Войти в почту

Открытый разведчик: Как самолёт Ту-214ОН легко становится Ту-214Р

Самолёты Ту-214ОН были оснащены специальной аппаратурой – всеми видами разрешённой аппаратурой наблюдения в рамках Договора по открытому небу (ДОН). Было выпущено два таких лайнера в 2011 и 2013 годах, однако большей частью они простаивали на земле из-за подозрительности Пентагона по поводу установки на борту «недокументированных» систем слежения. В итоге лишь один раз российский наблюдатель проинспектировал территорию США в апреле 2019 года – пролёт был осуществлён над штатами Техас, Нью-Мексико и Колорадо. После того, как 15 января 2021 года Россия вслед за Соединенными Штатами вышла из ДОН, эти самолёты вообще потеряли свою актуальность. Но как бы не так – эти Ту-214 переоборудуют в разведывательные самолёты.

Открытый разведчик: Как самолёт Ту-214ОН легко становится Ту-214Р
© Свободная пресса

Как отметили эксперты, США своим выходом из Договора, инициированным бывшим президентом Дональдом Трампом, подтолкнули Россию к такой трансформации – переделать наблюдателя в разведчика. В принципе особо и переделывать ничего не нужно, так, добавить немного «шпионских штучек». Известно, что в модификации ОН, Ту-214 имел оборудование для цифровой съемки, РЛС бокового обзора с синтезированной аппаратурой и инфракрасное оборудование. Эта летающая разведывательная лаборатория позволяет с высоты в 9-12 километров сканировать военные объекты в радиусе 250-400 километров, пеленгуя средства связи и радиосигналы, поступающие на пункты боевого управления. Вероятно, что подобные характеристики и послужили поводом для отказа их участия в инспекционных полетах над территорией США. При этом и возможности американских самолетов-разведчиков достаточно высокие. Тот же Boeing ОС-135В способен «видеть и слышать» на несколько сотен километров.

В качестве отступления от «самолётной составляющей», напомним, что сам договор по открытому небу был подписан в 1992 году в Хельсинки с подачи именно США. Еще ранее, в 1955 году, его активно лоббировал американский президент Эйзенхауэр, однако из-за набирающей обороты «холодной войны» получить возможность контролировать друг друга с воздуха не сочли нужным обе стороны. Ни о каком доверии, позволяющем участникам договора совершать облеты территорий других государств, речи и быть не могло. Россия ратифицировала договор в 2001 году, однако свои первые наблюдательные полеты совершила лишь в 2008-м, предоставив одновременно и партнерам, а это 37 стран, включая США, возможность контролировать свою территорию на предмет непредсказуемой «агрессии».

В общем, нет уже ДОН, но самолёты-то остались и использовать их будут по профильному назначению. Они пополнят, скорее всего, имеющийся авиапарк ГРУ (ныне Главное управление Генштаба ВС РФ), в который входят в том числе два самолёта Ту-214Р. Их заказала в 2009-м и 2014 году в/ч 45807 – тот самый знаменитый «Аквариум», штаб-квартира военной разведки. Загрузка у этих самолётов приличная, один из них с регистрационным номером RF-64514 сейчас находится на российской авиабазе Хмеймим в Сирии и без дела, надо полагать, не простаивает. Не помещают в деле воздушной разведки и переоснащённые из «ОН» в «Р» два самолёта.

Самолёты-разведчики – объекты секретные и доподлинные возможности аппаратуры неизвестны. Здесь можно даже не пытать эксплуатантов. Вот и лётчик-испытатель Николай Капелькин, который обкатывал этот самолёт и представлял его на авиасалоне МАКС-2011, разводит руками: «Моё дело пилотировать машину, а не интересоваться тем, что в салоне». Понятно, что многое знает, но такова уж специфика работы – роток на замке.

Из известного можно отметить, что Ту-214Р оснащены многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411, состоящим из нескольких радиолокационных станций с активными фазированными антенными решётками бокового и кругового обзора, который обеспечивает получение информации как в активном, так и в пассивном режиме. Аппаратура также позволяет вести перехват радиопереговоров. Эти самолёты оснащены и оптико-волоконной системой высокого разрешения «Фракция», которая располагается в обтекателе нижней части фюзеляжа и позволяет получать в реальном масштабе времени, в видимом и инфракрасных диапазонах, изображения поверхности. Разработанная подмосковной компанией «ТПК Линкос», эта система обеспечивает сканирование огромных по площади участков, выдачу обработанной и синтезированной «картинки» на экраны операторов и в наземные штабы. А благодаря наличию георадара, этот самолёт-разведчик способен обнаруживать даже скрытые под землей или замаскированные объекты.

Ту-214Р создавался на Казанском авиационном заводе именно как комплексный радиолокационный, радиотехнический и радиоразведчик, способный также вести и визуальную разведку. Помимо этих функций самолёт способен использоваться как пункт боевого управления и наведения средств поражения на обнаруженные цели. По своим характеристикам он способен с высоты в 9-12 километров вести разведку на земле на дальность до 250 километров, обнаруживать цели в глубоком тылу противника, находясь под прикрытием своей авиации и средств ПВО. Системы радиотехнической разведки способны обнаруживать РЛС и иные излучающие объекты, идентифицировать их и определять местоположение. Аппаратура способна перехватывать и радиопереговоры противника. Самолёт имеет развитые средства передачи и приёма информации, в том числе спутниковые системы связи.

В Ту-214ОН такого полного набора разведаппаратуры, естественно, не было, ведь проведение наблюдательных полётов предполагало наличие «контролёров» страны пребывания. Поэтому и «начинка» была несколько скромнее. Сейчас ничто не мешает её дополнить, возможно, что и более современными средствами, чем у работающих Ту-214Р. Вероятно, что «ОН» получат именно такой же литер «Р», как принадлежность к разведке. Можно предположить, что самолёты разведчики будут эксплуатироваться в первую очередь в Сирии, хотя их потребностью заинтересованы во всех военных округах России.

Ранее воздушной разведкой в Сирии занимались самолёты Ил-20М (один из них был по ошибке сбит сирийскими силами ПВО 17 сентября 2018 года). Ил-20М – советский военный самолёт радиоэлектронной разведки на базе пассажирского самолёта Ил-18. Оборудован РЛС бокового обзора, фотоаппаратурой, ИК-сканером, оптическими датчиками, системой спутниковой связи для обмена данными в режиме реального времени. Таких воздушных машин специального назначения в российской армии осталось 14 штук (производство 1968-1976 гг.), есть и другие модификации разного предназначения на этой базе в авиации ВМФ и ВКС. Из «свежих» – Ил-22ПП «Порубщик», самолёт радиоэлектронной борьбы, которых было изготовлено три и в 2016 году они поступили на вооружение ВКС России. Предполагалось, что на смену Ил-20М должны были прийти именно Ту-214Р, однако темпы строительства последних как-то затянулись. 30 июня 2016 года Минобороны заключило контракт на строительство третьего Ту-214Р, однако до сих пор его не получило. И тут такой подарок в виде двух Ту-214ОН.

Изначально судьба столь мощного и сложного комплекса, как Ту-214Р, оказалась нелёгкой. Контракт на его создание был заключён ещё в 2002 году и два первых самолёта должны были передать ГРУ до ноября 2008 года. Однако программа затянулась и, как упоминалось, первый из них полетел в 2009 году, а второй в 2014-м. «Разведывательный долгострой» даже послужил поводом для суда – в январе 2012 года в/ч 45807 подала иск в Арбитражный суд Татарстана к казанскому авиапредприятию на 1,24 миллиарда рублей за срыв сроков исполнения заказа. В итоге истцам было присуждено выплатить 180 миллионов рублей. Будет ли суд по третьему недостроенному самолёту неизвестно, как неизвестны и сроки его поставки в войска.

О том, что «ОН» могут переделать с «Р» предполагалось и ранее, а сейчас, после выхода России из Договора по открытому небу, судьба «открытых» Ту-214 решена окончательно. В общем, спасибо товарищу Трампу за двух новых разведчиков.