В нем видели второго Марио Лемье, но он ограничился ролью «подносчика снарядов» для Буре и Овечкина. Хоккей. Легендарные имена
Сегодня, 14 февраля, исполняется 50 лет одному из главных талантов за всю историю отечественного хоккея - Виктору Козлову. Правда, даже половину от данного природой он реализовать не сумел, оказавшись очень невезучим - постоянные травмы и прочие неурядицы не позволили ему выйти на уровень суперзвезды. Хотя данный рубеж был этому форварду вполне по силам.
«Динамо» перехватило талант у ЦСКА на вокзале
Чтобы вообразить, что Козлов представлял в начале карьеры на льду, нынешнему поколению достаточно взглянуть на Ивана Демидова. С оговоркой, что это только ухудшенная копия. Более мощный, высокий, с еще более волшебными руками. Именно Козлов должен был стать вторым Марио Лемье, считали за океаном. А лучшего комплимента, чем возможность повторить судьбу СуперМарио, в те годы не знали. Увы, повторить путь лидера «Питтсбурга» ему так и не удалось. Большую часть карьеры он помогал обретать приставку «супер» партнерам. Зачастую - соотечественникам: Павлу Буре во «Флориде», Алексею Яшину в «Айлендерс», Александру Овечкину в «Вашингтоне»…«Играть с великими хоккеистами - привилегия, - скромно признавался потом Козлов. - Только отдай шайбу - они все сами сделают. Помню, вратари не знали, как «домик» закрывать, - Буре, выкатываясь «один в ноль», постоянно туда забрасывал. А как у Овечкина горят глаза, как он заряжен на борьбу и победу! Он, как машина, добьется своего, и все!»Ну а самому Козлову добраться до титула «великого» не удалось, хотя все поначалу складывалось удачно. Уже в 15 (!) лет его стали подпускать к основе родного клуба - тольяттинской «Лады». В 16 юниор провел свои первые матчи в чемпионате СНГ, забил первые голы. За ним началась ожесточенная борьба между ЦСКА и московским «Динамо», которые желали видеть в своих рядах бриллиант, который к тому времени уже вымахал до 195 сантиметров.Повезло «бело-голубым», хотя в 1992-м легендарный селекционер армейцев Борис Шагас даже приехал за вундеркиндом в Тольятти, но тот перешел в другой московский клуб. Динамовцы перехватили его прямо на вокзале, когда он из родного города отправился покорять столицу. «За меня все родители решили. Не знаю, почему, что-то отец почувствовал. «Динамо» в ту пору набирало обороты. Давали играть молодым», - вспоминал потом сам Виктор. Выбор оказался удачным, «Динамо» тогда поперло бульдозером наверх, именно там были собраны все главные таланты страны - от Ковалева до Яшина, с которыми работали Владимир Юрзинов и Петр Воробьев. Но и на их фоне Козлов заметно выделялся. Классное катание, светлая голова, завидные габариты. В 17 лет тольяттинец выдавал головокружительные сольные номера, что всех поражало, как при таком росте можно обладать такой виртуозной техникой.
Простая установка - остаться здоровым
Поэтому клубы НХЛ за ним устроили настоящую охоту - уже тогда ему приклеили ярлык второго Лемье. Но все оказались очень удивлены, что на драфте НХЛ-1993 он ушел не под первым номером, а только под шестым. Счастливый билет, как тогда многие считали, вытащил «Сан-Хосе», делавший первые шаги в НХЛ.Однако начало энхаэловской карьеры вышло у Виктора кошмарным, хотя «акулы» тогда считались самой «русской» командой в НХЛ, они имели до десяти человек в составе, включая легенд - Макарова и Ларионова. В «Шаркс» с ходу заявить о себе как о лидере атаки у новичка не вышло. Возможно, сказались именно это давление и большие ожидания. «Сравнение с Лемье меня напрягало, - признавался потом в интервью корреспонденту «Спорт уик-энда» хоккеист. - Писать можно что угодно. Но на деле все может оказаться совсем по-другому. Марио - мой кумир. Поэтому представьте, что происходило у меня внутри, когда в 20 лет я отовсюду слышал: «Ты должен играть, как он!» Но я не Лемье. Второго такого больше не будет». И такой прессинг способен легко сломать. Может, поэтому и было тяжело в первые пару лет. Когда от тебя ожидают чего-то фантастического, то дополнительная ответственность на плечи ложится. Нелегко с этим играть было.Не сложились у него откровенно отношения и с главным тренером «Шаркс» жестким Дэриллом Саттером, который не особо жаловал русских. «Когда вижу Козлова - парня здорового, как конь, который халтурит на льду, меня это бесит. У меня просто нет времени на людей вроде него», - как-то в сердцах отрубил Саттер. Но куда больше хоккеиста подводило здоровье - частые проблемы то с плечом, то с паховыми мышцами. До 30 лет он лишь однажды достиг отметки в 80 матчей за сезон. По разным причинам суммарно пропустил более 100 встреч в НХЛ. Когда-то во «Флориде», где он провел лучшие годы, хоккеистам давали задачи на сезон: Павлу Буре - забить 60 голов, вратарю Киду - 10 раз сыграть «на ноль». Виктор же получил простую установку: остаться здоровым.Но избежать травм не удалось и в первый сезон, причем повреждение он получил не в США, а в России. Тогда из-за локаута регулярный чемпионат НХЛ начался аж в конце января, а общее число матчей сократили до 48. Осенью форвард поддерживал форму, помогая «Динамо», но сыграл за московскую команду лишь в трех матчах.На одной из тренировок, во время отработки большинства, конек на левой ноге Козлова попал в образовавшуюся на льду щель, пока тело уходило в другую сторону. Результат - порванные связки и перелом малой берцовой кости.
Два года с опухшей ногой
Через два дня он улетел в США, был прооперирован, но весь процесс подготовки был перечеркнут. Он сыграл лишь в 16 матчах, забив два гола. «Было чуть обидно. Я неплохо прошел тренировочный лагерь, находился в форме. А после этой травмы у меня нога еще года два была опухшей. Потребовалось время, чтобы обратно вернуться. Психологически боялся эту ногу слишком сильно нагрузить, где-то идти в столкновение, агрессивно действовать», - признавался форвард позже.Не везло ему катастрофически и со сборной. По мастерству, к примеру, он без проблем проходил в составы четырех олимпийских дружин, но два призовых для нашей команды турнира пропустил: Нагано-1998 и Солт-Лейк-Сити-2002. А в Турине и в Ванкувере «Красная Машина» до медалей не добралась. Поэтому лучшим результатом для Козлова станут серебро на чемпионате мира-2010 и бронза - в 2005 году.В НХЛ тоже никак не удавалось попасть в сильную команду, хотя после «Сан-Хосе» он еще четыре раз менял место работы. Всего шесть раз со своими коллективами Виктор доходил до плей-офф и лишь однажды прошел первый раунд… На закате заокеанской карьеры, в «Вашингтоне», его постоянными партнерами были Овечкин с Бэкстремом, а иногда шведа подменял Семин. Но самый лучший период его карьеры пришелся на «Флориду», его связка с Павлом Буре держала в страхе защитников всей лиги. Иногда к ним добавляли младшего Буре - Валерия. Тогда появлялась русская тройка. В «Пантерз» Козлов вышел на тот уровень, которого от него давно ждали. Набирал по 70 очков в чемпионате, вызывали на Матч звезд НХЛ. Но в целом «пантеры» тогда даже не мечтали о Кубке Стэнли, поэтому семь лет в самом пляжном штате особого удовольствия ему не принесли. В Россию Виктор вернулся, можно сказать, еще в расцвете сил, в 34. И сумел наконец-то выиграть что-то серьезное - в 2011 году взял с «Салаватом» под руководством Вячеслава Быкова Кубок Гагарина. И еще шесть лет оставался на виду в нашем чемпионате. Ну а как только в 40 лет завершил игровую карьеру, то сразу перешел на тренерский мостик. И уже десятилетие держится на высоком уровне. Начинал в «Магнитке», где взял еще один Кубок Гагарина - уже в качестве помощника Ильи Воробьева. А последние годы возглавляет «Салават» - команду, которая постоянно ходит в претендентах на главный трофей. Наверное, когда-нибудь ему повезет. Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.