Основатель Международного дня бардов отправился на фронт

Кто сказал, что надо бросить песни на войне? Только не Костя Шлямов. Его простые и проникновенные стихи, положенные им на немудреную музыку и исполненные под гитару, собирали тысячи поклонников в стране, да и в мире: ведь именно Шлямов - официальный основатель Международного дня бардовской песни - с его легкой руки этот праздник отмечают 22 декабря вот уже два десятка лет.

Основатель Международного дня бардов отправился на фронт
© Российская Газета

- Я закинул тогда эту идею сначала своим слушателям и зрителям, затем все шире через интернет, ведь бардовское движение есть, а специального дня не было. И пошла волна, и людям понравилось, поддержали и на Байкале, и на Дальнем Востоке, и потом утвердили везде, даже за пределами России.

- Почему именно эта дата?

- День зимнего солнцестояния. Когда ж петь наши песни, если не в самую длинную ночь года? Холодно, темно, люди собираются вместе, звенят гитары - и отступают стужа и тьма. Они всегда отступают перед бардовской песней.

Константина как основателя этого движения стали приглашать на зарубежные гастроли, открывал он и "Лиловый ветер" в Алма-Ате, и другие фестивали.

Когда началась специальная военная операция, он не раздумывал: надо идти. Но один в поле не воин. К тому же военкоматы его не брали: мол, не служил, нет ни воинской специальности, ни военного опыта. И тогда он решил собрать своих друзей и поклонников его песен в добровольческий казачий отряд!

- Предложил мне это атаман наш, Сергей Бобров. Я стал обзванивать друзей, казачество - но там многие уже ушли воевать добровольцами просто в войска. И я призвал своих слушателей и подписчиков: ребята, страна воюет, как вы можете сидеть на своих диванах? Кто, если не мы?

И парни, которые любили песни Шлямова, которые слушали и пели их в компаниях, потянулись за ним. Тогда и привязался к нему его позывной "Походный" - по аналогии с казачьим походным атаманом.

По разным городам, по соцсетям, по клубам любителей бардовской песни понеслось: читинский бард собирает отряд, чтобы биться с врагом. В итоге пришлось даже отсеивать; самых надежных и подготовленных набралось больше ста человек. Влились в казачью бригаду "Дон".

- Было серьезное боевое слаживание, я на этом настаивал, - рассказывает Константин. - В учебном лагере стреляли, рыли окопы, проходили тактическую медицину, осваивали пулеметы да гранатометы, даже теорию боя проходили. Это было важно: ведь многие, как и я, не служили прежде. Получили броники, каски. Многие к нам прибились - дело-то святое. Был один парень, и оказалось, что судимый он за наркотики - для казаков это вообще неприемлемо. Мы ему отказали. Так он месяц не уезжал, бесплатно ходил в наряды, нес службу, помогал - в итоге я за него поручился и взяли его. Люди тут меняются, даже кто не был крещен - покрестились.

- Говорят, многие ваши бойцы отличились в бою?

- В первые же дни боев машину уничтожили у нацистов, блиндажи, огневые точки. Непросто, конечно, было. С оружием не расставались. А я при этом не расстаюсь с гитарой.

- У Шлямова много замечательных песен. Одна из самых любимых - "Мы русские", - рассказывают мне бойцы.

- Так это ж Шамана песня?

- Нее, у Кости своя, он ее уж полтора десятка лет лабает, задолго до Шамана.

И хриплые, но крепкие голоса бойцов разносят над густым лесом под гитарный перезвон строки, написанные еще в 2008 году:

"С простором мысли и души Дела великие вершим, Мы - русские,

Пускай намешано в крови, Но дух един и в нем правы Мы, русские!".

А мы из стали

Присев под соснами, Константин не спеша рассказывает свою историю.

- Родом я с Украины, город Прилуки: отец служил в авиаполку. Потом Забайкалье. Там я и вступил в реестровое казачье войско. Закончил исторический факультет, даже в музее работал. И очень болезненно воспринял эти события. Я видел, как рушатся связи с одноклассниками, со знакомыми, даже с родными. Удивительно, как нас смогли разъединить, да еще и натравить друг на друга! Немногие мои одноклассники сумели сохранить ясность ума - ведь все можно было решить миром, но украинцы этого не хотели, они попирали все права при поддержке Запада. Я еще в 2014 году хотел поехать на Донбасс, но у меня тогда не получилось, а ребята наши ехали, помогали. Но в 2022 году, когда все это началось - как я мог усидеть дома? Да что я - многие знаменитые артисты едут если не воевать, так с концертами на фронт. Недавно вот выступал я тут вместе с блистательным Алексеем Архиповским - это просто чудо, что он делает с балалайкой! Он ведь и с Людмилой Зыкиной в свое время работал, и с Дмитрием Маликовым, а вот не побоялся отправиться на фронт поддержать наших бойцов. Когда я пел песню "Мы - русские" - он подпевал, да что там - подпевали хором все зрители, сотни бойцов в военной форме, иные только вышли из боя, и как светились их лица - незабываемо!.. Да многие у нас выступали. Певец Паскаль пел тут свое "Шелковое сердце". Полюбился нашим бойцам и ансамбль казачьей песни "Братина" - тот самый, который Никита Михалков возил в свое время на фестиваль во Францию. Я ездил с ними тут несколько дней, у них такое распевное многоголосье! И они собирали фольклор даже на фронте.

Впрочем, на передовой концертов все меньше: противник бьет прицельно по любому скоплению людей.

- Проще привозить сюда бардов, они вообще ничего не боятся, - говорит Константин. - Любят в войсках Дмитрия Матюшкина с его самоироничными песнями. Впечатляет потомственный казак-доброволец, писатель и поэт Алексей Шорохов - на его стихи родилась песня "Новогодняя авдеевская". Очень нравится Любовь Сердечная:

"Вы думали - мы тлен, мы пыль, мы грязь, А мы - из стали! Вы верили, что растоптали нас, А мы восстали!"

И ожившая гитара подхватывает рубленные строки:

"Хотели нас согнуть, скрутить, сломить, А мы не гнемся! Надеялись легко нас победить, А мы деремся!"

- Песня работает лучше любой политинформации, лучше телевидения помогает понять политическую ситуацию, - считает Костя. - Вот местная поэтесса Елена Заславская как пишет - просто и доходчиво:

"Едут-едут БТРы По донбасской стороне И наследники Бендеры Все расселись на броне".

Казак и дрон

- Наш батальон героически дрался под Клещеевкой. Под Соледаром как-то отправили людей на точку, а смена прийти не может. По ним били со всех сторон. Им бы уйти, а они вцепились в лесополосу - Костя Ерохин, позывной Ероха, еще Чечен, Тоха, Цыпа - отбивались до прихода подкрепления. Дмитрий Савицкий, Зема, смелый и бесшабашный, бывший строитель, его ранили - так ведь не хотел покидать часть, рвался назад. Ярослав Виноградов, Ярик - отчаянный, разведчик с опытом, шел в самые тяжелые рейды - попали под обстрел, его напарник сошел с тропы и подорвался ни мине, оба и погибли. При взятии Авдеевки ребята еле вынесли командира, неделю он пролежал в реанимации, но - спасли. Николай Грек, бывший сантехник, светлый такой парнишка, минометчик, так он минометом сбил дрон! Обычным, 80-миллиметровым! А другой раз из автомата сбил - весь рожок выпустил, но попал-таки!

А есть вообще история фантастическая - наш товарищ Виктор Сафронов гнал сюда УАЗ, который они купили для фронта на собственные деньги. Так вот он шел с мешком продуктов, нес ребятам в часть, и на него налетел дрон с бомбой. Витя присел в траву, и дрон его потерял, стал снижаться, кружить, искать, и тут Витя выскочил и сбил его своим мешком с продуктами! Дрон упал, не взорвался, его обезвредили. Витя получил за это медаль "За боевые заслуги". А я написал об этом забавную песню "Казак и дрон". "Шел по полю наш казак, получив провизию, А над ним дрон кружит так - растудыть дивизию. Неохота помирать: на хрена харчи тогда? Бой придется принимать в ситуи невыгодной".

Вообще у бардов, ушедших на фронт, самые точные и проникновенные песни, - говорит Костя. - Очень нравится мне Дмитрий Филиппов, позывной Вожак, стихи у него замечательные, прочувствованные. Он воюет сейчас под Авдеевкой в подразделении саперов, и знает, как важно на фронте чувствовать поддержку всех тех, кто остался дома:

"И от южных до северных тех морей Отправляет страна по пятьсот рублей. Просто так. Как копеечку для церквей.Как сигнал, что нас ждут живыми."

После боя сердце просит музыки вдвойне. Казачью сотню, собранную Шлямовым, ребята недаром называли "поющей" - как в фильме "В бой идут одни старики". И на привале разносится над луганской степью:

Пускай сегодня в силе враг,

Мы не уроним честь и флаг.