о криминале в профессиональном спорте

«Огромное количество поединков 1940, 1950, 1960-х годов были договорные, включая некоторые бои чемпионов, которых сейчас считают великими. Если бы такой организации, как Международный боксёрский клуб, не существовало, боюсь, джентльмены, расклад был бы совсем иной».

Дон Кинг, Боб Арум, Лу Дува, Фрэнк Уоррен… джентльмены, вы наверняка слышали об этих воротилах профессионального бокса, но сегодня речь пойдёт не о них, а о настоящем теневом лидере кровавого спорта, гангстере, которого именовали не иначе как Царь Бокса, — сицилийце Фрэнки Карбо.

Карбо родился в 1904 году в местечке Агридженто на Сицилии, но вскоре с семьёй перебрался в Америку, где поселился в Нью-Йорке, в районе Нижний Ист-Сайд. Знаете, друзья, это в наши дни Нижний Ист-Сайд вполне себе респектабельный район, но в начале XX века это был мрачный центр эмиграции, который буквально кишел уголовниками со всего мира. Там и нашёл себе место наш герой.

Когда Фрэнки было 11, за свои многочисленные правонарушения его отдали в Католический протекторий, и несколько лет ему пришлось учить латынь и изображать из себя приличного парня. В итоге обуздать своих демонов он не смог и в 20 лет получил первое обвинение в убийстве человека. Карбо по своей природе был перипатетической натурой и сразу сбежал в Филадельфию от полиции. Четыре года ему удавалось скрываться, пока его не арестовали и не отправили на суд в Бронкс, но — о чудо! — за убийство первой степени Фрэнки отсидел всего семь месяцев в тюрьме Синг-Синг и был условно-досрочно освобождён. Почему так?

За это время Карбо стал главным оружием мафиозной семьи Луккезе. Он был их главным «стволом» и возглавлял так называемую корпорацию убийц, бойцы которой отличились ужасающими казнями бизнесменов и конкурентов. Ни одна из доселе известных преступных группировок не «прославилась таким разнообразием» лишения жизни: они стреляли, душили гарротой, заливали в бетон, топили, вешали, травили и даже убивали ледяным колом в сердце. Фрэнки Карбо был ОЧЕНЬ нужным человеком, и семья Луккезе наняла влиятельных адвокатов, чтобы Мистер Грей (такое прозвище было у Карбо) поскорее вышел на свободу.

Много омерзительных преступлений совершил этот персонаж, всего в статье и не рассказать, но что-то я отвлёкся — при чём тут собственно бокс… ах да… продолжаю: с отменой сухого закона в 1933 году Фрэнки решил обратить взор на профессиональный бокс. Недолго думая, он взял под своё крыло местных нью-йоркских бойцов Эдди Риско, Фредди Стила, Сола Кригера, Кена Оверлина и Эла Хотака и организовал прибыльный турнир с их участием.

В конце 1930-х он уже впился когтями в Майка Джейкобса, бывшего беззубого моряка, который возглавлял бокс в Мэдисон-сквер-гардене. Фрэнки быстро получил влияние над ним, а следовательно, он также смог манипулировать его другом, редактором и владельцем журнала The Ring — Нетом Флейшнером. Это было началом становления боксёрской империи. Маховик Карбо начинал раскручиваться и набирать обороты.

До конца 1940-х годов бокс не приносил Карбо больших доходов, пока не произошла череда особенных событий.

В конце тех же 1940-х легендарный тяжеловес Джо Луис понял, что постепенно его кондиции сдают, и после его длительных турне на фронт во время Второй мировой войны ему сложно было собраться и войти в форму. Его последние поединки с Билли Коном, Тами Маурелло и Джерси Джо Уолкоттом хоть и были выигрышные, но всё равно он понимал, что закат карьеры ближе и ближе. И тогда Луис при помощи адвоката-шустрилы Трумена Гибсона решил разработать план «золотого парашюта», которого никогда раньше не видели в боксе. Он в срочном порядке подписал контракты на поединки с лучшими претендентами: Эззардом Чарльзом, Ли Саволди, Цезарем Брионом и Джерси Джо Уолкоттом. Отказался от своего титула и объявил турнир тяжеловесов, чтобы стать на нём чемпионом.

Кто же купит такой турнир?

И тут внезапно на горизонте появляется миллионер, филантроп (и прочее в таком же духе), сынок богатейших родителей Джеймс Д. Норрис. Империя его отца включала нефтяные месторождения, недвижимость, огромные посевные, спортивные стадионы, хоккейные команды — в общем, деньги были.

Заскучал наш миллионер и решил поиграть в профессиональный бокс. Тут ему, тёпленькому, Луис и Гибсон и впарили этот замечательный турнир тяжеловесов.

В 1949 году Норрис заплатил Луису в обмен на эти контракты $150 тыс., отдал 20% акций новой организации «Международный боксёрский клуб» и годовую зарплату в размере $15 тыс., плюс ко всему прочему выкупил эксклюзивный рекламный контракт. Естественно, войдя в бизнес с такими деньгами, Норрис сразу заработал себе авторитет, но только не у гильдии менеджеров по боксу. Бандиты всех мастей принялись футболить богатенького Буратино и создавали препоны буквально на каждом шагу его кипучей деятельности. И тогда Норрису пришлось обратиться к Мистеру Грею, который терпеливо ждал своего часа.

Норрис и Карбо мгновенно нашли общий язык. Помимо бокса, у них была общая страсть. Они часами просиживали на ипподроме, играя на скачках. Норрис даже одну из своих скаковых назвал Мистер Грей. Вообще, он, ко всему прочему, был очарован всей этой мафиозной историей, ему нравились лютые стиляги-плохиши, и он был готов на всё что угодно, лишь бы его приняли за своего.

Увидя практически бескрайнюю финансовую подпитку, Фрэнки сразу обозначил цель: его интересовало полное господство в индустрии бокса от побережья к побережью. Так была основана зловещая «ось Карбо — Норрис», которая стала очередным кровавым детищем итальянской мафии.

В какой-то мере 1950-е были золотой эпохой бокса. Поединки с участием Кида Гавилана, Чака Дейви и многих других до сих пор вызывают обильное слюноотделение с почти павловским эффектом у истинных фанатов бокса. Но, увы, у Международного боксёрского клуба была обратная сторона медали.

Гонорары боксёров были сильно снижены и редко когда превышали $4 тыс. Многие поединки от начала и до конца вызывали сомнения. Ставки, вымогательство, мошенничество стали новыми источниками дохода вокруг боксёрских матчей.

Карбо контролировал бойцов через многочисленных менеджеров, а его правой рукой стал персонаж Фрэнки Палермо по прозвищу Моргун. С 1957 по 1969-й Моргуна арестовывали 18 раз. В его «рацион» входили: подделка документов, поджоги, мошенничество, воровство и прочие «занимательные» вещи, включая даже убийство.

Непонятно каким образом, но Моргун законным путём получил лицензию на ведение промоутерской деятельности. И в его распоряжение входили довольно неплохие бойцы: Билли Фокс, Айк Уильямс, Джонни Сакстон и другие.

Боксёры, подписывавшие контракт с МБК, сразу попадали в оборот. Они становились мелкими гайками в бесконечных мошеннических схемах и договорных боях. Тех боксёров, кто отказывался играть по их правилам, запугивали, били и в итоге жестоко расправлялись с ними. Тренеру Роберто Дюрана почтенному Рэю Арселу в результате его попыток противостоять беспределу проломили голову. К счастью, он остался жив.

Однако в 1957 году судья окружного суда США Райан Сильвестр постановил, что МБК, по сути, является монополией и нарушает «закон Шермана». Было вынесено постановление в течение пяти лет ликвидировать МБК как орган. Вот так на ровном месте деятельность самой коррумпированной корпорации в боксе подошла к концу. Карбо и Палермо сдал промоутер с западного побережья Джеки Леонард, который пошёл на сделку с ФБР в рамках большого расследования. Его показания стали решающими в этом деле, и Карбо приговорили к 25 годам за вымогательство, мошенничество и тяжкие телесные повреждения.

Фрэнки отбыл часть срока в тюрьме Алькатрас, но из-за ухудшения здоровья в 1975 году его выпустили на свободу. 9 ноября 1976 года безжалостный Мистер Грей скончался.

Моргун, отбыв свой срок, решил вернуться к прошлому. Вместе с такими же маргиналами он попытался снова получить лицензию на спортивную деятельность, но ему было отказано и он до конца дней оставался не у дел.

Плейбой Джеймс Норрис отскочил ещё на ранних стадиях проекта «МБК», он был просто сынком богатых родителей, чьими деньгами воспользовались матёрые мафиози.

Итог: огромное количество поединков 1940, 1950, 1960-х годов были договорные, включая некоторые бои чемпионов, которых сейчас считают великими. Если бы такой организации, как Международный боксёрский клуб, не существовало, боюсь, джентльмены, расклад был бы совсем иной.

Как же обстоит дело с мафией в боксе в наши дни? Наверняка вы скажете: «Это всё в прошлом. Пережитки времени, так сказать…» И я тут же поспешу вас разочаровать. Буквально в прошлом году популярнейших британских боксёров Тайсона Фьюри и Джоша Тейлора заподозрили в связях с преступным ирландским кланом Кинахан. Самого Дэниела Кинахана Интерпол разыскивает за наркоторговлю, убийства и отмывание денежных средств не только в Европе, но и по всему миру. Хотя, собственно, чего его искать? Он дома, в Британии. Сидит у себя в офисе компании MTK Global (кстати, эта контора представляет дела Фьюри) и пьёт ирландский виски.

Правда, Тайсон Фьюри сразу открестился от любых связей с ирландскими бандитами, но… что-то мне подсказывает: дыма без огня не бывает.

К сожалению, мафия и бокс идут много десятилетий рука об руку, ибо всегда находятся персонажи, которые не хотят честно работать. Так было, так есть и, похоже, так будет всегда — «пациент неизлечим».

Ну а нам остаётся по-прежнему любить бокс, верить в бокс и наслаждаться просмотром поединков.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.