Владислав Шкляев – Корсунский: «И кадр живет, и режиссер доволен, и зритель счастлив».
Эти приемы называются сценическим боем, которая является специализированной техникой в театре и кино, предназначенной для создания реалистичного боя, без причинения вреда. Профессиональный актер и каскадер Владислав Шкляев - Корсунский не только великолепно играет в кино, используя приемы сценического боя, но и ведет собственный уникальный мастер-класс, где обучает всем премудростям сценического движения. Недавно такой тренинг Владислав провел в рамках Международного кинофестиваля «Антарес» в городе Сочи. Фестиваль прошел под эгидой Ассоциации «Безопасность и качество». Продюсер фестиваля – Александр Халимовский. Художественный руководитель – Сергей Новожилов. Владислав, о чем вы в первую очередь говорите своим ученикам на мастер-классе? Что они должны знать, прежде чем приступить к освоению дисциплины? Говорю о том, что сценическое движение – это одна из самых многогранных дисциплин, потому что у нее много всевозможных разделений, туда входит также сценический бой, который раскладывается на театральный и киношный. Но это пока все не систематизировано. На сегодняшний день складывается проблемная ситуация, связанная с тем, что в нашем кинематографе нет своего стиля. В советский период была одна система кинобоя, а теперь в основном идет голливудская тенденция, напоминающая бой спецназовцев. Но именно современного российского, отечественного стиля – нет. А сколько вообще существует стилей боя? В мире достаточно много разнообразных стилей, существуют также стили, основанные на Китайской Опере, яркий представитель - актер Джеки Чан и его собратья. Мне в свое время довелось учиться и по системе Китайской Оперы и по нашей классической системе, поэтому со временем у меня родился свой собственный микс, который я оттачивал годами. Актриса Елена Николаевна Борзова увидела, как я работаю с людьми и предложила продюсеру Сергею Владимировичу Новожилову, чтобы он запустил мастер-классы по своему фестивалю, в итоге система выросла и получилась некая школа. Скорее всего профессиональным актерам нет необходимости посещать ваши мастер-классы? Вот как раз многим профессиональным актерам не помешало бы ознакомиться с системой, так как порой взрослые актеры боятся показать, что они не владеют сцен боем, и стесняются признаться в том, что не компетентны. А девиз нашей актерской профессии: «Работай над собой постоянно!». Если мы перестаем работать над собой, мы становимся профнепригодными, наверное, ни для кого не секрет, что, когда человек не занимается своим телом он быстро закостеневает. Поэтому необходимо постоянно ставить себе сверх задачи. Простой пример, - сегодня ты не сделал шпагат, а завтра ты должен сделать в два раза больше, и совершенствоваться с каждым разом. Система, которую я преподаю дает человеку толчок к запуску навыков через моторику, развивает координацию, пластику, ритмику, усиливает работу второго полушария, и ускоряет реакцию. Также увеличивает КПД мозга. Если сравнивать с нашими обычными людьми и даже с нашими профессиональными актерами, получается очень подготовленный человек, который приходит на площадку и моментально считывает любой стиль боя. Продюсер экономит на таком актёре много времени и в любом случае, когда такой человек работает в кадре, зритель говорит ему: «Верю!». А бывает зачастую так, - мы видим играющего профессионального актера, который просто копирует какой-то рисунок боя, но он в нем никогда не жил, и смотрится очень неорганично. В итоге зритель не поверил, что герой стал суперспецназовцем, который всех ликвидировал. Поклонники Джеки Чана отмечают, что его старческие попытки имитировать в кадре бой, его вялая моторика, только вызывают разочарование. Ему хочется сказать: «Не верю» … Я категорически не согласен с подобным мнением, Мастер по-прежнему великолепен. В любом случае возраст берет свое, также надо учитывать сколько у него было травм. Это не для кого ни секрет, что Джеки Чан весь переломанный и травмированный, потому что в большинстве случаях трюки он выполнял сам. Я считаю, что поклонники должны высказать актеру огромное почтение и восхищение, он единственный, кто вывел стиль Китайской оперы на мировой уровень и сделал ее популярной. Этот человек владеет невероятным мастерством, которое сейчас передает остальным. Я все свои трюки в кино делал также сам, но итог был печальным, потому что тебя сразу записывают в каскадеры, и приходиться доказывать, что ты актер, но хорошо владеющий своим телом на уровне каскадера. Со временем продюсеры стали разделять и понимать, что есть именно актеры, которые органично вживаются в процесс, и могут отлично перевоплощаться, владея телом на нужном уровне. Сегодня отечественная школа трюкового мастерства на каком уровне? Ее почти нет, потому что педагоги, которые преподают в старой классической школе не владеют схемой, позволяющей актеру адаптироваться под любой стиль, а это наша профессиональная задача уметь адаптироваться под любое направление. Есть, например, школы Александра Ивановича Иншакова, Тадеуша Рафаиловича Касьянова, они очень интересные и они до сих пор развиваются. Я сам являюсь учеником Александра Иншакова. Возьмем, к примеру любую экстремальную ситуацию на улице, чем в данном случае может помочь навык сценического боя? Он поможет вам спасти себя. У девочек и мальчиков физическая составляющая разная, но на мастер- классе я могу показать, как в любой чрезвычайной ситуации оценить ситуацию, прокачать реакцию, остаться не травмированным и убежать. Человек, который занимается по моей системе сразу видит ситуацию и мгновенно принимает решение. Чем хороша моя система, тем, что она за короткий срок любого человека, если у него есть желание делает ловчее. Это система известна у спец служб, специалисты пользуются ею многие годы, она учит моментально ориентироваться и быстро запоминать что есть вокруг. В этом случае чрезвычайно важны доли секунды, которые помогают принять правильное решение, и спасти себя и своих товарищах. Есть очень известный фильм «Люси» со Скарлет Йохансен, история о том, как молодая девушка приняла какой-то препарат и стала обладательницей невероятной реакции и физической силы, она использовала все, что попадалось под руку, сражалась и была непобедима. Насколько это соответствует действительности? Весь вопрос в количестве допинга. Это известная история, например, в армии существуют подобные препараты, - небольшой укол и израненный человек временно становится «супергероем». Есть также допинги и для обычных людей, но это очень плохо, так как в дальнейшем сказывается на здоровье. Как выход - наши прекрасные витамины и правильное питание, но при условии, что организму необходимо давать вовремя отдыхать, восстанавливаться, а не выжимать из него по максимуму без остановки и ограничений. Что касается, того, что героиня использовала все, что попадалось под руку и сражалась — это называется работа с предметом, и этюды на многозадачность и импровизацию. Существует целая база навыков в этом направлении, любому актеру при желании доступны эти навыки. Спец эффекты в кино — это конечно хорошо, но, если актер мастерски и виртуозно управляет своим телом, это великолепно. И кадр живет, и режиссер доволен, и зритель счастлив. Американский актер Стивен Сигал, артистично владеющий сценическим боем, часть подвергается критики за то, что не корректно работает на съёмочной площадке, ломая каскадёрам руки и ноги. Это допускается в системе сцен боя? Да он работает жестко, я за него отвечать не могу, но считаю, что это не профессионально в отношении сценического боя. Кстати, «Ассоциация безопасности» под эгидой, которой прошел фестиваль много говорит о травматизме, и именно каскадерское направление и сценический бой подходят, как ничто другое. Сценическое движение очень похоже на цирковое искусство, так как у нас много элементов акробатики, а уж о том, сколько в цирке травм и вовсе говорить не приходится. В акробатике перелом шейных позвонков — элементарная штука. Вообще все начинается с микротравм, они присутствуют всегда, не помню, как назывался фильм, снимали боевую драку в ресторане, казалось бы, ничего сложного, один раз я неправильно сгруппировался, и получил серьёзную травму руки, которая сказывается до сих пор. И таких травм несчетное количество. А можно упасть с третьего этажа, и если правильно сгруппироваться, то всего лишь отделаешься легким ушибом. Если мы говорим о кино, там выставляется система подушек, работают каскадеры, умеющие контролировать дистанцию. Но сразу оговорюсь, это не значит, что новичкам снимающим кино, можно накидать подушек, и кинуться «ронять» на них с третьего этажа актёров, или сбрасывать их на скорости с мотоциклов и так далее. Все эти трюки оттачиваются десятилетиями! Для такого вида деятельности должно быть какое-то особенное питание? В любом случае надо придерживаться спортивной диеты, такая диета дает даже актерам в возрасте ни в чем не уступать молодым, потому что это постоянная работа над собой. В первую очередь необходимо стараться как можно меньше есть выпечки, сладостей, с возрастом гормональная система становится другой, поэтому надо усердно себя контролировать. Порой смотришь на известного актера, потерявшего форму, и думаешь: «Дружище, тебе надо меньше пить пиво, и прекратить есть мучное». Для актера хорошая физическая и эстетическая форма – первый показатель востребованности. Как он будет играть детектива, догоняющего преступника, если у него полицейский китель на животе лопается, так что пуговицы разлетаются в разные стороны. Поэтому главный критерий диеты – постоянный контроль над весом.И еще, конечно, важно научиться внутреннему генерированию своей энергии, что позволяет качественно восстанавливаться, входить в тренировочные процессы и очень много эффективно работать.