Финальная сирена. Авиакатастрофы, уносившие жизни баскетболистов
Рано утром 29 ноября в Колумбии произошла авиакатастрофа, жертвами которой стали футболисты и сотрудники бразильского клуба «Шапекоэнсе». Всего на борту находился 81 человек, по предварительным данным выжили лишь шестеро. В связи с трагедией вспоминаем авиакатастрофы, так или иначе затронувшие мир баскетбола. «Эвансвилл Пёрпл Эйсез», 13 декабря 1977 года Баскетбольная команда Университета Эвансвилл, носившая название «Пёрпл Эйсез» (Purple Aces), направлялась в Тенесси на пятую игру недавно стартовавшего сезона. На борту самолета DC-3 находились 29 человек: 14 игроков баскетбольной команды, главный тренер Бобби Уотсон, его помощники, административный персонал, комментатор Марв Бэйтс, два фаната и три члена экипажа. Это был дебютный год Уотсона в Эвансвилле, да и сама команда проводила первый сезон в Дивизионе 1. За несколько дней до трагедии эти парни обыграли «Индиана Стэйт», в составе которой выступал тогдашний студент Ларри Бёрд. Злополучный рейс не продлился и пяти минут. В 19:15 по местному времени, после двух неудачных попыток, самолёт всё же поднялся в воздух. Погодные условия были крайне сложными – на Эвансвилл опустился густой туман, и начался дождь. Не успев набрать высоту, машина столкнулась с землёй на восточном краю аэропорта, недалеко от железнодорожных путей, последовало два небольших взрыва. 26 человек погибли на месте. Трое баскетболистов пережили непосредственно момент падения: двое погибли спустя считанные минуты, третий – первогодка Грег Смит скончался в госпитале на следующее утро. Сотрудник аэропорта Рик Ноттер стал свидетелем катастрофы. «Я видел, как самолёт оторвался от земли. Сразу после взлёта машина резко свернула влево, нырнула в туман, а потом врезалась в землю. Я услышал взрывы и увидел пламя – в ту же секунду огонь охватил весь самолёт», – вспоминал Ноттер. Джин Холленкамп был одним из первых, поспешивших к месту крушения. «Мы подходили ближе, и мне казалось, что я на кладбище, усеянном надгробиями. Через какое-то время стало ясно, что это были кресла из салона. Тела некоторых жертв до сих пор были пристёгнуты к ним, несмотря взрывы», – рассказал Холленкамп. Он отметил момент, когда понял, что на борту находились игроки местной баскетбольной команды. «Я увидел среди разбросанных вещей рюкзак с символикой университета. Это же «Эйсез»! О, Боже!», – Холленкамп не смог сдержать крика. Траурную церемонию посетили более 5 тыс. человек. Эвансвилл нашёл в себе силы жить дальше, сумев справиться с потерей. Но справиться – не значит забыть. «Оклахома-Стэйт Ковбойз», 27 января 2001 года Самолёт Bleechcraft Super King Air 200 следовал по маршруту Денвер – Стиллуотер. На борту находились 10 человек: пилоты Брайан Миллс и Бьёрн Фальстром, а также 8 членов университетской команды «Оклахома-Стэйт Ковбойз», включая двух игроков – Дэна Лоусона и Нэйт Флеминга. Они возвращались домой после поражения своей команды от «Колорадо Баффалос». Трагедия произошла в 64 км к востоку от Денвера. Самолёт попал в снежную бурю, пилот не справился с управлением, машина столкнулась с землёй. Никто из находившихся на борту людей не выжил. После катастрофы Университет Оклахома-Стэйт изменил правила перевозки своих спортивных команд. Согласно новым требованиям, каждый самолёт должен быть оснащён минимум двумя двигателями, а на всех рейсах, перевозящих атлетов, должны работать как минимум два пилота. В память о погибших возле домашней арены «Ковбойз» установлен памятник, который так и называется – «В память о десяти». Спустя 10 лет, 17 ноября 2011 года в авиакатастрофе под Перривиллем, штат Арканзас, погиб Курт Будке – главный тренер женской баскетбольной сборной того же университета. Легкомоторный самолёт разбился в результате ошибки пилота. На борту находилась ассистент тренера Миранда Серна, она также погибла. Молодёжная сборная Киргизии, 24 августа 2008 года Самолёт Boing-737, следовавший рейсом из Бишкека в Тегеран, потерпел крушение в августе 2008 года. На борту находились 90 человек: 83 пассажира и 7 членов экипажа. Среди них были и баскетболисты молодёжной сборной Киргизии. Спортсмены направлялись в Иран для участия в международном турнире. В 20:30 по местному времени рейс вылетел из аэропорта Манас в Бишкеке и уже пролетел несколько километров, когда на борту самолёта сработал датчик разгерметизации салона. Командир воздушного судна Юрий Гончаров запросил разрешение на возвращение, но при выполнении разворота машина рухнула на землю в двух километрах от Манаса, в районе села Жаны-Жер Сокулукского района. Погибли 68 пассажиров, в том числе 10 баскетболистов, ещё семеро спортсменов выжили. Уцелели и Гончаров со вторым пилотом Тимофеем Водолагиным. Они были признаны виновными в нарушении правил безопасности полётов и приговорены к пяти годам заключения.