Госдума уточнила закон о гаупвахте за использование гаджетов в зоне СВО

Госдума вернула во второе чтение и вновь приняла закон о дисциплинарном аресте бойцов за использование гаджетов в ходе службы. Депутаты решили четче прописать, что гаупвахту смогут назначать только за неправомерное использование военными гаджетов, для боевой работы телефоны и другие устройства, конечно, применять будет можно.

Госдума уточнила закон о гаупвахте за использование гаджетов в зоне СВО
© Российская Газета

Это предполагает закон, в соответствии с которым командиры воинских частей смогут без суда принимать решения о дисциплинарном аресте за грубые нарушения, к которым отнесли и использование гаджетов на службе. Такие полномочия получат как указанные командиры, так и начальники органов военной полиции.

Наложение взыскания может коснуться мобилизованных, служащих по контракту. Срок ареста ограничен десятью сутками.

Как пояснил глава Комитета ГД по обороне Андрей Картаполов, закон не запрещает гаджеты как таковые, а регулирует порядок их применения. Телефоны или планшеты, которые обеспечивают выполнение боевых задач, продолжат использоваться.

"Мы много раз говорили и продолжаем говорить о том, что те электронные приборы, так называемые гаджеты, которые используются в боевой работе, не изымались и изыматься не будут, - заявил он, объясняя необходимость поправки. - Но поскольку видим, что опасения остаются, мы сегодня предложим коллегам специальную поправку, которая эту норму конкретизирует и закрепляет".

Комментарии

Сергей Алтухов, депутат ГД:

"Закон вызвал большую дискуссию среди военкоров и специалистов военного дела. Изначально смысл уточнений был в том, чтобы предотвратить потери среди наших военнослужащих, причиной которых становятся личные средства связи, которые может отслеживать противник. Но мы, конечно, все понимаем, что в современных условиях многие электронные приспособления играют важную роль - для разведки, наведения средств поражения, запасного канала связи между подразделениями. Поэтому принято решение все же уточнить положения законопроекта, и накладывать дисциплинарные взыскания именно в ситуациях, когда телефоны и планшеты используются не в целях выполнения боевых задач, а в личных целях. Это, прежде всего, безопасность самих военнослужащих и техники".

Абдулхаким Гаджиев, депутат ГД:

"Не секрет, что и летчики, и танкисты, и штурмовики сегодня активно пользуются смартфонами, планшетами, умными часами. Мы не намерены ломать сложившийся порядок, который помогает успешно выполнять нашим ребятам воинские задачи в зоне СВО. Это будет неразумно, тем более, в условиях отсутствия эффективной альтернативы. Поэтому все необходимые для исполнения воинских обязанностей принадлежности будут в их распоряжении. Суть поправок лишь в том, чтобы гаджеты в руках военнослужащих не стали причиной угрозы жизни и здоровью их самих и их боевых товарищей.

Алексей Журавлев, первый зампред Комитета ГД по обороне:

"Некоторые положения законопроекта можно было трактовать не во благо специальной военной операции, а во вред. Прежде всего, крайне сложно определить, как будут разделять боевые и небоевые электронные устройства, ведь каждое из них - будь то смартфон или планшет - может использоваться как для армейских нужд, так и для гражданских. Понимаю, если бы этот выбор ложился на плечи командира подразделения, который уж точно знает, чем можно пользоваться, а что задействовать опасно - может привлечь нежелательное внимание врага. Но ведь функции возлагаются еще и на военную полицию, это вопросе не входит в их компетенцию.

Надо заметить, что на передовой практически никто не пользуется, во всяком случае, у меня таких сведений нет, воздушным интернетом. Там есть Wi-Fi, который вынесен и абсолютно не обнаруживает, где находятся бойцы и их скопление".