Раненому бойцу из Томска пришлось идти в прокуратуру, чтобы добиться операции
36-летний томич в январе приехал из зоны СВО в родной город Томск. Командиры отправили его в отпуск после ранения, чтобы и с родными успел повидаться, и подлечить поврежденную осколком снаряда правую ногу. Однако в томской больнице его встретили не то чтобы с распростертыми объятиями. А скорее наоборот. Говоря казенным языком, "лечебное учреждение отказало военнослужащему в оперативном хирургическом вмешательстве, запросив у него ряд медицинских документов и направлений".
Возмущенный боец пришел с жалобой в прокуратуру Октябрьского района. После чего военнослужащего приняли в тот самый стационар, где врачам до этого не хватало "документов и направлений". Раненого томича прооперировали. Он идет на поправку и вскоре вернется на фронт.
И подобных случаев немало. Журналисту "РГ" в конце прошлого года самому пришлось наблюдать такую картину. С дочерью, которая получила травму, они оказались в приемном покое 34-й городской больницы Новосибирска. Дело было поздним вечером, в покое, кроме нас, в ожидании врачей туда-сюда ходил военный в форме, явно испытывающий боль. "Что хотели?" - в конце концов рявкнула на него сотрудница из-за окошка. "Мне бы укол обезболивающий поставить, - попросил боец. - Еду домой с фронта, ранен, с осколком, вот прихватило". - "Не положено!" - твердила медработник. "Я заплачу!" - робко начал он ее уговаривать, но та как отрезала: "Здесь тебе не платная клиника!"
Что за отношение врачей, возмутитесь вы, к нашим защитникам? Но не спешите с выводами, они сами оказались заложниками ситуации. Вот и старший помощник прокурора Томской области Светлана Емельянова утверждает: вины медиков в случившемся нет никакой - они были правы, развернув бойца на пороге больницы. И то, что раненный при выполнении боевого задания, защитник нашей родины, чтобы лечь на операцию, вынужден звать на помощь прокуроров, продиктовано существующим положением. А именно: "гражданские" больницы, работающие в системе ОМС, просто-напросто не имеют права лечить военных. Тут все четко: военный человек закреплен за минобороны, это ведомство его лечит в своих госпиталях, а в штатской системе здравоохранения на его болячки не выделяют ни рубля. И если главврач городской больницы вдруг начнет оперировать раненных в боях, его накажет та же прокуратура за нецелевое использование бюджетных средств.
Местные власти скромно умалчивают об этой проблеме и решают ее кто как может. В Новосибирской области, как рассказал член штаба Комитета семей воинов Отечества региона Александр Широков, еще недавно медикам приходилось, по сути, выбирать: отказывать бойцам и потом корить себя за черствость или оказывать помощь, но потом иметь проблемы с контролирующими органами. Вопрос решили на уровне губернатора. Принято решение, что теперь, если у 425-го военного госпиталя, который расположен в Новосибирске, не хватает мест для госпитализации военнослужащих, они могут получить необходимую медпомощь в "гражданских" больницах, как минимум в четырех-пяти. Но боец все равно должен обратиться в госпиталь, к которому прикреплен, и там определят, куда его направить.
Остроту проблемы удалось снять после постановления правительства №1423
Как объясняет начальник департамента здравоохранения Томской области Роберт Фидаров, они также "готовы принимать на лечение участников и ветеранов спецоперации по разработанному совместно департаментом здравоохранения Томской области и военным комиссариатом Томской области регламенту". Только он, видимо, требует много отметок, направлений, медицинских документов и результатов обследования...
Остроту проблемы отчасти удалось снять в конце прошлого года, когда вышло постановление правительства РФ №1423. В нем говорится, что первичную медико-санитарную помощь военнослужащим, приехавшим в отпуск, можно оказывать по месту жительства. Но здесь, как рассказала юрист областного Комитета семей воинов Отечества Виктория Пименова, ключевое слово - "первичную", то есть ту помощь, которую оказывают в поликлиниках и дневных стационарах. Теперь, если боец в отпуске подхватит грипп, он сможет прийти в поликлинику рядом с домом без риска, что его прогонят. Но сложных операций это постановление не касается.
А по идее, нынче военное медучреждение должно быть в каждом регионе. Иначе, как видим, вопросы лечения приехавших на родину бойцов приходится решать в ручном режиме.