Удалял Гагарина и вышел из тени Тарасова. 100 лет исполнилось бы тренеру Борису Кулагину
МОСКВА, 31 декабря. /ТАСС/. Заслуженному тренеру СССР по хоккею Борису Кулагину в последний день 2024 года исполнилось бы 100 лет. Он проработал 10 лет в ЦСКА помощником легендарного тренера Анатолия Тарасова, после чего в качестве главного тренера выигрывал чемпионаты СССР и мира, Олимпийские игры и Суперсерию против сборной Канады.
В отечественном хоккее с именем Кулагина в основном связаны события второй половины 1970-х годов. То время ассоциируется как с сенсационным успехом "Крыльев Советов" под руководством Кулагина в 1974 году (победы в чемпионате и Кубке СССР) и победами в Суперсерии с канадцами из Всемирной хоккейной ассоциации (ВХА) и на Олимпиаде 1976 года, так и с последовавшей затем сенсационной неудачей сборной СССР на двух чемпионатах мира подряд. После чего эпоху Кулагина в советском хоккее сменила эпоха Виктора Тихонова.
Важную роль в жизни Кулагина играли его работа и взаимоотношения с Тарасовым. В ЦСКА Кулагин вполне ожидаемо находился в его тени, учитывая эмоциональную и экспрессивную манеру Тарасова, их отношения вместили в себя как дружбу еще до войны, так и разлад (Кулагин заменил Тарасова в 1970 году на посту главного тренера армейцев, а после неудач команды Тарасов вернулся на этот пост). Кулагин никогда не позиционировал себя так, как Тарасов, но благодаря тренерскому и жизненному опыту, умению работать с игроками сумел утвердиться как самостоятельная тренерская фигура в советском хоккее. Его талант признал уже потом и Тарасов, несмотря на былые обиды позвонив Кулагину незадолго до его кончины.
Кулагин открыл в отечественном хоккее новые имена. Именно при нем на чемпионский уровень вышла тройка в составе Вячеслава Анисина, Юрия Лебедева и Александра Бодунова. В победном для "Крыльев Советов" сезоне-1973/74 она с 64 голами стала самой результативной, прервав доминирование троек Владимира Петрова и Анатолия Фирсова из ЦСКА и спартаковской Владимира Шадрина. "Спартак" при Кулагине чемпионом не стал, но ниже третьего места не опускался, а тренер сумел найти подход к захандрившему в Москве Александру Кожевникову. При тренере лидером атак продолжал оставаться Сергей Шепелев, получили доверие будущие лидеры команды Игорь Болдин и Владимир Тюриков.
"У него было чутье по набору игроков, сочетаниям, он давал шанс многим, от кого уже отказались в том же ЦСКА. Он вернул и Бориса Александрова, и Кожевникова, и Аркадия Рудакова, который был старше нас, Виктора Тюменева. Если тренировка не идет, то мог заставить нас побегать на льду. Как он говорил, главное, это моторная часть. Если этого нет, то надо тут добавить. Поделали по линиям ускорения и продолжали работать", - рассказал ТАСС трехкратный чемпион мира, победитель Олимпийских игр в составе сборной СССР, чемпион СССР в составе "Спартака" Виктор Шалимов.
Забивал команде Боброва
Как и многие дети 1930-40-х годов, Кулагин познакомился сначала с хоккеем с мячом и футболом. Произошло это в Москве, куда он с семьей переехал из Барнаула. В 1936 году мать привела Кулагина в кружок "Юный динамовец" в Петровском парке.
Там он познакомился с Юрием Тарасовым, младшим братом Анатолия, а потом и с самим Анатолием. В биографии, опубликованной журналистом ТАСС Николаем Вуколовым, Кулагин вспоминал, что Тарасов-старший уже в те годы показывал свою независимость и категоричность в мнениях, но слушать его было фантастически интересно. Юрий же был более мягким и приветливым. В дальнейшем Тарасов-младший выступал в составе команды ВВС МВО, собранной Василием Сталиным, и погиб в авиакатастрофе вместе с остальными игроками той команды в январе 1950 года.
Во время войны в 1941 году Кулагин просился на фронт, но в этой просьбе ему было отказано (ему было тогда 17 лет). Под Смоленском он участвовал в строительстве оборонительных укреплений, дежурил на крыше дома, боровшись с зажигательными авиабомбами. Осенью того же года он поступил в Московский авиационный институт и был отправлен в эвакуацию.
Будучи зачисленным в Серпуховское военно-техническое авиационное училище, которое базировалось в Кзыл-Орде, зимой 1944 года во время командировки в Москву Кулагин снова повстречал Анатолия Тарасова. Тот помог ему поступить в Военно-воздушную академию им. Жуковского, помогал с хоккейной амуницией, чтобы Кулагин сумел сыграть в матче чемпионата столичных военных академий. В футболе ему довелось сыграть тогда за "Спартак", поскольку в основу ЦДКА (нынешний ЦСКА) пробиться не удалось. В игре против ЦДКА Кулагин забил решающий гол в ответ на мяч Всеволода Боброва.
Вместе с Юрием Тарасовым под руководством его брата Кулагин играл за ВВС в футбол и хоккей с шайбой. Его игровую карьеру оборвала тяжелая травма колена в 1951 году, когда он выступал уже за ЦДКА. До этого он играл за челябинский "Дзержинец" и МВО. Больное колено не позволило ему пройти тогда госэкзамен, он получил только справку об окончании военно-физкультурного института им. Ленина в Ленинграде.
Пожалел Третьяка
В своей жизни Кулагину довелось встретиться и с космонавтом Юрием Гагариным. Это произошло на баскетбольном матче в Оренбурге, где Кулагин работал после распределения инструктором по спортивным играм при Окружном доме офицеров (ОДО). Он судил игру с участием команды Оренбургского авиационного училища, в которой своей быстротой, ловкостью и техникой выделялся небольшого роста капитан. Он оспаривал каждое решение судьи, и Кулагин в конце концов удалил его с площадки.
Позднее он увидел его в газетах и на телеэкранах 12 апреля 1961 года - этим строптивым офицером был Юрий Гагарин. Как писал Кулагин, Гагарин не раз заходил потом в раздевалку после матчей ЦСКА, он по приглашению приезжал на банкет команды в честь победы в чемпионате вместе с космонавтом Германом Титовым. И один из тостов Гагарин провозгласил в честь Кулагина, вспомнив о том случае во время баскетбольного матча.
В Оренбурге Кулагин сумел создать сильные хоккейную и футбольную команды. Хоккеисты с ним выигрывали областную зимнюю Спартакиаду 1958 года, первенство города, чемпионат РСФСР, получили право выступать в классе Б. СКА из Куйбышева с Кулагиным в 1960 году вышел в класс А чемпионата. В ЦСКА Кулагин начал работать после прихода в качестве главного тренера Тарасова в 1961 году. Произошло это после разгромного поражения армейцев со счетом 5:14 от московского "Динамо", после чего Тарасов вернулся, сменив Евгения Бабича.
В том сезоне чемпионом СССР стал "Спартак", но затем ЦСКА выиграл золотые медали четыре года подряд, а также в 1968 и 1970 годах. При Тарасове Кулагин прежде всего отвечал за воспитательную работу, тренировал молодежь, а в команде мастеров занимался только с хоккеистами, не попадающими в сборную.
"Тарасов - это величайший, а Кулагин был в его тени. Он тоже проводил тренировки, был ближе к игрокам. Было сложно сохранять с одной стороны взаимопонимание с игроками, а с другой - ответственность перед старшим тренером, но Кулагин это умел делать. Как-то я проходил сборы с молодежной командой ЦСКА, а он был тоже на сборах со второй командой. У нас как-то половина команды вышла на зарядку, он увидел такой бардак и заставил нас на песчаной площади легкоатлетического манежа пробежать много кругов. Я был на три года младше остальных, он увидел, что я задыхался и буквально умирал во время пробежки, и дал мне послабление. Он относился ко мне всегда очень хорошо", - рассказал о Кулагине в разговоре с ТАСС трехкратный олимпийский чемпион, 13-кратный чемпион СССР в составе ЦСКА, президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк.
Шоковая терапия по-тарасовски
В 1970 году Тарасов неожиданно покинул пост главного тренера ЦСКА, возглавив сборную Вооруженных сил СССР, и его заменил Кулагин.
По словам одного из игроков армейцев Евгения Мишакова, в команде Кулагина все любили, он не был "бесцветным вторым номером", также был требовательным. Как говорил Мишаков, возглавив команду, Кулагин буквально замучил ее бегом, а также ввел в основной состав тройку Лебедев - Анисин - Бодунов, которая тогда еще выглядела "сырой".
За спиной Кулагина продолжала незримо находиться тень Тарасова. Примером тому стал ответный матч финала Кубка европейских чемпионов со "Спартаком" в октябре 1970 года. Красно-белым было достаточно ничьей после победы со счетом 3:2, они вели 5:3, однако армейцы выиграли, забросив в третьем периоде пять шайб. Сообщалось, что стоявший за тренерской скамейкой Тарасов жестко тогда поговорил с хоккеистами ЦСКА, настроив их на перелом в игре. Он вернулся в ЦСКА в 1971 году после 17-го тура, когда отставание от "Динамо" составляло порядка 10 очков, и привел армейцев к очередному золоту чемпионата.
"В ЦСКА у Кулагина не получилось, так как старшие игроки после ухода Тарасова расслабились, а Кулагин взял курс на подготовку молодых. После возвращения Тарасов вернул всех стариков. Да, молодые не оправдали надежд Кулагина", - рассказал о том периоде времени Третьяк.
"Как и Бобров, он мягче относился к игрокам. Не сказать, что совсем мягко, но по-другому. Не всегда это давало свой эффект, потому что хоккей - это жесткая игра, и для победы требуется жесткое управление. Не все понимали их отношение, поэтому и были поражения, такие, как в 1977 году (на чемпионате мира - прим. ТАСС)", - добавил Третьяк.
Мог выгнать из команды, как Тарасов
Из ЦСКА Кулагин перешел в "Крылья Советов", объявив на первом собрании команде, что поставил задачу стать чемпионом, "никаких промежуточных этапов". Для этого он, в частности, воссоединил в одно звено Лебедева, Бодунова и Анисина. Первых двух он взял из МВО, куда их отправил Тарасов, посчитав бесперспективными для ЦСКА. Анисин же пришел, узнав, что главный тренер "Спартака" Борис Майоров, которому он дал слово прийти в команду, был отправлен в отставку.
В том же 1971 году в "Крылья Советов" перешел и Сергей Капустин, успехи которого были только впереди и которого потом Кулагин также взял в "Спартак". Тройка в составе Капустина, Сергея Котова и Владимира Репнева сумела навязать сочетанию Анисину внутреннюю конкуренцию, что положительно повлияло на игру всей команды. Помогал Кулагину Виталий Ерфилов, в свое время воспитавший Третьяка и Валерия Харламова. При Кулагине "Крылья" в 1973 году стали третьими призерами чемпионата, а в следующем году опередили армейцев на 11 очков в борьбе за первое место.
"Он был таким же требовательным, как Тарасов, мог выгнать. Да и Тарасов зверь что ли был? Да, они поругались с Тарасовым, мы тогда в ЦСКА играли в третьем звене с Геннадием Цыганковым и Владимиром Лутченко. В "Крыльях" наша тройка была сильнее ребят 1950 года рождения, которые старше нас", - отметил в беседе с ТАСС Анисин.
В 1975 году "Крылья Советов" стали вторыми в чемпионате страны, выиграв и Кубок чемпионов. В конце декабря 1975 года команда, усиленная спартаковцами Александром Якушевым, Шалимовым, Шадриным и Юрием Ляпкиным, приняла участие в первой Суперсерии между клубами СССР и НХЛ, выиграв в трех матчах из четырех.
После двухлетней командировки в Данию последним местом работы на самом высоком уровне для Кулагина стал "Спартак". Он был призван дать результат команде, которая после чемпионского 1976 года только дважды взяла бронзу. Кулагину пришлось перестраивать игру красно-белых, меняя тактику, подбирая как игроков, так и помощников. В итоге за пять лет красно-белые четыре сезона подряд занимали второе место (1981-1984).
Доверие помогло выиграть олимпийское золото
В 1974 году Кулагин, которого тогда, бесспорно, можно было назвать лучшим тренером страны, возглавил сборную СССР. До этого он входил в тренерский штаб команды под руководством Боброва. В качестве помощника Кулагин привлек тогда 34-летнего Владимира Юрзинова, который ранее работал в Финляндии. Советские хоккеисты в Суперсерии с канадцами из ВХА в гостях выиграли только один матч. Но в Москве сборная СССР в отличие от 1972 года имела убедительное преимущество, выиграв три встречи из четырех.
Интуиция не подвела Кулагина через два года на Олимпийских играх в Инсбруке в заключительном матче турнира с командой Чехословакии, в котором определялся олимпийский чемпион. При счете 0:2 в середине второго периода советская команда из-за удаления Сергея Бабинова и Виктора Жлуктова осталась на льду втроем.
Говорят, что перед возобновлением матча Кулагин успел посмотреть игрокам буквально в глаза, чтобы понять, какую тройку выпустить против пятерых чехословаков. На лед вышли Шадрин, Ляпкин и Цыганков, которые обычно при таких ситуациях вместе не играли. Кулагин доверился им, поскольку, по его словам, они были образцом трудолюбия и дисциплинированности на тренировках. Они сумели отбиться, а советские хоккеисты выиграли в этом тяжелейшем матче со счетом 4:3.
В тренерской карьере Кулагина был только один победный чемпионат мира 1975 года, а на мировых первенствах 1976 и 1977 годов советская команда стала второй и третьей соответственно. Причем турнир 1976 года в польском Катовице запомнился сенсационным поражением олимпийских чемпионов от хозяев (4:6). Сборная СССР тогда играла без Владимира Петрова и Александра Гусева, которых Кулагин принципиально не взял, поскольку увидел, что те тренировались не в полную силу. В том же 1976 году на Кубок Канады поехала во многом экспериментальная сборная СССР с Гусевым в составе во главе с Виктором Тихоновым, который в 1977 году и сменил на посту главного тренера Кулагина.
Тренерскую карьеру Кулагин завершил в 60 лет. Он ушел из жизни 25 января 1988 года и был похоронен на Кунцевском кладбище.