Гибель офтальмолога Святослава Федорова: какие остались вопросы

Самый известный российский хирург-офтальмолог Святослав Николаевич Федоров погиб 18 лет назад в результате крушения вертолета над московском районом Братцево, близ кольцевой автодороги. Далеко не все те, кто хорошо знал выдающегося отечественного ученого, согласны с официальной версией авиакатастрофы – неисправность французского «Еврокоптера Газель».

Гибель офтальмолога Святослава Федорова: какие остались вопросы
© Русская семерка

Как это произошло

Вертолет, принадлежавший клинике С.Н. Федорова, направлялся из Тамбова, где располагается один из филиалов МНТК «Микрохирургия глаза», в столицу. Святослав Николаевич летал в Тамбов на 10-летие филиала, последнее в своей жизни телеинтервью он дал именно местному ТВ. Что характерно, по данным, опубликованным «Коммерсантом», еще по пути в Тамбов в «Еврокоптере» не хватило топлива, чтобы долететь оставшиеся до отделения МНТК шесть километров, и пришлось делать вынужденную посадку. По словам самого Федорова, топливный датчик вертолета имел «погрешность» в 60 литров.

Очевидцы видели, как возвращавшийся в столицу вертолет «повело» в небе, затем он начал резко терять высоту и упал, развалившись на куски. Все четыре человека, находившиеся в «Еврокоптере Газели» (С.Н. Федоров, пилот Анатолий Лобов, штурман Анвер Хусаинов и сотрудник МНТК Александр Спиридонов), погибли.

Офтальмолог пилотировал сам?

Как говорил и.о. Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» Леонид Линник, 72-летний Святослав Федоров за месяц до трагедии получил лицензию на пилотирование и на тот момент его летный опыт ограничивался почти 30 часами. Есть версия, что в ту роковую пятницу офтальмолог занимал место второго пилота рядом с Анатолием Лобовым. Имеющий двойное управление вертолет в принципе мог вести как Лобов, так и сам Федоров.

Журналисты, расспросившие представительницу фирмы-производителя «Еврокоптера» в Москве Оливию Афанасьефф, узнали от нее, что в свое время она отговаривала Федорова от покупки именно этой, устаревшей, модели. К тому же компания данную машину не обслуживала, поскольку югославский завод, который выпускал французские геликоптеры, разбомбили натовские бомбардировщики. Однако Федоров все же купил его в Англии.

Позже государственная комиссия, расследовавшая причины гибели людей при крушении «Еврокоптера Газели», сделала упор как раз на технические повреждения вертолета. По мнению экспертов, с того момента, как «Газель» перегнали в Москву, и до авиакатастрофы винтокрылую машину эксплуатировали с грубыми нарушениями, которые в итоге и привели к трагедии.

Вдова Федорова считала, что ее мужа убили

Вдова Святослава Николаевича неоднократно заявляла СМИ, что гибель ее мужа произошла не вследствие трагической случайности, а была подстроена конкурентами с целью устранения соперника в борьбе за финансовые активы МНТК. Еще при жизни Федорова Институт микрохирургии лихорадило из-за финансовых войн.

В Межотраслевой научно-технический комплекс помимо московского центрального института входят свыше десятка филиалов, разбросанные по всей стране. Серьезные доходы приносит корабль-глазная клиника «Петр Первый» (более 400 мест) и передвижные клиники для диагностирования и операций, оборудованные в комфортабельных импортных автобусах. МНТК располагает также недвижимостью и иными, не имеющими прямого отношения к медицине, денежными источниками.

Ирэн Федорова спустя пять лет после трагедии в беседе с журналистом «Новой газеты» утверждала, что в вертолет ее мужа подложили пластиковую бомбу, а следы взрыва не нашли потому, что никто не стал этим заниматься. Ирэн Федорова рассказала о 12 версиях трагедии, которые «разобрали детально», а тринадцатую, криминальную, рассматривать не захотели якобы из-за того, что МНТК не стал платить за это громадную сумму денег.

Не до конца верила в непреднамеренную смерть отца и дочь от предыдущего брака Ирина (Святослав Николаевич был трижды женат, и отношения между его четырьмя дочерьми от разных браков, судя по материалам центральной прессы, не являлись образцом для подражания). В интервью газете «Труд» она сказала, что вероятность гибели ее отца в результате покушения составляет 50 на 50. Версии убийства придерживался и соратник Святослава Федорова Валерий Захаров, знакомый офтальмолога еще с 1960-х годов. Захаров поведал журналу «Итоги», что на МНТК незадолго до гибели С.Н. Федорова повесили банковский многомиллионный долларовый долг, шли суды. По предположению Захарова, знаменитого офтальмолога в этой ситуации просто подставили, чтобы прибрать к рукам Межотраслевой научно-технический комплекс.