«На бойца я совсем не похож» Как шахматист и философ пришел в кулачные бои и поразил всех нокаутами
Александр Сидоренко — возможно, самый необычный боец в российских кулачных боях. Он считается жестким нокаутером, при этом ведет шахматный кружок в школе, учится в аспирантуре на философском отделении и играет на двух музыкальных инструментах. «Лента.ру» поговорила с Сидоренко о его отношении к треш-току и поп-ММА, выборе между промоушенами TOP DOG и Hardcore, а также сложностях адаптации в Москве.
«Детям в шахматной секции не рассказываю, что дерусь в TOP DOG»
«Лента.ру»: Расскажите, как попали в TOP DOG.
Александр Сидоренко:: У меня были интересные предложения в боксе, но я получил травму и полгода не мог тренироваться. Когда снова начал набирать форму, те предложения стали отпадать: сначала нашли соперника на бой, но затем все отменили, потом еще что-то, и я понял, что стал менее интересен. Тогда решил попробовать себя в кулачных боях. Отправил заявку в TOP DOG, ее рассматривали в течение двух недель, затем поступило предложение приехать в Москву и провести бой на проспекте, всем понравилось. Так получилось, что у моего первого соперника в TOP DOG cнялся изначальный оппонент, мне позвонили и предложили приехать в Москву в течение пары часов. Я сказал: «Окей, понял, сажусь на поезд и выезжаю».
Почему выбрали именно TOP DOG? Это ведь не единственный промоушен по кулачным боям в России.
Я рассматривал только TOP DOG и Hardcore — две лиги, которые стоят в первых рядах. К тому же в Hardcore у меня много знакомых. Почему не пошел именно к ним? Дело в том, что там таким, как я, будет тяжело, там ребята поагрессивнее, нужно больше шоу, медийности, а это не про меня. Не очень люблю такое. Мне нравится проводить бои, выигрывать и получать от этого удовольствие. TOP DOG ближе именно к спорту, а если мы посмотрим конференции Hardcore, то увидим там много актерской игры.
Читал, что вы преподаете шахматы в школьном кружке. Кто-то из ваших подопечных знает, что вы деретесь в TOP DOG? И если да, то как они на это реагируют?
Детям в шахматной секции не рассказываю, что дерусь в TOP DOG, потому они еще маленькие, им от пяти до десяти лет. Рано или поздно они, конечно, узнают, потому что дети сейчас очень рано и очень умело начинают пользоваться гаджетами. Что касается руководства школы, в которой я обучаю детей, то они про мою карьеру в TOP DOG знают, потому что иногда мне приходится отпрашиваться на соревнования. Сначала я говорил, что езжу на шахматные турниры, но один раз вернулся с маленьким фингалом под глазом, меня спросили: «Тебя ударили шахматной доской?» Вместе посмеялись, а потом я им все рассказал. Удивление было очень сильным, потому что на бойца я ну совсем не похож.
Но не было никакого негатива, потому что руководство знает, как я преподаю, как работаю, а чем люди занимаются в свободное время, это уже личное дело каждого
Ваш ближайший соперник в TOP DOG — Самир Мурсалиев. Чем он опасен?
Он высокий левша, берет антропометрией, напористый, с характером — этим может и задавить. Но мои прошлые соперники, как мне кажется, были даже посерьезнее, потому что Самиру не хватает техники. За счет этого и будем его ловить. Может быть, кто-то думает, что техника в кулачных боях не нужна, но я хочу огорчить таких людей: это один из ключевых аспектов. Так что Мурсалиеву будет тяжко. Есть, конечно, отдельные бои, когда выигрывают за счет навала, напора, но в долгосрочной перспективе все хорошие кулачники — это бывшие боксеры, рукопашные бойцы, те, у кого заложена техническая база.
Кто из бойцов TOP DOG вас технически больше всего впечатляет? И с кем хотели бы подраться?
Мне нравится Шиша, он очень технически оснащен, с интересными передвижениями, Кантемир хорошо работает, его рекорд об этом говорит, Серж Баварский Снайпер Михел — немец. Если говорить о желаемом сопернике, то сейчас в моем весе появился левша из Узбекистана, если я не ошибаюсь. Он скоро будет драться с моим другом Роналдо Губияновым, интересно будет понаблюдать за их противостоянием. Этот левша из Узбекистана на четвертом турнире оформил победу нокаутом, сначала через корпус засадил противника, а потом добил его. Вот с ним интересно было бы побиться когда-нибудь.
Как считаете, сколько еще боев вам нужно провести, чтобы получить чемпионский перстень TOP DOG?
Мне сказали, что по правилам TOP DOG биться за перстень можно после четырех успешных поединков. В ближайшее время у меня будет третий бой, в декабре, надеюсь, четвертый. Поэтому, если все будет хорошо, за перстень смогу побиться уже в следующем году. План такой.
Какой из трех ваших боев, включая проспект, вы считаете самым сложным для себя в TOP DOG?
Наверное, самый первый бой, потому что я узнал о нем внезапно и начал гонять вес всего за полторы недели до него. Мне надо было похудеть с 70 килограммов до 64, вроде бы это немного, но для меня на тот момент было непривычно. Поэтому из-за весогонки в совокупности с другими факторами именно дебютный поединок был самым сложным.
«Мои бои смотрит мама, пока реагирует нормально»
Вы рассказывали, что ваши бои смотрит мама. В записи или в прямом эфире? Как она это все переживает?
Ой, тьфу-тьфу, пока у меня не было таких боев, чтобы я прямо кровью истекал или пропускал очень тяжелые удары. Поэтому мама реагирует нормально. Надеюсь, что поединок с большим уроном случится у меня еще не скоро.
В интервью «Ленте.ру» основатель TOP DOG Данил Регбист Алеев говорил, что бокс опаснее кулачных боев из-за тяжелых травм. Согласны с таким мнением?
Если мы рассматриваем головной мозг, то да — бокс несет в себе больший вред. Дело в том, что в кулачке и время боя меньше, и количество пропущенных ударов в среднем, соответственно, тоже. Кулачные бои несут больше хирургического вреда, он просто выглядит страшнее — рассечения и тому подобные вещи, но головной мозг все-таки важнее.
Вы себя ведете нетипично для бойца — не участвуете в треш-токе, очень уважительно относитесь к соперникам. Руководство TOP DOG не требует от вас большего огня?
Иногда нам говорят: у вас есть эфирное время, в которое вам нужно сказать или сделать что-то, чтобы вас запомнили, чтобы у всех дух захватило. Я понимаю организаторов, но это не мое, — не могу и не хочу переступать через себя в этом смысле. Буду придерживаться своего курса и вести себя так, как комфортно мне.
Как относитесь к индустрии поп-ММА? Согласились бы там выступить за хороший гонорар?
Смотря кого предложат в качестве соперника. Если будет какой-то интересный человек, то почему нет. Категоричного отношения к этому у меня нет. Есть, конечно, Epic Fighting Show, вот туда точно бы не пошел, к другим промоушенам поп-ММА я нормально отношусь.
«В Москве мне очень тяжело морально»
Вы учитесь в аспирантуре на философском факультете. В каком вузе, если не секрет, и почему выбрали такую необычную специальность?
Я живу на два города — Москва и Белгород, учусь в Белгородском государственном университете. Выбрал его, честно говоря, потому, что была возможность поступить туда на бюджетное отделение. Почему философия? А почему бы и нет? Интерес к этой науке был давно, сейчас решил попробовать. Совмещать со спортом довольно тяжело, надо писать научные статьи, готовиться, а после пары пропущенных ударов в голову что-то может и забыться. Поэтому стараюсь поменьше пропускать. Вообще по специальности я экономист, высшее образование получал именно в этой сфере. После университета работал страховым агентом, но понял, что это не мое — слишком сидячая деятельность. Кому-то нравится разговаривать с клиентами, что-то продавать, но мне это не подошло.
Вы сказали, что сейчас живете на два города — в Белгороде и Москве. Где вам больше нравится, где планируете обосноваться?
Мне, конечно, Белгород больше по душе, я там много времени провел, там столько знакомых людей, столько всего пережито. Но мне нужно расти в спортивном плане, а Москва в этом смысле лучше, тут больше спарринг-партнеров. К тому же в Белгороде сейчас обстановка не очень хорошая, может снаряд какой-то прилететь, а жить-то хочется. В Москве при этом очень шумно, постоянно в метро надо спускаться, ехать куда-то долго. Знаете, это не для каждого, мне очень тяжело морально. Я сейчас снял квартиру специально возле зала, потому что у меня две тренировки в день, и я не знаю, как бы я справлялся, если бы на них нужно было ездить.
Вы родились в Воркуте. Когда начинали заниматься спортом, сложно было найти в городе что-то подходящее для себя?
Честно говоря, выбор был. В Воркуте все хорошо со спортом. Я сначала семь-восемь лет занимался плаванием, у нас были отличные тренеры. Потом плавать мне надоело, и я решил перейти в бокс, где у меня тоже были очень сильные наставники. Если не ошибаюсь, в Воркуте еще и хоккей хорошо развит.
Расскажите о вашем увлечении музыкой. На каком инструменте вы играете? Есть ли планы развиваться в этой сфере?
Я начинал с гитары, потом переходил на пианино, сейчас играю на этих двух инструментах, пытаюсь совершенствоваться. В планах — обучение игре на электрогитаре, хочется исполнять какие-нибудь классные качающие рифы. Но пока, думаю, немного задержусь на обычной гитаре, потому что там тоже много интересных вещей можно играть. Мне еще учиться и учиться.