В Канаде о невероятном пути Овечкина к рекорду: никто не представлял, что это окажется возможным
В 2004 году, когда НХЛ еще не проводила открытой драфт-лотереи, старший вице-президент лиги по хоккейным операциям Колин Кэмпбелл позвонил в офис «Вашингтона» и сообщил, что именно «Кэпс» будут выбирать первыми.
Сразу же после этого звонка тогдашний генменеджер «столичных» Джордж Макфи набрал номер шеф-скаута клуба Росса Махоуни и спросил о его мыслях на сей счет.
Не раздумывая, Махоуни произнес два слова: «Александр Овечкин».
Макфи, как и положено генеральному менеджеру, уточнил: «Ты уверен?».
«Абсолютно уверен», – ответил Махоуни еще до того, как обсудить со своими сотрудниками планы на ближайшее будущее.
«Начиная с этого дня и вплоть до дня драфта – примерно 8 недель в общей сложности, – мы занимались тем, что собирали все данные, которые только могли собрать. И хотя сегодня этот выбор кажется очевидным, тогда мы вложили много труда в то, чтобы его сделать», – вспоминает Макфи, в настоящее время занимающий пост президента «Вегаса».
«Для драфта были доступны два исключительных русских хоккеиста: один из них был фланговым форвардом, другой – Евгений Малкин – центральным нападающим. Оба – мощные парни. Обычно, выбирая между вингером и центрфорвардом в условиях строящейся практически с нуля команды, ты всегда склоняешься в пользу того, чтобы взять центрального нападающего. Однако все наши встречи заканчивались тем, что мы говорили про Овечкина. Росс Махоуни был уверен в этом с самого начала, и ему нужно было лишь убедить нас», – добавляет Макфи.
В итоге «Кэпиталз» сделали выбор в пользу Алекса. Имевший второй пик на драфте «Питтсбург» заполучил Малкина, который так же, как и Овечкин, однажды непременно попадет в Зал хоккейной славы. А вот «Чикаго», набравший по итогам сезона 2003/04 столько же очков, сколько «Вашингтон», и получивший право выбирать третьим, забрал Кэма Баркера. Да, в жизни не все справедливо.
«Я не помню, чтобы у меня даже была мысль о том, что этот парень станет одним из величайших снайперов всех времен, тем более величайшим. Но все мы надеялись на то, что заполучили топового игрока. Ты не всегда понимаешь это с самого начала, но я вспоминаю, как мы общались на сей счет во время тренировочного лагеря. Мы смотрели на него и говорили, что голы даются ему очень легко. Казалось, что он может забивать откуда угодно и когда угодно. И я не думаю, что когда-либо видел снайпера, который так усердно работает, чтобы находить моменты для голевых бросков», – отмечает Макфи.
«В Алексе с самого начала было заметно нечто особенное, что отличало его от других. Интенсивность, драйв, энергия. Он был не таким, как все остальные. Он не просто забивал голы, но и устрашал соперников своей физической мощью. Было заметно, что он любит не только отправлять шайбы в сетку, но и проводить силовые приемы. Вместо того, чтобы попадать под хиты, он сам бил соперников. Он мог первым пойти на оппонента, прежде чем тот успевал опомниться. Глядя на такое, масса ребят из других команд не хотели с ним связываться. Думая о выдающихся снайперах, ты не всегда представляешь больших, мощных и физически сильных ребят, хотя тот же Горди Хоу относился именно к таковым. Алекс демонстрировал хоккей, в который не играл никто другой», – считает Макфи.
Уже в скором времени Овечкин должен обойти Уэйна Гретцки и стать автором снайперского рекорда Национальной хоккейной лиги. Хотя сейчас это исход кажется очевидным, никто даже не представлял, что такое когда-либо произойдет. Макфи драфтовал Алекса, не считая его ни новым Морисом Ришаром, ни вторым Хоу, Бобби Халлом или Гретцки. В день драфта никто не строит подобных планов на игроков.
Никто, за исключением Рика Дадли, крайне почитаемого суперскаута, поработавшего во многих командах НХЛ. Когда «Кэпс» выбрали Овечкина, в разговоре с Макфи Дадли сказал, что это «лучший игрок, которого он когда-либо просматривал».
«Я был доволен этим выбором, но когда услышал эти слова от Рика, то стал доволен еще больше», – вспоминает Макфи.
Уже во время первого тренировочного лагеря и последовавшего за этим дебютного сезона Алекса Макфи увидел, насколько сильно Овечкин отличался от остальных и сколько времени он работал над своим броском с различных позиций.
«Вратарям всегда было сложно прочитать его намерения. Все знали, что он бросит, часто понимали, откуда именно. Вратари это знают, тренеры это знают, но остановить его никто не может. И все эти годы, имея возможность просматривать каждый кадр на видео и разбирать на молекулы все эпизоды, все равно никто не может его остановить. Он любит забрасывать шайбы. Голы – это его страсть», – подчеркивает Макфи.
«Я до сих пор не знаю, как можно отразить его бросок. Нужно иметь силу и мощь, чтобы выпускать шайбу с такой скоростью и такой резкостью. Он делает одно движение вправо – забивает. Делает одно движение влево – забивает. У него есть свой «офис», все об этом знают, но никто не способен предотвратить его голы оттуда», – добавляет экс-руководитель «столичных».
Сейчас Макфи смотрит матчи Овечкина настолько часто, насколько позволяет время. Вероятно, так было всегда после его ухода из «Вашингтона». Но сейчас, когда снайперский рекорд становится все ближе, игры Алекса становятся обязательными к просмотру для всех.
«Я очень горжусь этим парнем. Горжусь тем, что он прошел через столько критики и справился с колоссальной нагрузкой. Очень часто мы говорим о том, что нужно защищать хоккейных суперзвезд на льду. Но Овечкин – тот человек, которому никогда не нужна была эта защита. Он сам всегда был самым мощным и жестким парнем на площадке. Что лично меня (и, возможно, всех остальных тоже) в нем поражает, так это то, как он неудержим, когда все знают, что он будет делать. Алекс очень редко промахивается по воротам, он уверен, что попадет в створ. Он не бросает выше или мимо. Все это – результат его упорного труда», – уверен Макфи.
Уэйн Гретцки забил 637 голов за первую половину своей карьеры, а за вторую – всего 257. Для него было невозможно поддерживать тот снайперский темп, что он задал в более молодом возрасте.
Случай Овечкина выглядит абсолютно необъяснимым: 475 голов за первые 10 лет, 411 – за вторые. И всего 9 шайб – до рекорда.
«Надеюсь, что буду наблюдать с трибун за тем, как Алекс это сделает», – резюмирует Макфи.
В любом случае, он посмотрит это по телевизору. Все будут смотреть.
Автор: Steve Simmons