Как заработать стадиону: не футболом единым рентабельны спортсооружения

9 октября товарищеским матчем Россия—Коста-Рика в России откроется еще одна футбольная арена, которая отныне станет домашней для ФК «Краснодар». Это не последнее открытие во внушительном списке спортивных объектов: к чемпионату мира-2018 в России должно появиться еще несколько больших и современных стадионов. За счет чего все эти сооружения или уже окупаются, или планируют существовать? Тем более сейчас, в условиях экономического кризиса, когда вопрос рентабельности становится ключевым. Мы выбрали великолепную шестерку стадионов, каждый из которых уникален не только в плане архитектуры. Открывается Стадион ФК «Краснодар». Ставка на рекламу и еврокубки. Домашний стадион «быков» достроен и теперь имеет все шансы стать основной площадкой для мероприятий всех мастей в южном регионе. Конечно, не так далеко есть олимпийский «Фишт», но сочинская «Жемчужина» давно расформирована, а сам стадион сейчас перестраивают в футбольную арену для мундиаля 2018 года. На новом стадионе «Краснодара», помимо уникального медиаэкрана, расположенного по всему периметру чаши, будет установлено более 300 мониторов. Система мониторов устроена так, что заказчик видеорекламы может выбрать для демонстрации своего продукта лишь нужные ему секторы, в которых располагается его потенциальная аудитория. Злые языки распускают слухи о неудобном расположении и плохой инфраструктуре краснодарского спортивного комплекса. Но если «Краснодар» будет демонстрировать такие же успехи в высшем дивизионе и продолжит выступать в еврокубках, то рентабельность домашней арены не вызовет опасений. Действующие стадионы «Открытие Арена». Ставка на фанатов и нефутбольные мероприятия. Комфортный и современный стадион «Спартака» последние 2 сезона становится лидером по посещаемости в Российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ). Имея большую фанатскую базу, красно-белые могут получать хороший доход даже только от футбольных мероприятий, что большой плюс в условиях кризиса. Но так как это первая комфортная и вместительная открытая арена в столице, было бы глупо не использовать ее для дополнительной прибыли в свободное от футбола время. На тушинском стадионе уже проходило немало развлекательных мероприятий, в том числе концерт британской рок-группы Muse. Этим летом намечены выступление знаменитой певицы Ланы Дель Рэй и проведение большого музыкального фестиваля. Таким образом, огромный стадион не будет зазря простаивать во время летнего межсезонья. Эта модель экономической эффективности — не редкость в мировой практике. «Альянц Арена» — домашний стадион мюнхенской «Баварии» — проводит более 200 не связанных с футболом мероприятий в год. Выступая в учебном центре «RMA» в рамках «круглого стола», посвященного рентабельности стадионов, коммерческий директор ФК «Спартак» Александр Атаманенко отметил: «Мы стараемся использовать для мероприятий все свободные «окна» между матчами. Самый большой перерыв зимой, и его задействовать непросто, ведь в мороз под открытым небом концерт не проведешь. Если только разрешат продажу крепкого алкоголя. (Смеется.) Летом же времени не так много. Чтобы успеть привести в порядок газон к следующему сезону, в идеале все концертные мероприятия нужно провести с конца мая по 20-е числа июня». «Арена Химки». Ставка на город. Здесь ситуация специфическая. Спортивный комплекс является государственной собственностью. Он окупает себя и пополняет бюджет подмосковного города Химки. Несмотря на то что завсегдатай ЦСКА скоро переедет на свою арену, руководство стадиона полно оптимизма. Пока остается «Динамо», плюс на территории арены открылась школа бокса Роя Джонса. Кроме того, там проводится много самых разных мероприятий. Стадион ПФК ЦСКА. Ставка на аренду офисов и VIP-ложи. Арена армейцев уже готовится принимать гостей, на стадионе вот-вот закончат устанавливать кресла. Экономная и разумная политика клуба в отношении селекции нашла свое отражение и при строительстве дома для команды. Помимо оптимистичного плана по привлечению болельщиков всех социальных групп (будут семейные и даже студенческие секторы) руководство нашло варианты для дополнительного заработка. Одно из угловых зданий арены будет гостиницей на 48 номеров, а остальные послужат офисными помещениями. Для того чтобы создать привлекательные условия для арендующих офисы компаний, на территории спортивного комплекса будут расположены фитнес-центры, рестораны и паркинги. Подобный способ получения прибыли не только от спортивных мероприятий, но и от аренды недвижимости тоже не уникален. Как пример — стадион «Паркен», домашняя арена датского клуба «Копенгаген», который практикует такую схему заработка с 1992 года. Кроме того, клуб надеется на обеспеченных болельщиков, ведь VIP-лож на стадионе даже больше, чем на «Открытие Арена». Для важных персон предлагается большой «пакет гостеприимства», включающий даже возможность персонального дизайна ложи. Если «Открытие Арена» — это площадка для футбольных и развлекательных мероприятий, то стадион ЦСКА — это спортивно-деловой центр. Старший менеджер по развитию ПФК ЦСКА Владимир Юрин также принимал участие в упомянутом выше «круглом столе» «RMA», где объяснил симбиоз: — Проект стадиона создавался в 2007 году. Рынок недвижимости тогда шел вверх, и такое решение выглядело абсолютно логичным, хотя сейчас этот рынок серьезно просел. Кроме того, офисные работники — тоже потенциальная аудитория клуба. В их интересах архитектура продумана так, что даже во время матчей Лиги чемпионов потоки болельщиков не будут мешать попасть им на рабочее место. В ожидании Стадион ФК «Зенит». Ставка на отсутствие трещин. Несмотря на ряд скандалов вокруг очередного отечественного долгостроя (строительство ведется с 2007 года, а недавно в подтрибунном помещении были обнаружены трещины до 4 метров), проблем с доходом не предвидится. По количеству жителей Санкт-Петербург занимает 2-е место в России и 4-е в Европе. Получается, что для того, чтобы заполнить стадион целиком, на любое мероприятие организаторам нужно продать всего 13 билетов на 1000 жителей! При условии догмы «один город — одна команда» аншлаги арене обеспечены. Для максимальной прибыли необходимы лишь постоянные и продолжительные выступления «Зенита» в европейских кубках. «ВТБ-Арена». Ставка на комплексность. Уникальный проект станет меккой для болельщиков. Под одной крышей будут расположены сразу 2 объекта: малая и большая арены. Большая арена предназначена для проведения футбольных матчей, а малая, в зависимости от надобности, за считаные часы может трансформироваться в хоккейную, баскетбольную или концертную площадку. Кроме того, в этом же огромном здании планируется торгово-развлекательный центр. В этом проекте все способствует тому, чтобы болельщик бело-голубых, попав на территорию спортивного комплекса, повторил крик души персонажа Виктора Сухорукова из фильма «Брат-2»: «Я остаюсь! Я буду здесь жить!»

Как заработать стадиону: не футболом единым рентабельны спортсооружения
© Московский Комсомолец