Человек "системы" Тарасова, осчастлививший Казань. 85 лет исполнилось бы тренеру Моисееву

ТАСС, 15 июля. Олимпийскому чемпиону по хоккею, заслуженному тренеру СССР Юрию Моисееву исполнилось бы 85 лет. Специалист работал по методам легендарного тренера Анатолия Тарасова и сумел привести казанский "Ак Барс" к первой в истории клуба победе в чемпионате России.

Человек "системы" Тарасова, осчастлививший Казань. 85 лет исполнилось бы тренеру Моисееву
© ТАСС

Моисеев стал первым игроком сборной СССР, родившимся в Пензе, и первым олимпийским чемпионом из этого региона. Первым его клубом был пензенский "Труд", но он заставил обратить на себя внимание новокузнецкий "Металлург", где играл во второй тройке. В начале 60-х годов многие игроки "Кузни" привлекали внимание ведущих клубов. Те, используя свои рычаги, заставляли хоккеистов призываться в армию и потом забирали их в команды систем СКА и "Динамо".

Моисеева приглашал к себе главный тренер "Химика" Николай Эпштейн, а также московское "Динамо". Но сам хоккеист мечтал о военной карьере - одним из его трех дипломов был документ об окончании экстерном Московского высшего военного командного училища. И неудивительно, что он оказался в ЦСКА - об этом он мечтал сам. Тарасов же в 1962 году нашел хоккеиста, с помощью которого он мог ставить тактические эксперименты, а сам Моисеев считал его своим учителем уже в тренерской работе.

Отличительными качествами Моисеева была смелость, подвижность, желание идти в борьбу в том числе и у чужих ворот, что изматывало оборону соперника. В хоккее он получил кличку Джина - это производное от Пружины, что характеризовало стиль Моисеева, которого мало кто из габаритных соперников мог припечатать к борту. Нападающий стал частью знаменитой тарасовской "системы", играя в тройке с Евгением Мишаковым и Анатолием Ионовым и с парой защитников в лице Игоря Ромишевского и Олега Зайцева. В этой пятерке функции защитника (стоппера) выполнял Зайцев, Ромишевский и Ионов считались полузащитниками, Моисеев и Мишаков - нападающими.

По задумке Тарасова основной задачей этой пятерки была нейтрализация лидеров соперника, тому же Моисееву часто приходилось играть персонально с ними, например, с Вячеславом Старшиновым из "Спартака". По инициативе Тарасова игроки этой "системы" были включены в состав сборной СССР на Олимпийские игры 1968 года в Гренобле. Это был единственный крупный турнир в составе сборной, в котором участвовал Моисеев, и в нем он победил, став также чемпионом мира и Европы (тогда в Гренобле разыгрывались награды и этих соревнований). После неудачи в игре с чехословаками и их неожиданной ничьи в игре с немотивированными шведами советская команда разгромила канадцев со счетом 5:0 - гол Мишакова с передачи Моисеева переломил ход игры в тот момент, когда канадцы, уступая 0:1, осаждали ворота Виктора Коноваленко.

Несмотря на победу в Гренобле, игра хоккеистов "системы" подверглась критике как от прессы, так и от самих игроков сборной СССР. Корреспондент "Советского спорта" Владимир Дворцов писал, что эта пятерка "уступала по пониманию и умению вести игру не только своим товарищам, но и большинству соперников". А Коноваленко в автобиографической книге написал, что "ввод в состав сборной тройки Ионова и защитников Ромишевского с Зайцевым был ошибкой, которую потом признали все".

Вечерний теннис на льду

В составе ЦСКА Моисеев стал восьмикратным чемпионом СССР. Сам он больше вспоминал не об олимпийском успехе, а о том, как помог ЦСКА осенью 1970 года выиграть Кубок европейских чемпионов у "Спартака". Красно-белые в повторном матче вели 5:3, их устраивала и ничья, но тут свое слово сказала "система" с Юрием Блиновым, который заменил Ионова. Голы Мишакова и Моисеева позволили ЦСКА сравнять счет, а следом армейцы забили еще три гола и сохранили трофей.

По окончании карьеры игрока Моисеев начал тренерскую деятельность, причем тот же Тарасов сначала говорил, что не видел в нем тренера, но потом признал свою ошибку. Восемь лет Моисеев был в ЦСКА помощником главного тренера - сначала Константина Локтева, а потом Виктора Тихонова. После этого по рекомендации Тихонова он возглавил московское "Динамо". В первый же год самостоятельной работы "Динамо" Моисеева едва не отобрало чемпионский титул у ЦСКА - в решающем матче армейцев спас гол Алексея Касатонова в последние пять минут игры, приведший к ничьей (2:2) и принесший им общий успех.

Как и Тарасов, Моисеев в "Динамо" не боялся экспериментировать с тренировочным процессом, предлагая игрокам разнообразные упражнения, но в условиях железной дисциплины Моисеев знал меру и в отличие от Тарасова был более близок с хоккеистами. "Это был тренер жесткий, но в то же время у него были хорошие отношения с командой. Ребятам он доверял, и ребята его тоже любили и уважали за это. У него было много интересных упражнений. Например, в 9 часов вечера мы играли в теннис на льду. Это была в день четвертая тренировка, своего рода это было наказанием. Ну и как же без баллонов на льду?" - рассказал ТАСС игравший в "Динамо" в те годы олимпийский чемпион и финалист Кубка Канады Анатолий Семенов.

Без сомнения, венцом тренерской карьеры Моисеева стала победа "Ак Барса" в чемпионате страны в сезоне-1997/98. После стажировки в клубе Национальной хоккейной лиги "Эдмонтон", работе в столичном "Аргусе" и самарском ЦСК ВВС Моисеев нашел свою, чемпионскую команду. Успех не должно умалять и то, что в тот год чемпион определялся по итогам многокругового гладкого турнира.

Во второй свой приход в "Ак Барс" (2001-2003) помощником Моисеева был тогда главный тренер сборной России Владимир Плющев, в котором угадывался преемник. По словам тогдашнего президента "Ак Барса" Фарида Мухаметшина, сам Моисеев попросил назначить Плющева главным тренером команды через год. Моисеев скончался 24 сентября 2005 года в возрасте 65 лет.