Наука побеждать: подростки в Таганроге изучают тактику успеха в "Формуле-1"
РОСТОВ-НА-ДОНУ, 5 окт — РИА Новости, Иван Капустин. Тренер юношеской сборной Ростовской области по автомодельному спорту Леонид Парфенов получил свою профессию по наследству. Автомоделированием увлекался и увлекал таких же неравнодушных к технике ребят еще его отец, Александр Парфенов. Многочисленные воспитанники династии Парфеновых добились очень высоких результатов, имеют множество премий и наград, но самое главное, чему старались научить ребят Парфеновы — взаимовыручке, уверенности в себе и умению выбирать верную тактику, которая обязательно приведет к победе. КАК УСТРОЕНА ЖИЗНЬ И МОТОРЫ "В нашем деле роли учителя и тренера разделить невозможно", — признается Леонид Парфенов. Вот уже много лет он приходит в учебный класс, где собираются ребята, увлеченные автомобилями и скоростями. Леонид Александрович рассказывает воспитанникам, как устроены модели автомобилей, как работают двигатели, объясняет тактические схемы и делится собственным опытом побед на гоночной трассе. Но самым важным он считает урок, который когда-то преподал ему отец: всегда помогать тем, кто в этом нуждается, даже если это соперник на трассе. "…Отец… учил меня всегда помогать товарищу по команде и сопернику на гоночной трассе, даже если это работает тебе в минус. Мои ученики всегда оказывают друг другу помощь по техническим и организационным вопросам", — рассказывает Парфенов. ХОББИ СТАНОВИТСЯ ПРОФЕССИЕЙ В отличие от многих хобби, которыми большинство ребят увлекаются в школьные годы, занятия автомоделированием становятся хорошим подспорьем в жизни. Специалисты, которые с юных лет "на ты" с техникой, не бывают невостребованными. Кроме того, на счету воспитанников Леонида Парфенова и его отца уже 26 президентских премий по поддержке талантливой молодежи в рамках проекта "Образование". Эти награды позволяют многим из них без экзаменов поступать в высшие учебные заведения на техническое специальности. Те ребята, кто не поступает в вузы, становятся востребованными специалистами на производстве. "Наши спортсмены — почти готовые специалисты, которые готовы управлять любым беспилотным аппаратом, буквально пройдя минимальный курс обучения, ведь он уже понимает, как вести себя во время управления, чувствует движение модели. У нас есть идея — провести соревнования, чтобы спортсмен находился в закрытой комнате и управлял моделью через экран монитора, объезжая конусы, расставленные по всей трассе", — рассказал Парфенов "ФОРМУЛА-1" В МАСШТАБЕ 1:10 Соревнования среди радиоуправляемых моделей практически ничем по формату и зрелищности не отличаются от гонок "Формулы-1", рассказывает Леонид Парфенов. "Длина шоссейной трассы для гонок радиоуправляемых моделей составляет 300 метров. Сначала проводят квалификационные заезды, как в "Формуле-1", индивидуально засекают время прохождения трассы модели каждого участника. В финале на старт выходят 10 моделей, которые расставляются в зависимости от результата в квалификации. Для моделей с электродвигателем проводятся три финальных заезда, в зачет идут два лучших заезда — чем больше кругов проехала модель в течение 5 минут, тем выше его скорость и, соответственно, результат. Финальный заезд для моделей с двигателем внутреннего сгорания длится полчаса, а каждые 5-7 минут машина заезжает в боксы, где механик дозаправляет модель, меняет резину или оказывает ремонт", — говорит тренер. По его словам, модели с электродвигателем при движении по прямой достигают скорости до 100 км/ч, а с двигателем внутреннего сгорания — 120 км/ч. При этом радиоуправляемые модели в ширину достигают 200 миллиметров, а в длину — 354 миллиметров, самый распространенный масштаб для таких машин составляет 1:10 по сравнению с реальным гоночным автомобилем. "Кордовые модели и по скорости не уступают болидам "Формулы-1". В зависимости от объема двигателя они могут разгоняться от 260 до 340 км/ч, их длина составляет 40-60 сантиметров", — сказал Парфенов. В то же время, в отличие от реальных гонок, при столкновениях на трассе, которые часто происходят на поворотах, эти машины редко ломаются, так как сделаны из достаточно крепкого материала, рассказывает тренер автомоделистов. УВЛЕЧЕНИЕ ПО НАСЛЕДСТВУ Династия автомоделистов Парфеновых существует уже более 50 лет и насчитывает три поколения. Первый в СССР автомодельный кордодром был построен в Таганроге в 1959 году силами молодых автомоделистов. В их числе был отец Леонида — Александр Леонидович Парфенов. С 1982 года он руководил автомодельным кружком станции юных техников Таганрога, которая была открыта в 1929 году. Воспитанники Пафенова-старшего в течение 15 лет становились победителями первенства СССР, представляя команду РСФСР в полном составе. Теперь эстафету перенимают уже внуки основателя династии — сыновья Леонида Владислав и Александр Парфеновы представляют область на автомодельных соревнованиях разного уровня. Старший сын в свои 27 лет является двухкратным чемпионом и трехкрантым призером первенства России среди юношей, а также многократным призером по автомодельному спорту среди взрослых. Младший сын, которому 21 год, несколько раз становился призером первенств страны среди юношей. На международных соревнованиях ученики Леонида Парфенова пока не выступали. По словам Леонида Александровича, команда Ростовской области на протяжении последних 6 лет является постоянным победителем первенств России по автомодельному спорту. К тому, что Ростовская область традиционно лидирует в автомодельном спорте, все привыкли еще на чемпионатах СССР, когда Леонид Парфенов выступал в соревнованиях в качестве участника. "С 1978 по 1985 годы наша команда в полном составе выступала на всесоюзных соревнованиях среди юношей, порядка 5 лет подряд мы становились чемпионами Советского Союза, у нас была самая сильная команда в СССР. Тренер юношеской сборной Ростовской области Леонид Парфенов является трехкратным чемпионом первенств СССР и РСФСР, а также бронзовым призером первенства РФ по автомодельному спорту. За вклад в поддержку талантливой молодежи Леонид Александрович Парфенов трижды был награжден премией губернатора Ростовской области — в 2008, 2011 и 2015 годах. В 1994 году ЮНЕСКО провозгласила 5 октября Всемирным днем учителя. В этот день в 1966 году произошло важное для учителей событие: на межправительственной конференции в Париже ЮНЕСКО и Международная организация труда (МОТ) приняли рекомендации о положении учителей — первый международный документ о правовом статусе работников образования. В России с 1965 по 1994 годы День учителя праздновался в первое воскресенье октября. На основании указа президента России от 3 октября 1994 года День учителя отмечается 5 октября.