Валерий Васильев испытывал к Фирсову личную неприязнь, как говорил герой известного советского фильма. Динамовец посчитал, что именно армейский форвард рассказал тренерам сборной о небольшом сабантуе, устроенном игроками национальной команды после турнира на приз «Известий» - они опоздали на тренировку на 15 минут.

В результате, из сборной за нарушение спортивного режима были отчислены Васильев и Полупанов. Первый на один год, второй - навсегда. «Я Фирсова возненавидел, сказал в лицо: «Ты неправильно сделал» - и стал колотить на льду при первом удобном случае, буквально охотился на него. Встречал его очень жестко. Потому Тарасов против меня Фирсова не выпускал. Но время все лечит, позже мы снова сблизились, даже дружили», - рассказывал герой спустя долгие годы.

Пройти этого защитника на льду было практически невозможно, вполне легитимным приемом он мог оставить противника калекой.

Впрочем, не только своей мощью был знаменит Васильев. Болельщики клуба и сборной ценили его и за отличное катание, умение вовремя подключаться в атаку. А также - за храбрость. Васильев не боялся идти в любое единоборство, бросаясь как на амбразуру под летящую шайбу.

Уже в 1968 году он получил сотрясение мозга, несколько раз ему ломали нос. Причем один раз клюшкой - приложился известный вратарь Александр Пашков, выступавший тогда «Химик».

Однажды шайбой в один миг ему вышибли семь зубов. А как-то на чемпионате мира мизинец отрубили, едва висел на коже. Но Васильев заклеил его изолентой и выскочил на лед. Потом медики пришили.

Причем столкновения и силовые приемы для Васильева никогда не были самоцелью. Лишь в самых крайних случаях, когда терпеть чью-то наглость и жесткость было уже нельзя, он атаковал соперников «на поражение».

Ну а главным его достоинством было умение зажечь партнеров своим примером. Благодаря этому качеству и в «Динамо», и в сборной СССР он был незаменим.

Дебютировал в составе главной команды страны Валерий в 1970-м, на чемпионате мира в Швеции. Выходил на лед в паре с опытнейшим одноклубником Виталием Давыдовым. Именно последний и научил его «мельнице» с броском соперника через спину, которая стала фирменным знаком Валерия Ивановича. Первый инфаркт Васильев перенес в 28 лет, прямо на льду - во время решающего матча на чемпионате-1978 в Праге. Потом случилось еще два, и операция на сердце…

***

Трижды в 1973, 1977 и 1979 годах его признавали лучшим защитником мировых первенств. Это тоже уникальный случай. Такого за всю историю добивался только еще один легендарный игрок «Красной Машины» - Николай Сологубов. Ну а если говорить про серии с профессионалами, то если бы не Васильев, заокеанские хоккеисты наверняка вели бы себя еще наглее во всех сериях с «Советами». Пожалуй, только наличие на льду динамовца и Рагулина время от времени приводило их в чувство, не позволяя устроить полный беспредел.

Наверняка все болельщики со стажем помнят, что в знаменитой серии 1974 года со сборной ВХА «профи» хамили, пока, разозлившись на их постоянные удары исподтишка, Васильев не прижал одного канадцам к бортику и с широкой ухмылкой не нанес ему серию шикарных апперкотов. Трибуны, а матчи уже проводились в Москве, зашлись в восторге.

Однажды он сказал о себе: «Помню, один раз разозлился и гвоздь на палец намотал - «сотку». Но я старался силой своей просто так не пользоваться. Хотел играть в хоккей, а не быть тафгаем. А в Америке я не церемонился. Применял силовые приемы на раз-два. Недаром меня там прозвали «Железной задницей». Но я отвечал только тем, кто меня обидит. Помню, одного американца предупредил: «Если ты меня треснешь, меня будет лечить государство, а вот, если я тебя тресну, ты будешь лечиться за свои деньги».

***

Частенько попадало и своим. Тюрину из «Крыльев Советов» он пару ребер сломал. Волчкову из ЦСКА - челюсть. Приходилось воспитывать и Фетисова. «В игре ЦСКА с «Динамо» Славка поднял на меня руку. Ну и получил свое, - вспоминал легендарный защитник под номером шесть. - Я напомнил ему, что каждый сверчок должен знать свой шесток. Такой был метод воспитания. После игры он подошел, извинился. Это ему на пользу пошло. Но вряд ли кто скажет, что я хулиган. В игре ведь все было».

А авторитет среди партнеров у него был огромный. Долго время был вице-капитаном сборной, а после завершения игровой карьеры Михайловым принял от него и капитанскую нашивку.

С «Хозяином тайги» наши хоккеисты побеждали на Кубке Канады-1981 и дважды на чемпионатах мира.

Впрочем, достойного завершение карьеры, как часто бывало у звезд советского хоккея, не вышло. Васильев мечтал поехать на Олимпиаду-1984 в Сараево, считал, что мог бы продержаться еще лет восемь на высоком уровне. Сам Валерий Иванович вспоминал, что Юрий Моисеев, возглавивший тогда московское «Динамо», долго уговаривал Тихонова: «Возьми Васильева, он сейчас - лучший». Но все оказалось безрезультатно. После этого, по словам Васильева, стимулов ему продолжать карьеру не было. Да и в «Динамо» его стали «поддушивать».

Как-то вызвал к себе один «большой» начальник общества «Динамо»», который предложил знаменитому хоккеисту докладывать обо всем, что твориться в коллективе. «Стукачом я никогда не был, - отрезал он. - Врезал этому товарищу и ушел».

После этого и Васильеву, и Моисееву, который на него рассчитывал, дали понять, что такой защитник в «Динамо» не нужен. «Придумали, что я устарел, не поддаюсь управлению, да еще и режим нарушаю», - сетовал хоккеист.

Прощальный матч Васильева (вместе с Мальцевым и Третьяком) состоялся 22 декабря 1984 года. В той игре сборная СССР одолела сборную Европы со счетом 7:3. На момент окончания игровой карьеры Васильеву было 35 лет.

Парадоксально, но через пять лет он снова стал выступать, но уже в чемпионате Венгрии, где выиграл кубок страны в составе «Уйпешта». Не стало Валерия Ивановича 19 апреля 2012 года, в возрасте 62 лет.

Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

(Полностью материал о легендарном советском защитнике Валерии Васильеве, которому 3 августа могло бы исполниться 75 лет, читайте в свежем номере «Спорт уик-энда»).