«И какой черт дернул меня прыгать!»: как Святослав Федоров лишился ноги и не смог стать военным летчиком

8 августа исполняется 95 лет со дня рождения Святослава Николаевича Федорова – офтальмолога, микрохирурга, ученого-новатора, изобретения которого позволили миллионам людей по всему миру сохранить и улучшить зрение. Кто бы мог подумать, что он, будучи сыном репрессированного военного, сам мечтал стать летчиком, но военную карьеру зарубил несчастный случай – молодой человек лишился ступни. Выбор медицинского направления стал случайным.

«И какой черт дернул меня прыгать!»: как Святослав Федоров лишился ноги и не смог стать военным летчиком
© Мир24

Работать по старым методам Федорову казалось неинтересным, он стремился к прогрессу – в 1962 году вместе с офтальмологом Валерием Захаровым он первым в СССР создал искусственный хрусталик глаза – линзу Федорова-Захарова, которая считается одним из лучших в мире жестких искусственных хрусталиков, первым в мире провел операцию по лечению глаукомы на ранних стадиях.

«Поставив перед собой задачу освобождения людей от очков, Святослав Николаевич создал принципиально новое высокоэффективное направление в мировой офтальмохирургии – рефракционную и энергетическую хирургию для коррекции миопии, гиперметропии и астигматизма. <…> Его фундаментальные труды в области имплантологии, кератопротезирования, глаукомы, атрофии зрительного нерва, витреоретинальной и лазерной хирургии стали классикой мировой офтальмологии», – резюмируют достижения врача в исследовательском центре МНТК «Микрохирургия глаза», которому Федоров отдал большую часть своей жизни.

В день рождения Святослава Федорова mir24.tv рассказывает несколько фактов из его жизни.

Отец провел в лагерях 18 лет

Святослав Николаевич родился 8 августа 1927 года в городе Проскурове (ныне Хмельницкий) в семье Николая Федоровича и Александры Даниловны Федоровых. Мать работала машинисткой в штабе Северо-Кавказского военного округа и подрабатывала, печатая по ночам чужие рукописи.

«Мой отец – простой кузнец, работал на Путиловском заводе. В 16-м году его взяли в армию, и он пошел ковать коней в драгунском полку. Участвовал в гражданской войне, потом окончил военную академию и стал командиром дивизии. В 38-м его арестовали по обвинению в участии в военно-фашистском заговоре. Он провел в лагерях 18 лет», – рассказывал врач.

Мама по характеру была мягкой и сдержанной, отец – полная ее противоположность: взрывной, непримиримый, но при этом отходчивый и не злопамятный. «Упрямый огонь» – так характеризовал Федоров нрав отца. И отмечал, что сам пошел в него.

Из лагерей Николай Федорович вернулся в 1954 году: «Отца выпустили со справкой: «Претензий к Федорову Н.Ф. со стороны Советской власти нет, отпущен ввиду отсутствия состава преступления». Не было уже того веселого, жизнерадостного бравого кавалериста, каким я его помню. Отец стал седым и угрюмым, морщины резко прорезали его лицо».

Хотел быть военным летчиком, но лишился ступни

«Мне очень хотелось быть похожим на своего отца, который в семнадцать лет был кузнецом, в восемнадцать – солдатом, а в двадцать – революционером, потом стал военным», – вспоминал врач.

В 18-летнем возрасте Федоров поступил в 11-е подготовительное училище ВВС в Ростове-на-Дону, однако в марте 1945 года потерял ступню, неудачно спрыгнув с трамвая.

«Перед самым выпуском из летной школы, торопясь на танцы, не удержался на подножке трамвая. И какой черт дернул меня прыгать! Остался без ноги… Почему-то запомнилось: в тот злополучный вечер я впервые надел свой единственный (и, как мне казалось, шикарный) штатский костюм. Моя летная карьера была окончена. Сначала, правда, я мечтал, что буду как Мересьев, летать без ноги. Но, естественно, все это оказалось детскими мечтами».

Ступню ампутировали, и студент был отчислен из спецшколы по состоянию здоровья. Молодой человек вернулся в среднюю школу, а по окончании ее поступил в медицинский институт в том же Ростове-на-Дону.

«Встал вопрос, что делать дальше, куда идти? В технический вуз? Но я терпеть не мог чертить. А ребята рассказывали, что в строительном и машиностроительном институтах в Ростове приходится чертить даже по ночам. Я понял: мне с этим не справиться. В конце концов, я склонился к мысли, что надо идти в медицину. Я никогда не мечтал быть терапевтом или гинекологом. Думал о рентгенологии, потому что там много техники, думал о хирургии – мне она казалась очень мужественной специальностью. Начались занятия в мединституте. Мне нравилось там учиться. Особенно привлекала биология, так как в ней много техники. Ведь человек – тоже техническое сооружение», – писал Федоров.

«И какой черт дернул меня прыгать!»: как Святослав Федоров лишился ноги и не смог стать военным летчикомНа фото: Святослав Федоров в своем рабочем кабинете, 23 августа 1988 года

Создание первых хрусталиков и увольнение

В августе 1958 года Святослав Николаевич переехал в Чебоксары и стал заведующим клиническим отделением филиала НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Первые советские искусственные глазные хрусталики по его заказу были изготовлены из пластмассы передовиком производства Чебоксарского электроаппаратного завода Семеном Мильманом в 1959 году. Эти хрусталики были имплантированы кроликам на кухне служебной квартиры Федорова, а в 1960-м Святослав Николаевич впервые в СССР провел успешную операцию по имплантации искусственного хрусталика, пациенткой стала 12-летняя Лена Петрова. Результат был прекрасным.

Однако после того, как эксперимент получил широкую огласку, между Федоровым и директором филиала НИИ разгорелся конфликт. Святослава Николаевича уволили. Спас положение писатель и журналист Анатолий Аграновский. Анатолий Абрамович позвонил в министерство, затем доклад Федорова заслушали на ученом совете и признали интересным и перспективным. Ученого восстановили на прежней должности с оплатой 20 дней вынужденного отсутствия.

Отношения с руководителем у Святослава Николаевича остались более чем прохладными, вскоре Федоров написал заявление об увольнении по собственному желанию. В 1961 году ученый уехал работать в Архангельск, где стал заведующим кафедрой глазных болезней и руководителем офтальмологической лаборатории медицинского института, там он продолжил свои исследования.

Главное детище – «Микрохирургия глаза»

В 1967 году Федоров был переведен в Москву, спустя семь лет началось строительство будущего НИИ «Микрохирургия глаза». В 1986 году на базе института был основан Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» с филиалами в крупных промышленных городах СССР. Сегодня филиалы есть в 10 городах России.

«Федоров и созданный им МНТК «Микрохирургия глаза» практически всегда являлись козырным тузом в колоде отечественного здравоохранения. Хотя многие, признавая его огромный организаторский талант, добавляли при этом: «Правда, характер у него трудный, непредсказуемый – одним словом, выскочка». Но врачи-практики давали оценки другие: то, что сделал Святослав Николаевич в своем комплексе «Микрохирургия глаза», – это переворот в организации дела, гигантский шаг в будущее, не завтрашний, а послезавтрашний день», – так описывал значение федоровского института Андрей Щуко, директор иркутского филиала МНТК.

Федоров проявил себя не только как выдающийся ученый, собравший впечатляющий список наград как на родине, так и за рубежом, но и как талантливый бизнесмен.

«…за шесть лет МНТК увеличил основные средства, полученные у государства и составлявшие 700 миллионов, до 27 миллиардов – то есть почти в 41 раз. МНТК владел не только двумя собственными заводами, работавшими на медицину, выпускавшими приборы, необходимые инструменты, но и десятком различных совместных предприятий. За рубежом охотно покупали новейшие офтальмологические технологии Федорова и его учеников», – пояснил Щуко.

«И какой черт дернул меня прыгать!»: как Святослав Федоров лишился ноги и не смог стать военным летчикомНа фото: Святослав Федоров и Алла Пугачева, 1987 год

Несколько автоаварий и смерть при крушении вертолета

Святослав Федоров прожил невероятно насыщенную жизнь, за 72 года он успел совершить революцию в отечественной офтальмологии, открыть крупнейшую в СССР глазную клинику, трижды жениться, заняться сельским хозяйством, баллотироваться в президенты (да, и такое было) и многое-многое другое. Его жизнь трагически прервалась 2 июня 2000 года. Святослав Николаевич погиб при крушении вертолета, на котором возвращался в Москву с конференции в Тамбове. Вертолет рухнул на пустырь в районе Братцева недалеко от МКАД, все четыре человека, находившиеся на борту, умерли. По заключению МАК, причиной авиакатастрофы стала техническая неисправность. Ученый похоронен на кладбище в деревне Рождественно в Подмосковье.

Эта авария стала третьей в жизни Святослава Федорова, если не считать происшествия с трамваем, в результате которого он остался без ступни. Первый раз врач попал в автокатастрофу в 1967 году на 43-м километре Ленинградского шоссе. Автомобиль, в котором он находился, столкнулся с грузовиком ЗИЛ, спутник Федорова погиб. Второй раз случился в 1971 году – встречное столкновение с «Волгой». Тогда Федоров сильно не пострадал и уже через пять дней вышел на работу.

Детище Федорова МНТК «Микрохирургия глаза» работает до сих пор.