Войти в почту

Анализ: дадут ли шинные тесты преимущество их участникам?

На прошлой неделе миланская компания приступила к тестам шин 2017 года. Pirelli готовится к новому сезону, когда резина станет шире, а уровень прижимной силы возрастёт. Регламент грядущего чемпионата станет новым вызовом и для команд, и для шинников. Позади месяцы дискуссий, которые в итоге позволили FIA, Pirelli и командам согласовать тщательно детализованную тестовую программу. Для работы с резиной нового размера будут использоваться прошедшие модернизацию машины 2015 года, которые позволят добиться примерно такого уровня прижимной силы, какого можно ожидать в будущем сезоне. Ferrari и Red Bull уже приступили к этой работе (во Фьорано и Муджелло соответственно), тогда как действующие чемпионы мира дождутся своей очереди 6-7 сентября в Барселоне. Каждая из команд проведет на трассе в общей сложности восемь дней. Одна двухдневная сессия будет посвящена дождевой и промежуточной резине, одна – составам Hard и Medium, еще одна – Soft/SuperSoft/Ultrasoft. После этого все три команды соберутся вместе на итоговые тесты, которые пройдут в Абу-Даби вскоре после финала сезона. Но почему же к испытаниям не привлекли других участников? Шанс, на самом деле, получили все. Четыре команды сразу взяли самоотвод. У Haas физически нет прошлогоднего шасси, а Renault, Toro Rosso и Manor сменили поставщика моторов, потому не могут предоставить работоспособную машину 2015 года. Кроме того, существует элементарный вопрос ресурсов. Кто может позволить себе тратить деньги, людские силы и время на создание автомобиля-"мула", при этом параллельно работая над нынешней машиной, а также наращивая темпы развития и доводки шасси 2017 года? Даже могучая McLaren отказалась от этого, чтобы сконцентрироваться на своих основных проектах. Поэтому и осталось лишь три команды, которые и получили эту работу. Вопрос, которым задаются многие – какое преимущество они получат в сравнении с теми, кто не принимал участие в тестах. Такая постановка вопроса вполне справедлива, особенно с учётом мнения многих наблюдателей, увереных в том, что Lotus получила преимущество, предоставив несколько лет назад свой автомобиль компании Pirelli для схожих испытаний. В результате команда была весьма сильна на трассах уже в следующем сезоне. FIA сделала всё возможное, чтобы избежать подобного сценария путём введения определённых ограничений, которые призваны обеспечить равные правила игры. Это было сделано посредством ряда технических директив, выпущенных Чарли Уайтингом в рамках "Кампании по доработке шин" – самый последний документ по этому вопросу был выпущен 31 июля, за день до начала тестов во Фьорано. Он даёт нам всестороннее представление о том, как работает тестовая программа. Основная идея использования шасси образца 2015 года была в том, чтобы лишить команды возможности узнать что-то, что может быть использовано ими в нынешних кампаниях. Немаловажен был и факт наличия в запасниках подходящих, но неиспользуемых ими машин. Серьёзным вызовом стала необходимость увеличение прижимной силы, чтобы довести её до ожидаемого уровня 2017 года, при этом не давая командам, участвующим в тестах, фору в развитии их собственной аэродинамики на следующий сезон в свете будущих правил. Другими словами, прижимная сила должна была быть создана иными средствами. В то же время, любая работа по развитию гибридных автомобилей должна оставаться в рамках ограничений, установленных FIA, потому при подготовке тестовых шасси команды не вправе использовать любые точные инструменты (продувки в аэродинамической трубе или средства вычислительной гидродинамики), так как в противном случае они будут зачтены в счет работы с машинами 2016 и 2017 годов. В своём "Руководстве по развитию гибридных автомобилей для тестовой кампании шин 2017 года" FIA определила, какие машины могут выступать в качестве тестовых: "Автомобили не обязаны соответствовать правилам 2017 года, чтобы результаты работы по их подготовке не оказали влияния на разработку ["настоящих"] машин 2017 года и не подпадали под ограничения для используемых ресурсов. Результат должен быть достинут самым простым и дешёвым путём, задействуя минимум ресурсов для получения гибридных автомобилей с необходимыми характеристиками. С учётом изменчивости текущих оценок эффективности машин 2017 года, возможностей базового автомобиля и методов оценки в каждой из команд, уровень прижимной силы, который необходимо достигнуть, для каждой участвующей команды определяется относительно её машины, выступавшей в Мельбурне в 2015 году". Таким образом, отправная точка изначально выбрана не вполне однозначно – командам пришлось не просто добавить прижимную силу стандартной машине 2015 года, а использовать её переделанный вариант с более широкой колеёй и шинами, что оказало серьёзное воздействие на аэродинамику. Это отметили и в FIA: "Достижение данных уровней аэродинамических нагрузок простыми средствами будет достаточно сложным, так как расширение колеи и установка шин 2017 года окажет большое отрицательное влияние на аэродинамические характеристики базового автомобиля, что потребует работ по их восстановлению в дополнение к искомому увеличению". Именно по этой причине федерация дала командам больше свободы в аэродинамике. Наиболее очевидным примером этого являются боковые "юбки", которые заметны на фотографиях с тестов Ferrari и Red Bull. Кроме того, инженерам предоставили больше свободы действий с днищем и "трубкой Вентури", крыльями, дефлекторами, более высокой передней частью днища (так называемым "чайным подносом"), благодаря чему носовая часть машины может быть сильнее прижата к земле, и так далее. Дабы гарантировать, что любые аэродинамические исследования находятся вне пределов действующих ограничений, все три команды должны были предоставить в FIA полные данные по внесенным переделкам – как и ту информацию, которую они обязаны передавать о своей регулярной деятельности по развитию и исследованиям: "Все работы с аэродинамикой (в аэродинамической трубе или с использованием систем вычислительной гидродинамики) должны быть учтены в декларации, предоставляемой каждые восемь недель, в качестве нелимитированной работы команд, и явно отмечены "автомобиль-гибрид для испытания шин 2017 года. Каждая такая декларация должна сопровождаться таблицей, описывающей любое использование аэродинамической трубы/средств CFD, имевшее место для разработки ["нормального"] автомобиля-гибрида 2017 года. Она должна включать в себя описание протестированной геометрии и основные параметры аэродинамических нагрузок, полученных из лог-файлов команд". Таким образом, по мере создания аэродинамических пакетов для "мулов" все три команды были обязаны делиться своими результатами. "Достижение поставленных целей в кратчайшие сроки с минимальным количеством потраченных ресурсов и денег входит в интересы всех команд, участвующих в тестовой кампании. Кроме того, в интересах всех команд (а не только участвующих в тестах) сделать этот процесс справедливым и прозрачным, насколько это возможно. Таким образом было предложено наладить совместный открытый процесс, при котором все участвующие команды извещают остальных о своих находках и результатах на каждой встрече, посвящённой техническим требованиям. Не позднее, чем за четыре дня до каждой встречи, каждая команда-участник должна отправить таблицы с текущими данными по работе в аэродинамической трубе и со средствами CFD в FIA – не для разглашения, а исключительно для самой FIA с тем, чтобы добиться от команд честности и избежать утаивания важной информации (к примеру, с целью вынудить другие команды тратить ресурсы на работу над бесперспективными зонами)". FIA ввела подробный перечень условий для испытаний "с целью минимизации ущерба для команд, которые не участвуют в тестах, предоставив им всем возможность осуществлять моделирование, основанное на данных тестов для работы над автомобилями для 2017 года, защищая в то же время интеллектуальную собственность команд-участниц тестов в областях, не связанных с испытаниями шин". Перед началом тестов команды должны были предоставить FIA следующие документы: "Перечень модифицированных кузовных элементов в сравнении со спецификацией 2015 года. Перечень элементов силовой установки, предполагаемых к использованию (обычно предоставляется до начала Гран При с использованием стандартных шаблонов). Вся необходимая информация об электронных системах, предполагаемых к использованию (обычно предоставляется до начала Гран При с использованием стандартных шаблонов). В случае, если будет необходимо произвести какие-либо изменения по ходу тестов, аналогичная процедура будет применяться перед каждым следующим днём сессии. Кроме того, любой элемент силового агрегата, предназначенный для использования в ходе тестовой кампании, перед использованием должен быть проверен и опечатан FIA, в идеале для удобства прямо во время сессии. Никакие тесты других элементов не допускаются, а о любых изменениях конструкции тестовой машины будет сообщено всем командам". FIA ввела обязательный и очень подробный список датчиков, которые в Pirelli попросили установить на машину – он был обновлен в последней Технической директиве. Список включает беспроводные системы контроля давления, инфракрасные камеры и сенсоры температуры шин. С особой тщательностью авторы документа подошли к тому, чтобы команды не могли дополнительно собирать собственную информацию. "Команды-участницы тестов должны подтвердить конфигурационные файлы блока управляющей электроники и дать FIA доступ к данным, собранным в этом блоке – посредством командных средств, через FTP-сервер FIA или иным образом, согласованным с FIA. Никакие дополнительные электрические нагрузки не могут использоваться, если они не служат цели сбора дополнительной информации и не получили одобрения Pirelli, а также соответствующего разрешения FIA. В таком случае собранные данные должны быть доступны всем командам". Ключевой момент, как и на предыдущих тестах Pirelli, в том, что даже их непосредственные участники не будут знать подробности составов резины, с которыми работают, а сами заезды будут контролироваться исключительно поставщиком шин. "Тесты будут "слепыми", команды не получат никакой детальной информации о прототипах, с которыми будут работать, за исключением необходимых для обеспечения заездов данных. "План заездов будет определяться исключительно поставщиком шин при согласовании с FIA. Наблюдатели, назначенные FIA, будут присутствовать на каждой сессии и следить за тем, что проводятся только тесты, запрошенные поставщиком шин. У наблюдателей будет полный доступ к командам и радиопереговорам с гонщиками". Кроме того, "команды, не участвующие в тестах, также смогут направить собственных наблюдателей". По итогам тестов Pirelli будет обязана поделиться результатами со всеми командами, чтобы гарантировать прозрачность. "По каждому дню тестов Pirelli будет распространять комплексные отчеты среди всех команд. Отчеты должны включать пошаговый, а если это применимо, то и покруговой отчёт о: - измеренном уровне сцепления и жесткости шин каждой оси в поворотах (вычисляется по данным телеметрии). Данные будут сравниваться со средним значением 2016 года для этого же состава. - измеренной стабилизированной температуре силового каркаса, стабилизированном давлении – и их отличии от статических значений. Данные будут сравниваться со средним значением 2016 года для этого же состава и для выработки базиса. - значении актуального радиуса при прямолинейном движении и в случае боковой нагрузки, вертикальной жесткости (измеряется на стенде) и их отличии от типичных значений 2016 года для выработки базиса. - усреднённом поведении машины по итогам сравнения данных телеметрии с имеющимся базисом, то есть график избыточной и недостаточной поворачиваемости. - Комментарии гонщика (в том виде, в котором они были записаны Pirelli)." Кроме того, все три команды должны будут в свою очередь делиться информацией с соперниками. "Каждая команда-участник должна будет отправить комплексные отчеты по итогам тестов другим командам и Pirelli. Отчеты о каждой сессии должны включать информацию: - об аэродинамическом балансе, механическом балансе и распределении веса гибридной машины для тестов шин 2017 года по сравнению с нормальным балансом машины 2016 года; - Комментарии гонщика (в том виде, в котором они были записаны командой)". В дополнение к отчетам Pirelli и участников тестов команды могут дополнительно обратиться в федерацию с запросом на дополнительную информацию, и "FIA изменит требования к отчетам, если посчитает их надлежащими". Таким образом можно говорить, что в целом FIA выработан существенный набор правил и ограничений, которые должны обеспечить восьми командам, не участвующим в тестах, определенный комфорт, а также помочь участникам шинных испытаний относиться друг к другу менее подозрительно. Тем не менее, вполне логично предположить, что какая-то польза от раннего знакомства с новой резиной Mercedes, Red Bull и Ferrari, а также их пилотам все же будет. Также нельзя исключать, что эти команды попробуют направить общее развитие резины по тому пути, который больше подойдет их машинам 2017 года. С другой стороны, именно эти три коллектива и являются лучшими в современной Формуле 1, поэтому по результатам следующего года будет очень сложно судить, получили ли они в действительности преимущество...

Анализ: дадут ли шинные тесты преимущество их участникам?
© Motorsport.com