Молитва вместо оружия. Почему полкового священника ждут на передовой

Протоиерей Евгений Бахматов cкоро он отправится на фронт, чтобы служить полковым священником. В Ивановской области капеллана будет ждать семья и прихожане Свято-Троицкого храма. Под пулями ему предстоит служить больше трех месяцев.

Молитва вместо оружия. Почему полкового священника ждут на передовой
© Российская Газета

Действительно брат

В камуфляжной куртке, черных брюках и с рюкзаком за спиной отец Евгений совсем не похож на батюшку. Его первая поездка длилась больше месяца. В полковые священники попросился сам. Добровольцем. Поддержать бойцов. Прежде чем ехать - прошел курсы тактической медицины. Теперь умеет останавливать кровотечение, правильно бинтовать рану, переносить раненого, одним словом, спасать жизнь всеми доступными средствами.

О своей службе капеллана сельский батюшка рассказывает так сдержанно, что я начинаю домысливать, каких страхов и ужасов натерпелся этот миролюбивый, молчаливый человек. Однако отец Евгений говорит, что увидел там настоящую дружбу и невероятное братство.

- Здесь ты "может быть, брат", а там - "действительно брат", - говорит капеллан.

В подразделении его ждали. Многие бойцы хотели креститься. Только закончили таинство, началась бомбежка. Шарахнуло так, что только что крещенный боец вылетел из окна с третьего этажа. Упал на машину, припаркованную под окном.

- На нем не было ни царапины, он встал, отряхнулся и пошел, - рассказывает отец Евгений. - Потом подошел ко мне и говорит, а ведь я остался жив только благодаря крещению.

Таких чудес за свою первую службу протоиерей Бахматов повидал немало.

- Однажды прямо на наше подразделение летели две бомбы Hammer, неподалеку от меня стояли два мусульманина, - батюшка рассказывает про новое чудо. - На них летит бомба, они молятся: "Господи, помоги! Если останемся живы, пойдем креститься!". Бомба летит мимо, мусульмане бегом ко мне: "Крести нас, батюшка, поскорее".

По подсчетам Российской академии образования, в стране работают около 25 тысяч психологов. Могли бы они поддержать моральный дух солдата?

- Я разговаривал с психологом, он сказал: мы даже не знаем, как правильно после контузии бойца настраивить, у нас такого в практике не было, - пожимает плечами отец Евгений.

Что такое контузия, протоиерей Евгений знает на собственном опыте. Тут тоже не обошлось без чудес.

Поднимает голову - над ним Богородица с младенцем на руках, опускает - противник исчез

Перед налетом (без воли Божьей ничего не бывает, напоминает) отец Евгений собрался идти на ужин, но что-то его остановило. Он собрал всех ребят, отслужил молебен, помазал всех маслом, благословил. И тут случился первый прилет. Здание зашаталось.

- Перед бомбежкой вокруг делается особенная тишина, а когда они приближаются - будто два реактивных самолета рядом, - спокойно рассказывает капеллан. - Вдруг - сильный удар. Только спустились в подвал, в здание, куда мы собирались идти на ужин, один за другим полетели снаряды.

Если бойцы уезжают на задание, служится короткий молебен. Фото: РИА Новости

Это было в начале командировки. В ту бомбежку отец Евгений получил контузию. Ему предложили эвакуацию, он отказался. Остался поддерживать боевой дух товарищей. Спрашиваю, как пережил контузию. Ничего особенного, отвечает. Звон в ушах, глухота, головные боли, терял сознание.

- Но я быстро пришел в себя, - говорит отец Евгений. - У каждого бойца там не по одной контузии.

Бронежилет и крест

После бомбежки ночевали в сыром подвале.

- Один говорит: сейчас начнут бомбить, завалит и не вылезешь, другой отвечает: смерть может настигнуть в любом месте. У бойцов вера искренняя. Когда ты сталкиваешься со смертью каждую минуту - снайпер, растяжка, мина, бомба, все, что угодно, - отношение к жизни другое и вера искренняя. Один боец мне рассказывал: он был сапером, и метрах в ста от него оказался противник. Ближе подойдет - придется взрывать себя. Боец увидел маленький окоп, залез в него и твердит: "Господи, помоги, матушка Пресвятая Богородица, защити". Поднимает голову - над ним Богородица с младенцем на руках, опускает - противник исчез".

Полковой священник говорит, что чудес на фронте столько же, сколько в мирной жизни. Просто мы их не замечаем, а на войне все становятся верующими. Поэтому и ждут на передовой священника с нетерпением.

- Великий Суворов учил своих солдат - перед тем как взять в руки оружие, всегда молитесь: "Господи, Иисусе Христе, спаси нас". Но мы все это забыли, - с горечью говорит батюшка. - Забыли, как во время Второй мировой войны наши солдаты шли в бой с молитвой.

Спрашиваю, как полковой священник успевает служить литургию под обстрелами и исповедовать? Как причащает?

- Как можно чаще, - отвечает. - Больших молебнов там не послужишь. Если ребята уезжают на задание, служу короткий молебен. Исповедуются бойцы каждый день, а беседуем мы постоянно. Однажды разговаривали с бойцами, один спрашивает, как бороться со стрессом. Другой рассказывает жуткую историю о том, как его только привезли в расположение и его брата разорвало на куски. "Я собирал эти куски и складывал в мешок. И не сошел с ума только благодаря тому, что у меня есть немножко веры в Бога".

Главнокомандующий поручил комбату освоить новую территорию. Отца Евгения попросили освятить это место и благословить бойцов. Это было совсем рядом с позицией противника.

- Только приехали, начался обстрел, - вспоминает священник. - Едем, и в миллиметре от нас падает бетонный столб. Водитель рванул в сторону. Еще немного, и накрыло бы нас.

Спрашиваю, неужели он там в рясе так и стоит под пулями?".

- Да нет, - улыбается батюшка. - По благословению Святейшего Патриарха мы находимся там в форме. Сверху - бронежилет. Оружия у нас нет. Только крест и молитва.

Остановиться и помолиться

В первую поездку отцу Евгению повезло - его часть стояла рядом с храмом. С разрешения правящего архиерея богослужения полковой священник проводил там.

- Собирали бойцов, кто рядом, и служили, - говорит он. й.

Но бывает так, что храма рядом нет. Тогда начальство выделяет комнату или ставит палатку. В одном из подразделений отец Евгений сделал с бойцами две молитвенные комнаты.

- Ребята пишут, что следят за порядком, молятся, - говорит он. - Очень хотелось бы вернуться к своим. Пишут, "без тебя тяжело, приезжай".

Тяжело не только бойцам, но и их близким. Они тоже звонят и пишут полковому батюшке, ищут поддержки.

- Как-то позвонила одна женщина, говорит "нет известий о муже, что делать". "Молитесь, - отвечаю, - Господь управит". Бывает, бойцы уходят на задание и не могут выйти на связь. Через некоторое время перезванивает - "представляете, позвонил!". Ничего просто так не бывает. Если мы с Господом, то и он с нами.

Мы идем не за деньги, не за почести, не за портрет на билборде в центре Москвы, мы идем, чтобы защитить народ, землю и православие, говорил священнику боец

- Вас не спрашивали, за что им такие испытания?

- Такие вопросы там не задают, - отвечает протоиерей. - Бойцы видят, для чего они пришли, что та сторона уничтожает храмы и монастыри, может спокойно ударить по детским домам и госпиталям. Они не хотят слышать русский язык и делают все, чтобы не было русской культуры и православной веры. Крещение Руси было с Киева, а теперь они уверяют, что веру придумали москали. Когда ты видишь все своими глазами, быстро понимаешь, зачем ты там и против чего.

Отец Евгений говорит, что сегодня зло тиражируется со страшной силой и человек легко принимает это зло. Клевета, сплетни, все идет в ход. Так и идет народ против своего братского народа. А если добавить эгоизм, злость, раздражение - дружба превращается в лютую ненависть.

- Нам сейчас надо быть одним крепким звеном, а не каждый сам за себя. Не рвать рубашку за свое, а объединяться. Мы здесь все бежим куда-то, отстаиваем свои права и не задумываемся о жизни, которая проходит. Нам бы остановиться и помолиться - за наших ребят, за нашу страну. А мы все выясняем - где правда.

Вам встречались там слабые люди?

- Трусы? Бывало, - неохотно отвечает отец Евгений. - А еще я видел там таких красавцев, которые приезжали посниматься, чтобы потом хайп поймать в интернете.

Литургии, обстрелы, разговоры, посещение и молебны в госпиталях. На что еще есть время у полкового священника?

"Иногда удается книгу раскрыть. В каждом полку есть маленькая библиотека. Волонтеры привозят духовную литературу, исторические романы. Но чаще времени не бывает. Иногда так устанешь, заснуть бы на пять минут, но не всегда удается". А еще он пробует писать стихи. Сложная реальность складывается у него в простые, не совсем складные строчки: "Священник нужен на войне как хлеб/ Бойцу без батюшки/ На фронте трудно жить... Война идет духовная война /И победить мы только сможем, /Когда сумеем верой дорожить..."

Возвращайтесь скорее

В часть отец Евгений ездит не с пустыми руками. Во-первых, нужно взять все необходимое для церковных таинств - миро, Святые дары (если вдруг не хватит, можно будет попросить у местного куратора). Он везет бойцам духовную литературу, пояса с молитвой, крестики. А еще - письма со словами поддержки и маленькие иконки, которые воспитанники воскресных школ из разных областей страны делают своими руками специально для бойцов и отправляют отцу Евгению. Слова в письмах простые - "мы вас любим, ждем, возвращайтесь скорее".

- Бойцу любая поддержка говорит о многом, - делится священник. - Они понимают, что их не бросили, за них переживают, молятся. Здесь человек этого не понимает. В мирной жизни мы мало молимся за своих близких, а если б встали все на молитву... Чтобы это понять, в сердце должна быть любовь, а не чувство справедливости. Я постоянно говорю бойцам: "С Богом будут и силы, и победа, без Бога мы ничего не сможем сделать". Многие начинают смотреть пророчества - это не нужно. Господь сделает так, как ему угодно. Самое главное - наше сердце и наша молитва.

В первую командировку протоиерей Бахматов организовал доставку гумпомощи в часть, где служил. Дроны, питьевая вода, медицинские препараты и многое другое. В эту поездку ему тоже предстоит заняться сбором помощи. Но список необходимого будет комплектоваться на месте. Наугад везти нет смысла. По первому опыту отец Евгений знает, что точно возьмет с собой.

- Влажные салфетки, - говорит батюшка. - Питьевой воды хватает, а помыться уже нечем. Приходится мыться влажными салфетками.

И снова повторяет: просто так в жизни ничего не случается. Спрашиваю, рассказывал ли он о пережитом и увиденном своей семье.

- Далеко не все, - отвечает. - Они очень переживали за меня, не хотели отпускать. Но теперь уже понимают, что это нужно. "Мы идем не за деньги, не за почести, не за портрет на билборде в центре Москвы, мы идем, чтобы защитить народ, землю и православие", - говорил мне один боец.

Перед отправкой на фронт в его поселковый храм пришел за благословением мобилизованный юноша. Достает маленький крестик, просит, чтобы он побыл в храме до его возвращения.

- Я положил его на престол в нашем храме, - говорит отец Евгений.- Лежит. Ждет.

Спрашиваю отца Евгения, что он скажет своим детям и жене, когда снова поедет в неизвестность?

- На все воля Божья, Господь управит, как надо, - спокойно отвечает он.

Наверное, из-за этого спокойствия очень не хочется расставаться с батюшкой - ни его бойцам, ни их родственникам, ни мне. И я задаю ему еще вопрос. Что в службе полкового священника самое трудное?

- Там связи нет, и бойцы просят сообщить близким - "все хорошо, скоро приеду, очень люблю", - отец Евгений замолкает. - И вот ты звонишь родным, чтобы передать, а человека уже нет.

Он стоит у аналоя. Высокий, молодой, крепкий. И плачет. Но если батюшка плачет, как нам, суетливым мирянам, пережить нашу боль?

- И так это тяжело произнести, - продолжает он, не стесняясь своих слез. Несколько минут мы с отцом Евгением стоим молча.

- Я ехал на интервью, и в метро встретился с одним из бойцов, - говорит он. - Радость от этой встречи не передать никакими словами. Человек, с которым ты выжил в опасности, который так же, как ты, понимает, что значит вера - это и есть настоящий брат.

Справка "РГ"

Как рассказали в Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, командировки батюшек в зону СВО длятся от недели до полугода. Длительность службы определяют владыки епархии. Приходские батюшки едут на службу со всей страны. Сейчас в зоне СВО служат священники из Рязанской, Астраханской, Московской, Омской областей, Красноярского края, Урала, Якутии. Перед поездкой батюшки проходят курсы тактической медицины и инструктаж поведения в опасной обстановке. Например, священникам не рекомендуют пользоваться смартфонами, запрещено выкладывать фото с привязкой к местности. Синодальным отделом оформляются страховки, выдаются каски, бронежилеты, форма, аптечки для оказания первой помощи. Выдаются молитвословы, иконки, крестики, пояса (Псалом 90). В конкретное подразделение батюшек направляют на месте закрепленные бессрочно за каждым направлением фронта ответственные священники.