Войти в почту

Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?

23 ноября православные верующие отмечают День памяти святого великомученика Георгия. Согласно преданию, в этот день произошло колесование мученика, в результате которого он должен был погибнуть, но по воле Божьей остался невредим. При упоминании Георгия Победоносца сразу всплывает образ воина на коне, пронзающего копьем змия. Тем более что такое изображение Георгия Победоносца присутствует на древнем гербе Москвы. Но есть и другие его иконы. На одних он в доспехах, с копьем и мечом предстает как мужественный воитель и праведник. На других – воинских атрибутов уже нет: это красивый молодой человек с тонкими аристократическими чертами. Его лицо выражает уверенность в однажды избранном пути, достоинство и спокойствие. Георгий Победоносец иногда изображается на иконах вместе с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским.

Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?
© Мир24

О чем ему молятся?

Святой Георгий – в первую очередь покровитель воинов и всех, кто оказался в зоне военных действий и подвергается опасности. А также заступник для родных и близких всех, кто служит в армии. Кроме того, считается, что святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Ему молятся:

О защите от врагов и от людской злобы. Об избавлении от разных напастей. Об утешении в бедах и о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях. Об обретении мира, в том числе мира в душе. О плодородии земли и сохранении урожая. О здоровье и плодовитости скота. О защите от природных стихий. Об излечении от тяжелых недугов. О помощи в поиске правильного пути в жизни. Об укреплении в вере.

В молитве нужно обращаться не к иконе, а к тому, кто на ней изображен, в данном случае к святому Георгию.

Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины / Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

В чем состоял подвиг святого?

Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Он воспитан был в христианской семье. Достаточно сказать, что его двоюродная сестра – святая равноапостольная Нина – известна тем, что обратила в православную веру Грузию.

Существует легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки до сих пор спорят о том, что это был за город). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое рептилеобразное чудовище, которому приносят человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную по жребию девушку, святой Георгий выступил в качестве сопровождающего лица. А в самый патетический момент, когда чудовище выползло из болота, Георгий неожиданно в одиночку вступил в поединок с ним и убил рептилию. Тем, что он низверг языческое священное чудище во славу Господа, он заслужил великую любовь местных жителей, многие из которых после этого крестились.

Но главный подвиг святого Георгия состоял вовсе не в этом. Достигнув звания тысяченачальника, Георгий был особо отмечен императором как смелый и подающий надежды воин, известный своим умом, физической силой, доблестью и красотой. Георгий мог бы достичь высот власти, однако он выбрал иной путь. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, Георгий явился к Диоклетиану и, объявил себя христианином А также обличил императора в жестокости и несправедливости. За свое выступление против преследования христиан святой Георгий был схвачен и заключен в темницу, а затем подвергнут мучениям. Обычно жизнеописания святых подробно излагают, как именно их мучили и казнили, но опустим это. Он был казнен за свою веру во Христа в 304 году, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид). Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?до св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва / Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

Почему святой Георгий так любим в России ?

По словам Георгия Кочеткова, мучили святого Георгия вполне добропорядочные законные власти Римской империи. И всего-то они хотели от него одного – подчинись, исполни закон, признай императора богом. Так положено: есть некий порядок, и чтобы его укрепить, император назначил себя богом. Все, включая самого императора, понимают, что это условность. Казалось бы, сделай условный жест, прославь императора как бога, пусть даже не веря в это – и спасешь свою жизнь. Но юный красавец-офицер отказывается это сделать, соглашается на пытки, положенные в таких случаях, и расстается с жизнью.

Казалось бы, кто победил? И каков смысл такого свидетельства? Человек гибнет, на этом дело заканчивается. Но потом оказывается, что не совсем заканчивается, что с ним гибнут еще другие люди, которые успели «заразиться» его верой, его свидетельством: мученица царица Александра, мученик Антоний, мученик Протолеон. И по человеческому рассуждению понять это очень сложно. Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?конописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария / Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII – нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее

По словам священника, любовь в России к этому святому обусловлена не только примером целостности его жизни, его верностью Божьей правде, но и жаждой русского народа иметь перед глазами такого героя-рыцаря и аристократа духа. Эта потребность русского народа в таком примере говорит о большом потенциале, скрытом в нас самих и требующем раскрытия в реальной жизни.