Войти в почту

Легендарные бойцы и миллионы фанатов. Как UFC покорил Россию

На сегодняшний день Абсолютный бойцовский чемпионат (UFC) — крупнейшая организация в мире, занимающаяся проведением турниров по смешанным единоборствам (ММА). Придя в Россию в 2018-м, UFC организовал уже три турнира. Промоушен вполне освоился на отечественном рынке ММА и явно чувствует себя комфортно. «Лента.ру» вспомнила непростой путь организации на вершину, а также пообщалась с вице-президентом UFC по России Андреем Громковским о планах и перспективах промоушена в стране.

«Для нас пределов нет»
© РИА Новости

Золотая клетка

UFC был создан в 1993 году, когда американский бизнесмен Арт Дейви и мастер джиу-джитсу Хорион Грейси решили организовать соревнования, чтобы раз и навсегда выяснить, какой вид единоборств самый эффективный. Для клана Грейси целью была пропаганда бразильского джиу-джитсу. Для первого турнира семья не стала выставлять своего чемпиона — крепкого и рослого Хиксона Грейси. Ведь его триумф можно было бы списать на физическую силу. Вместо этого его младший брат, щуплый Хойс, представил боевое искусство, захватившее Бразилию, но остававшееся диковиной в США. Хойс победил, а UFC, задумывавшийся как однократный турнир, стал полноценным промоушеном.

Несмотря на успех первых турниров, до мейнстрима UFC было далеко. Бои в клетке воспринимались как кровавый спорт, зрелище для маргиналов. Сенатор Джон Маккейн активно выступал против проведения турниров, а на большей части территории США действовали запреты атлетических комиссий. Тем не менее UFC пытался выжить и адаптироваться.

В пик кризиса организации в 2001 году она была куплена компанией Zuffa — братьями Фертитта и Дэйной Уайтом — за два миллиона долларов. Уайт и компания смогли вдохнуть новую жизнь в промоушен. Спустя 15 лет и сотни проведенных турниров Zuffa продала UFC агентству WME-IMG за четыре миллиарда долларов.

За почти два десятка лет у руля компании Уайт привел UFC на вершину. Многомиллионные спонсорские контракты, звезды спорта в ростере и солидная прибыль: по оценкам Moody’s Investor Services и Global Rating Report, в 2018 году организация заработала порядка 600 миллионов долларов. По сути превратившись в монополиста рынка американских ММА, UFC устроил глобальную экспансию. Россия стала двадцатой страной в списке промоушена. До нее турниры принимали Канада, Германия, Сингапур, Великобритания, Чили, Бразилия, Австралия, Польша, Япония, Нидерланды, Мексика, Китай, Новая Зеландия, Швеция, Хорватия, Южная Корея, Ирландия, Филиппины и ОАЭ.

Первый блин не комом

На момент прихода UFC на российский рынок ситуация на нем для ММА-промоушенов складывалась не слишком благополучно. По разным причинам проблемы начались у всех, включая так называемую большую тройку — Fight Nights Global, M-1 и Absolute Championship Berkut (ACB). Последняя из перечисленных организаций пережила слияние с WFCA, сформировав Absolute Championship Akhmat (ACA).

По сравнению с 2017 годом в 2018-м сократилось количество проводимых турниров: Fight Nights Global организовал 13 событий против 27, M-1 — 10 против 26, ACB — 15 против 20. При этом приход UFC на российский рынок никакой связи с кризисом в отечественных организациях не имел.

Появление столь крупного игрока можно рассматривать с разных сторон. С одной — российские промоушены получали в лице UFC конкурента, и весьма опасного. С другой, приход UFC мог спровоцировать рост популярности спорта в целом.

Вице-президент UFC по России Андрей Громковский говорит, что у компании нет цели заменить местные ММА-организации.

«Мы видим свою задачу в изменении отношения к смешанным единоборствам, к популяризации этого вида спорта в массовой культуре, к тому, чтобы ближе работать с музыкальной, кино-, теле- и другими индустриями и сообществами. ММА — это не только бои, это образ жизни, мышления, который уже очень популярен и быстро набирает обороты вне зависимости от пола, происхождения или взглядов. Для нас пределов нет — у нас большая страна», — сказал Громковский в интервью «Ленте.ру».

15 сентября 2018 года состоялось историческое событие — первый российский турнир UFC. Организаторы выбрали в качестве арены вместительный «Олимпийский» в Москве. А кард столичного турнира в лучшую сторону отличался от американского Fight Night. Восходящая звезда промоушена россиянин Петр Ян, бывший чемпион из Белоруссии Андрей Орловский, чешский тяжеловес Ян Блахович.

В главном бою вечера сошлись ветераны — Алексей Олейник и Марк Хант. Случись противостояние лет на пять раньше, его вполне можно было бы представить в основном карде номерного турнира. Но и так все вышло неплохо — Олейник перевел в партер Ханта и сделал свое дело к радости «Олимпийского».

Столичный колизей собрал 22 тысячи болельщиков. Внушительная цифра, учитывая, что зачастую UFC не рискует. Турниры из числа Fight Night чаще проводятся на менее вместительных аренах. Более того, забегая вперед, — этот турнир стал самым посещаемым среди всех ивентов промоушена в 2018 и 2019 годах.

В тот вечер UFC продал билетов на 1,84 миллиона долларов. Приличная цифра. Опять же — в рамках неномерных турниров.

Боссы UFC явно согрелись от теплого приема в России. Второй турнир решили провести уже в Северной столице. Правда, в Санкт-Петербурге была выбрана площадка поменьше. Все билеты на шоу в «Юбилейном» разошлись довольно быстро: на турнире ожидались 7,2 тысячи зрителей.

В главный бой вечера Александр Волков против Алистара Оверима были внесены изменения. Россиянин выбыл из турнира за две недели до поединка. Спасать бой вечера взялся на тот момент 41-летний Олейник. Мисматч налицо: Удав и Оверим стилистически друг другу не подходили.

Сам Алексей признавался в интервью перед боем: с возможностями Алистара в борьбе он знаком давно и в спаррингах ему справиться с голландским гигантом не удавалось. Превосходство Олейника в опыте и технике нивелировалось банальной мощью Оверима.

Волков же — один из топовых тяжеловесов промоушена. Россиянин упустил шанс на чемпионский бой, внезапно проиграв Деррику Льюису на турнире UFC 229 (том самом, где балом правили Нурмагомедов и Макгрегор). В общем, Александр — боец, так скажем, номерного калибра и, без сомнения, поднял бы статус всему ивенту.

Петербургский Fight Night все же привез приличный кард со спортивной точки зрения, хотя, возможно, для рядового зрителя узнаваемых лиц и не хватало. Ислам Махачев (что, естественно, повлекло за собой Нурмагомедова в списке гостей в качестве бонуса), Антонина Шевченко (в ее углу — сестра Валентина, являющаяся чемпионкой UFC) — звезд ММА вне октагона в турнире собралось немало.

Перед питерским ивентом Нурмагомедов посетовал на недостаточную раскрутку российских бойцов. Но не стоит забывать, что и сам статус Fight Night не подразумевает мощного продвижения. Здесь никогда и не было пафосных роликов Countdown, ежедневных выпусков влогов промоушена в преддверии боя. На организацию этих турниров UFC тратит в разы меньше, если сравнивать с номерным событием.

В третий раз UFC не стал изобретать велосипед и вернулся в Москву. Россиянам вновь повезло, на «ЦСКА Арене» 9 ноября выступил непривычно жирный для рядового Fight Night кард. В обойму наконец попал Волков, а из-за перенесенного главного боя бостонского турнира UFC столичный получил и знатную вывеску: бой Забита Магомедшарипова и Келвина Каттера.

«ЦСКА Арена» собрала 11 тысяч зрителей. Сравним посещаемость с американским Fight Night. Турнир в Вашингтоне 7 декабря, который возглавили Оверим и Жаирзиньо Розенштрук, посмотрели 10,8 тысячи зрителей на трибунах.

Особенности национального боления

При этом сохраняется вопрос: станут ли российские фанаты свидетелями большого номерного ивента, или же им придется довольствоваться турнирами Fight Night? Учитывая специфику рынка, реализация pay-per-view проблематична. Это и ставит под угрозу возможное проведение номерного шоу.

UFC Russia пошел навстречу отечественному зрителю, который пока неохотно расстается с деньгами за различные подписки (да и высокоскоростной интернет царствует далеко не по всей стране). И если за месяц Fight Pass вам придется выложить от восьми до девяти долларов в месяц, то смотреть турниры UFC с Wink можно за 199 рублей в месяц. Правда, в случае с зарубежной опцией вместе с трансляцией турниров UFC зрители получают доступ к целой россыпи контента. Но при этом вынуждены доплачивать за крупные турниры. В подписке от Wink излишеств нет, зато есть бои.

«Когда мы запускались в 2018 году, то провели крупное исследование рынка. Оно показало, что на тот момент (до первого турнира UFC в России и до исторического боя Хабиб — Конор) в России было 25 миллионов болельщиков ММА. Мы планируем повторить подобное исследование в 2020-м и ожидаем, что количество болельщиков значительно выросло. По ТВ-рейтингам трансляции UFC бьют рекорды, и я с уверенностью могу сказать, что смешанные единоборства уже второй по телесмотрению вид спорта после хоккея. Например, трансляция UFC 242 на Первом канале существенно обогнала по показателям смотрения игру российской сборной по футболу», — отметил Громковский.

И в YouTube организация преподносит российской публике приятные сюрпризы, выкладывая бои с невиданной доселе оперативностью. С остальным миром UFC разговаривает несколько иначе: полностью поединки могут появляться в сети спустя месяцы после события, в рамках раскрутки нового турнира с пометкой free fight.

UFC шаг за шагом приучает нашего зрителя платить за контент. Хотя до покупки отдельного pay-per-view в стране, где все еще популярно пиратство, явно далеко. Номерной турнир — серьезные затраты для промоушена. Особенно учитывая, что ивенты проводятся под ключ. Октагон-герлз, обязательно Брюс Баффер или его редкий сменщик, громкие имена в карде. Нетрудно предположить, что расходы от необходимости вывозить шоу за океан только растут.

Но оценить то, насколько рискованным станет проведение турнира не только с тремя буквами, но и с тремя цифрами, мы можем, только взглянув на финансовую картину Zuffa — материнской компании, владеющей UFC.

В 2013-м в среднем на раскрутку ивента уходило 1,32 миллиона долларов. На сам продакшн — 2,38 миллиона. Прочие расходы — 1,11 миллиона и еще 2,6 миллиона уходили на выплаты бойцам. То есть усредненный турнир требовал вложений в 7,41 миллиона. К примеру, UFC 200 в 2016 году, на постере к которому красовались Миша Тэйт, Аманда Нунис, Марк Хант и Брок Леснар, обошелся организаторам в 12,6 миллиона долларов. И это без учета компенсаций самим атлетам.

Российский номерной UFC будет явно дороже среднестатистического турнира. Особенно учитывая, что в Москву рвется Конор Макгрегор. В российском офисе UFC не отрицают, что в организации ведутся обсуждения выступления Нурмагомедова в России. Хотя отец и тренер бойца Абдулманап Нурмагомедов попросту не верит, что это возможно. Именно из-за pay-per-view. Российской стороне придется выложить на стол минимум 20 миллионов долларов. Скорее всего, именно на покрытие издержек, учитывая национальные особенности рынка спортивных развлечений в России. Как ни крути, пока большой спорт здесь делается исключительно за чей-то счет.

В российском офисе о перспективах проведения такого ивента говорят с осторожностью.

«Это отдельный проект, который требует очень больших ресурсов — финансовых, медийных, организационных и так далее. Пока конкретных планов на проведение номерных турниров в России у нас нет, но мы, конечно же, всегда изучаем возможности по развитию UFC на нашем рынке», — сказал Громковский.

Но на России планы UFC не заканчиваются. В организации не скрывают, что ведется активная работа на рынке стран бывшего Советского Союза. Промоушен уже плотно работает с коллегами из Казахстана. Расширение географии UFC благодаря турнирам в СНГ — лишь вопрос времени.

«Знаем о большом интересе к UFC в Узбекистане и Киргизии. Спрос очень большой, например, в Казахстане интерес к ММА, судя по нашим данным, даже больший, чем в России», — комментирует Громковский.

Из полулегальных боев в клетке UFC дорос до крупнейшего промоушена планеты. Для большинства поклонников спорта UFC — синоним MMA. И организация сделает все возможное, чтобы укрепить и нарастить свое влияние.