СКА расстался с шестью хоккеистами и заплатил 53 миллиона рублей. В этом есть логика
Во время трансферного окна можно по-разному взрывать инфополе. Можно заставлять всех восхищаться твоими громкими подписаниями, как «Металлург». Можно заставлять больше читать о приобретенных североамериканцах, как «Локомотив».
А можно заставить всех ломать голову по поводу твоей трансферной политики, как СКА. Мы уже писали про пять приобретений, вызывающих вопросы к руководству. Но чем дальше, тем вопросов возникает больше.
25 июля СКА попрощался с шестью хоккеистами. Более того – клуб потратил 53 миллиона рублей (данные Михаила Зислиса), чтобы расстаться с игроками, а взамен получил молодых ноунеймов.

Зачем вообще нужны эти трансферы? Почему СКА заплатил за уход хоккеистов? На самом деле, логика в этом есть.
Земченок и Поляков – в обмен на игрока из чемпионата Турции
СКА обменял в «Ладу» защитника Артема Земченка и нападающего Николая Полякова, доплатив за их 16 миллионов рублей. Взамен клуб получил права на 22-летнего защитника Александра Кондратенко.
Кондратенко вызывался в юниорскую сборную России до 17 лет, но не сыграл ни одного матча во взрослых лигах России. В 2023 году он уехал в «Локомотив» из чемпионата Беларуси, где закончил сезон с показателем полезности «-13».
Прошлый сезон Кондратенко провел в Турции, выступая за «Истанбул Башакшехир». Вряд ли СКА может рассчитывать на Кондратенко даже как на игрока «СКА-ВМФ» (теперь так называется «СКА-Нева» из ВХЛ).
Зачем же СКА отдал Земченка? Артем – хороший защитник, но в последнем сезоне он сыграл всего 30 матчей, то есть не пользовался доверием тренерского штаба. К тому же Земченку уже 34 года. Зачем держать возрастного игрока, когда он не вписывается в состав?

Поляков – игрок не для топ-клуба. К 24 годам он всего один раз отыграл больше 30 матчей за сезон. А в 23 играх прошлого сезона нападающий набрал 3 (1+2) очка. Может, в «Ладе» он себя найдет, но уровень СКА он не тянет.

С уходом Земченка СКА освобождает под потолком зарплат 40 млн рублей – сумму, которая может пригодиться для осуществления трансферов в будущем. При этом клуб ничего не теряет – прощается с двумя хоккеистами, которые не проходили в основной состав.
Зачем же СКА доплатил «Ладе»? Казалось бы, тольяттинцы отдали защитника из чемпионата Турции, а получили взамен хоккеистов пускай и с проблемами, но все же с опытом игры в КХЛ. Видимо, СКА таким образом компенсирует часть зарплаты Земченка.
По данным «СЭ», Артем – самый высокооплачиваемый хоккеист «Лады». Например, Данил Башкиров получает на семь миллионов рублей меньше, а остальные – не зарабатывают и больше 30 млн рублей.
В прошлом сезоне «Лада» имела финансовые проблемы и задерживала игрокам зарплаты. Поэтому 16 млн рублей – это компенсация «Ладе» за зарплатную нагрузку от Земченка.
Дедунов – в обмен на игрока из студенческой лиги Петербурга
СКА обменял Павла Дедунова в «Сочи». Клуб доплатил пять миллионов рублей и получил взамен Егора Фирсова.
Фирсов – уроженец Петербурга, но в системе СКА он никогда не играл. Форвард пытался пробиться наверх через системы «Витязя» и «Салавата Юлаева», но безуспешно. Последние сезоны он проводил в составе СПбГЭУ во втором дивизионе студенческого чемпионата Санкт-Петербурга. В общем, на него не рассчитывает даже главный тренер «СКА-ВМФ».
Почему же СКА расстался с Павлом Дедуновым? В отличие от Полякова Дедунов был игроком основного состава. Да и зарплата небольшая – всего 20 млн рублей. Вероятно, нападающий просто не подходит под стиль Игоря Ларионова.

Ларионов декларировал, что армейцы будут играть в атакующий хоккей. Дедунов только раз за свою карьеру набрал больше 10 очков за сезон. И странно думать, что в 35 лет хоккеист сможет резко спрогрессировать и подойти под требования нового тренера.
«Сочи» получил неплохого пахаря, который поможет вписаться в пол зарплат, нижнюю планку потолка. Сейчас клуб тратит на зарплаты 410 млн рублей, а Дедунов увеличит траты на 25 млн рублей.
Андронов и Юдин ушли в «Савалат Юлаев», но там не останутся
СКА отдал в «Савалат Юлаев» нападающего Сергея Андронова и защитника Дмитрия Юдина. Клуб доплатил 32 миллиона рублей и получил взамен права на 17-летнего вратаря Андрея Бондарева.
Бондарев – единственный полученный актив, который в будущем может оказаться полезным для СКА. Но не в следующем сезоне – игрок хочет выступать за «Ошаву» из Хоккейной лиги Онтарио (OHL). Впрочем, у СКА, итак, самая молодая вратарская бригада в лиге, так что с привлечением еще одного юниора можно повременить
Сергей Андронов – результативнее, титулованнее и просто лучше Дедунова. Но видимо, олимпийскому чемпиону пришлось покинуть СКА по тем же причинам, что и Павлу:
Слишком оборонительный форвард, поэтому не подходит под стиль Ларионова. Возрастной – 19 июля Андронову исполнилось 36 лет.
Правда, непонятно, как СКА собирается играть без людей, способных «таскать рояль» в четвертом звене. Но главный тренер команды – Ларионов, значит, ему лучше знать, как будет играть его команда.
Юдин – неплохой защитник, если вспоминать его игру за «Ак Барс». Однако в СКА он провалился – прошлый плей-офф он закончил с показателем полезности «-5». Юдин много ошибался с выбором позиции и пожарил у своих ворот. Кто-то спишет на адаптацию. Но где гарантия, что адаптация не затянется, особенно после прихода нового тренера?

Расставшись с игроками, которые не подходят под стиль и требования тренера, СКА освободит под потолком зарплат 53 млн рублей.
При этом оба хоккеиста в Уфе не задержатся. По данным журналистки Дарьи Тубольцевой, «Савалат Юлаев» расторгнет контракты с игроками и выплатит им компенсации в восемь миллионов рублей. Таким образом, клуб заработает на переходе, так еще и получит деньги, чтобы уложиться в пол зарплат (475 млн рублей).
Павел Акользин – ушел свободным агентом
Павел Акользин покинул СКА, как и Евгений Кузнецов, Сергей Толчинский и Михаил Григоренко, – расторг контракт с клубом по обоюдному согласию сторон.
Причин оставлять Акользина в СКА не было.
Акользин не блистал в атаке. В 30 матчах прошлого сезона Павел набрал всего 8 (5+3) очка в 30 матчах. Акользин не давал качества в обороне. Его показатель полезности составил «-11» – хуже в СКА только у Владимира Алистрова («-12»). Акользин – возрастной хоккеист. 25 ноября ему исполнится 35 лет. Уж лучше освободить место для игрока из «СКА-1946».

В общем, расставание логичное.
Вывод
Новое руководство СКА можно критиковать за расставания с Толчинским и Григоренко или за странные подписания Ларионова-младшего и Маркуса Филлипса.
Но трансферы, произведенные 25 июля, вполне логичны.
СКА потратил 53 миллиона рублей на компенсации, но при этом освободил под потолком зарплат 121 миллион рублей. Клуб сэкономил 68 млн рублей. СКА расстался с возрастными хоккеистами или игроками, не проходившими в состав. При этом все они не вписывались в стиль Ларионова.
Наверное, взамен СКА мог получить более ценные активы, и тут к менеджменту есть вопросы. Но в целом, перед новым руководством СКА стояла задача расчистить состав после эпохи Ротенберга. И оно ее поступательно выполняет.
Фото: ХК СКА