Хозяева жизни. Как прошёл главный киберспортивный турнир осени
Пока российский футбол сгорает в осенней агонии, давится лимитом, гонит на «Спартак» за его безобразную игру и плюется на тренера ЦСКА Леонида Слуцкого, в Москве прошёл киберспортивный турнир с призовым фондом в $ 500 тыс. Лучшие команды мира в дисциплине Counter-Strike: Global Offensive, 7 тыс. зрителей на трибунах стадиона «ВТБ Ледовый дворец» и красивые истории об андердогах, за которые все так любят спорт. С бабулей на киберспорт EPICENTER: Moscow начался в субботу утром с невероятно длинной очереди в «ВТБ Ледовый дворец». Из-за сотен людей, которые пришли посмотреть на игру киберспортивных звёзд, организаторы даже отложили начало церемонии открытия турнира. У журналистов была только одна реакция: «Очуметь, вы видели, что у вас там творится? Сейчас покажу». Школьники и студенты пришли с друзьями либо притащили с собой родителей. В мировом киберспорте пойти на турнир с мамой или с папой в порядке вещей. Никто уже не спрашивает: «А что, вы тоже любите киберспорт? И даже понимаете что-то?» Давно понимают. А если и нет, то ребёнок расскажет. В любом случае киберспортивные соревнования идеально подходят для семейного досуга: здесь всегда трибуны громко болеют за любую команду, так что по инерции начинаешь переживать и радоваться победам вместе с болельщиками. Можно даже взять с собой бабушку с дедушкой. Когда на улице не остаётся людей, в зале гаснет свет. На сцене появляется генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки: красные туфли на высоком каблуке можно увидеть с другого конца зала. Тина Гивиевна одета во всё черное, на голове берет. Не хватает разве что камуфляжной раскраски на лице. Рядом с ней идёт управляющий партнёр ESforce Holding Aнтон Черепенников. — Я даже не понимаю, как ты меня сюда затащил. Мы на «Матч ТВ» уже привыкли: футбол даёт рейтинги, хоккей даёт рейтинги, биатлон даёт рейтинги, но ты мне говоришь, что киберспорт порвёт всё? – удивляется Канделаки. Черепенников выдерживает паузу и радостно подтверждает. Зал вторит ему, но как-то недружно. — Ты уверен? — Абсолютно. И это не я тебя затащил, это мы все тебя затащили сюда. То ли ещё будет. Больше 15 лет назад я начал играть в Counter-Strike. Тогда это было очень маленькое комьюнити и не было всего этого. Не было трансляций. Мы ночами качали игры, чтобы посмотреть на наших кумиров. Не было Na’Vi, не было Virtus.pro. Тогда была всего лишь одна команда, которая сегодня здесь, — SK Gaming. И у них был слоган, который мы мальчишками очень любили и повторяли всё время: «Gaming is believing». Игра — это вера. Мы верили, мечтали, что киберспорт станет настоящим спортом. Сегодня я могу сказать, что мы стали спортом, это стало реальностью, и не виртуальной. Спасибо вам, что вы пришли. Я надеюсь, что это будет потрясающее шоу здесь, в Москве. Спасибо. В финале Канделаки сначала цитирует «Матрицу», а затем произносит главные слова про то, что киберспорт — это спорт, и совсем скоро он будет конкурировать с самыми популярными его видами. И если хардкорные геймеры это знают уже с 10 лет, то люди старшего возраста по-прежнему воспринимают компьютерные соревнования как домашнего дикобраза: существо красивое и забавное, но зачем оно здесь — непонятно. Сюда же до кучи можно закинуть остальные стереотипы о киберспортсменах, которые давным-давно устарели, но про них продолжают шутить. Со стороны всё это звучит как старые анекдоты про Штирлица, но на фоне успехов компьютерного спорта уже не кажется смешными. Когда показали ролик про перестрелку спецназовцев с террористами (двух противоборствующих сторон в Counter-Strike), началось живое представление с высадкой и разминированием бомбы. А уже дальше — представление команд и сумасшедшие четвертьфиналы — как по зрелищности, так и по накалу страстей (все матчи закончились со счётом 2:1). Никита Бокарев, глава медианаправления киберспортивного холдинга ESforce, потом скажет: «Можно построить красивую арену, пригласить лучшие команды, сделать большой призовой фонд. Но если не будет интересных игр, то всё. Футбольный матч без борьбы тоже не очень интересен». Правда, непосвящённым людям смотреть киберспортивные игры, будь то Dota 2 или CS:GO, а также слушать комментаторов по-прежнему достаточно тяжело. На трибунах многие зрители говорили, что им всё дико нравится, но из-за специфического сленга не всегда понятно, что происходит. У нас есть свои Дзанетти и Пеле В футболе давно есть не только звёзды, но и живые иконы — люди, без которых просто невозможно представить этот вид спорта. На них равняются, ими мечтают стать, но мало кому удаётся вообще построить карьеру, а не утопить её в алкоголе при первом удобном случае. Для киберспортивной молодёжи мало что говорят такие фамилии, как Тотти, Буффон, Дзанетти, Недвед, Клюйверт, Кантона и множество других великих футболистов. У них есть свои: Габриэль «FalleN» Толедо (бразильский капитан SK Gaming, человек, который способен помирить всех и каждого), Виктор «TaZ» Войтас (самый возрастной киберспортсмен из Польши, который намерен играть так долго, как только сможет), Олоф «olofmeister» Кайбьер (король шведской сцены, как и Кристофер «GeT_RiGhT» Алесунд), Адиль «ScreaM» Бенрильтом (секс-символ из G2 Esports, а ещё невероятный стрелок) или Ярослав «pashaBiceps» Ярзабковски (обладатель самого большого бицепса в сообществе и в то же время самый добродушный игрок в CS:GO). У этих ребят свои истории, каждая из которых с годами не будет уступать по драматизму рассказам о Рэе Парлоре или Павле Недведе. К сожалению, пока о киберспортсменах не принято говорить, как о личностях. Для широкой аудитории это пока не тот масштаб, но только не для нынешних мальчишек и девчонок. Одиннадцатилетний мальчик по имени Антон жалуется мне, что у него сейчас слабый компьютер. Вот у бабушки остался отличный, а его нынешний не очень хорош. Он копит деньги на новый, чтобы вместе со своим другом из Белоруссии, с которым он и познакомился в CS:GO, и еще одним знакомым, продолжить тренироваться. «Нам сложно найти ребят, с которыми можно было бы поиграть. Все называют меня школьником, но, когда я выигрываю, в чате тишина», — хвалится Антон. На EPICENTER он пришел вместе с отцом, который ничего не имеет против увлечений сына. Он и сам порой смотрит какие-нибудь соревнования по CS:GO вместе с ним. «Раньше я играл по три часа, а сейчас только по часу. У меня проблемы со зрением, и мама не дает играть мне много. Но ничего страшного», — успокаивает себя паренек. Таких, как Антон, здесь очень много. Нет, конечно, есть и оголтелые, которые периодически забывают, что они больше не в интернете. Но в основном парни и девушки, которые просто очень любят игры и компьютерный спорт. И большинство из них хотят стать теми ребятами, которые выходят на сцену и сражаются за сотни тысяч долларов. На автограф-сессию постоянные очереди. Мало кто успевает попасть к любимой команде. Одним удалось пробиться за 15 минут, другие могут потратить на это несколько часов. Болельщик Virtus.pro хвалится, что в очереди к Ninjas in Pyjamas он стоял первым примерно полтора часа, потом пошел по второму кругу, но уже к G2, потому что Fnatic уже сбежали к тому моменту. Из-за очередей он видел только воскресный полуфинал Virtus.Pro и SK Gaming, да и тот, похоже, не полностью. Порой из-за автограф-сессий зал заметно пустел. Впрочем, даже из тех ребят, которые очень любят CS:GO, нашлась сотня из тех, кто мечтал сфотографироваться с украинскими звездами Dota-сцены, — Александром «XBOCT» Дашкевичем и Романом «Resolut1on» Фоминком. Лучших нужно знать в лицо. «Это родина медведей, это страна Virtus.pro» Команда Dignitas состоит из молодых игроков из Дании и одного опытного норвежца. Долгое время команде не удавалось пробиться дальше полуфинала, но на EPICENTER им удалось невозможное — выход в финал впервые за долгое время и победа в нем. Причем победу они выгрызли ни у кого-нибудь, а у Virtus.pro. Этакий футбольный «Лестер». → О победе датчан на турнире EPICENTER Виктор Войтас в предматчевом интервью сказал, что он хотел бы видеть среди соперников Natus Vincere, которые не позволили им победить на ESL One New York. «Этот город и эта страна – родина медведей, территория Virtus.pro». Но даже стены и поддержка фанатов не помогли им. В тот день Dignitas были слишком хороши. Похоже, даже сами игроки удивлялись, что они так могут играть. Система, которая раньше давала сбой, работала безотказно. В матче против Natus Vincere Dignitas должны были побеждать 2:0, но благодаря действиям капитана Дениса «seized» Костина «рожденные побеждать» вчетвером подарили надежду своим болельщикам (у словака просто не шло). После 3:12 Na’Vi неожиданно взяли 13 раундов. Аналитики уже прогнозировали серьезный удар по морали датско-норвежской пятерки, но этого не случилось. Dignitas вышли после перерыва и отправили домой не только «рожденных побеждать», но и их фанатов: далеко не все смогли смириться с поражением, самые разочарованные покинули арену сразу после игры. По аналогии с Андрея Пирло в киберспорте выходит так: No Na’Vi, No Party. В финале большинство ставило на победу «медведей», потому что их соперники провели тяжелый матч. Но скандинавы, к удивлению многих, показали в финале мастерскую игру и раскатали бедных VP сначала на карте de_cobblestone, а потом на de_mirage. Счет в обоях случаях одинаковый – 16:5. Ребята играли настолько смело и нагло, насколько позволял соперник. Они не замечали соперников, мчась на всех порах к победе и чеку в 250 тыс. долларов. Когда матч завершился, они не сдерживали эмоций, потому что для большинства из них это стало первой громкой победой в карьере. Киберспортсмены настолько не верили в свой успех, что после выигрыша, они едва находили слова, стискивая в руках долгожданный кубок «Эпицентра». Virtus.pro, несмотря на поражение, сорвали свои аплодисменты. Хоть они и поляки, но здесь в России для фанатов они как родные. Виктор Войтас еще до финала признался мне в интервью: «Несмотря на мой возраст, я не намерен заканчивать карьеру. Потому что, если я уйду сейчас, все начнут говорить, что твой предел в киберспорте – 30 лет. Не стоит меня списывать со счетов. Я буду играть столько, сколько смогу». Благодаря таким игрокам мы и получаем такой турнир как EPICENTER, который полностью оправдывает свое название.