«Победа “спартака” была бы выгодна всему российскому футболу»

«Победа “Спартака” была бы выгодна всему российскому футболу» Вице-президент «Спартака» Наиль Измайлов об экономике и маркетинге клуба Чемпионат России проводится по системе «осень-весна» уже в пятый раз, но впервые лидером на зимний перерыв ушел московский «Спартак». Его вице-президент НАИЛЬ ИЗМАЙЛОВ в интервью корреспонденту “Ъ” ЕВГЕНИЮ ФЕДЯКОВУ рассказал, что представляет собой бизнес-структура клуба, объяснил, как руководство красно-белых относится к нынешнему положению команды в турнирной таблице и отразилась ли оно уже на доходной части клубного бюджета. — После 17 туров чемпионата «Спартак» лидирует, опережая на пять очков ближайшего преследователя — «Зенит». Такое положение дел для руководства клуба стало неожиданным? — Нет, для нас это не сюрприз. Это вписывается в стратегический план развития клуба. Согласно клубной стратегии в прошлом сезоне, нам надо было попасть в первую четверку. Наша цель в нынешнем чемпионате — место не ниже третьего, а в следующем сезоне мы будем ставить перед собой самую высокую задачу — выиграть золото. Хотя, конечно, будет замечательно, если это удастся уже ближайшей весной. Поймите правильно, в идеале для нас «Спартак» всегда должен быть первым. Однако в какой-то момент мы, пытаясь определить направление развития клуба, пришли к выводу, что пятое и шестые места, которые команда занимала на протяжении последних трех сезонов,— это объективный показатель. В то же время, по нашему глубокому убеждению, гораздо лучше двигаться вперед шаг за шагом, чем выиграть чемпионат и снова откатиться в середину турнирной таблицы. Подобных примеров можно привести немало в Европе, были они и в российском футболе. Мы же хотим не только оказаться наверху, но и закрепиться там. — Вероятно, такая постановка вопроса положительно влияет на футболистов, которые, по крайней мере сейчас, освобождаются от излишнего психологического давления? — Не только на футболистов, но и на других людей, работающих в клубе. Элементарные законы ведения бизнеса говорят о том, что для решения определенных задач каждый человек должен иметь возможность рассчитать свои ресурсы. Когда же цель изначально невыполнима и ты знаешь об этом, то приходится работать впустую. В подобной ситуации даже квалифицированный специалист начинает сомневаться в своей компетенции и перестает качественно выполнять свои обязанности. — Насколько серьезное усиление состава планируется в зимнее межсезонье? — За это направление отвечает генеральный директор клуба Сергей Родионов. Все понимают: усиление действительно необходимо, и на эти цели выделен определенный бюджет. Надеемся, что к концу сборов мы будем иметь полное представление по поводу состава команды. При этом не стоит забывать, что зимнее трансферное окно всегда тяжелое. Громкие трансферы, как правило, происходят летом. Тем не менее наш селекционный департамент ведет постоянную работу по усилению нескольких позиций, учитывая в первую очередь мнение главного тренера Массимо Карреры. — Что представляет система управления «Спартаком»? И можно ли его в этом смысле сравнивать с европейскими грандами? — Сравнивать вряд ли имеет смысл, потому что системы управления везде разные. Если же говорить конкретно о «Спартаке», то у нас есть два больших блока, которые работают в режиме постоянного взаимодействия. Спортивный блок возглавляет генеральный директор Сергей Родионов. Спортивные достижения, контракты с игроками, работа с тренерским и медицинским штабом — зона его ответственности. Второй блок — экономический. Я отвечаю за пополнение бюджета клуба, объекты инфраструктуры, работу с болельщиками, билетную программу и так далее. — Отражается ли уже на доходной части клуба нынешнее лидерство в чемпионате или об этом говорить пока рано? — Безусловно, отражается. Это очевидно хотя бы потому, что средняя посещаемость домашней арены составляет более 31 тыс. человек. Такого показателя нет ни у кого в России. Более того, на выездных матчах наблюдается аналогичная картина: там, где играет «Спартак», люди охотнее идут на стадион. По последним оценкам, которые недавно делала компания Nielsen, у нас в России около 20 млн болельщиков. Кроме того, наши матчи имеют наиболее высокие телевизионные рейтинги. В общем, «Спартак» — это большой общероссийский бренд, поэтому, возможно, мои следующие слова кому-то покажутся крамольными, но наша победа в чемпионате на данный момент экономически была бы выгодна всему российскому футболу. Ведь она еще больше подняла бы интерес к нему среди болельщиков, что очень актуально в преддверии чемпионата мира. — Из чего формируются доходы клуба? — Как и везде, из продажи прав на телетрансляции, продажи рекламных прав, доходов от проведения матчей, мерчандайзинга и трансферов. Хотя трансферная часть бюджета обычно подсчитывается отдельно. В Европе доходы от телеправ в среднем составляют 25–30% от общей суммы — это как раз если не учитывать трансферы. А у нас в России — менее 3%. — На «Спартак» влияет финансовый fair play, который был введен в 2011 году Союзом европейских футбольных ассоциаций? — С помощью этого правила UEFA стимулирует клубы к максимальному извлечению доходов. Однако это возможно не везде. Например, во Франции существуют проблемы, аналогичные российским. Поэтому мы в Российской футбольной премьер-лиге хотели бы провести совместную встречу с UEFA, чтобы обсудить наши возможности и финансовые инструменты. Чтобы у нас не было сомнений по поводу соответствия «Спартака» правилу fair play, мы в клубе проводим собственный аудит, заключив договор с одной из тех компаний, которые имеют соответствующую аккредитацию UEFA. После того как мы получили от нее отчет, нам стало легче принимать определенные решения. — Что представляет собой бизнес-структура, которая выстраивается вокруг клуба? — Прежде всего надо понимать, что «Спартак» — это частный футбольный клуб. Поэтому перед нами стоит задача зарабатывать, чтобы компенсировать расходы акционера и стремиться к меньшей зависимости от его состояния. В перспективе мы намерены выйти на IPO и привлекать деньги от продажи акций, существуют планы по расширению инфраструктуры и офисной сети, причем не только в российских регионах, но и за границей — например, в Китае и в Америке. Но на данный момент своими главными источниками доходов мы считаем объекты недвижимости девелоперского проекта «Город на реке Тушино-2018», который реализуется на площади 224 га (застройщик проекта — ООО «Стадион “Спартак”», управляющая компания — АО «Тушино 2018».— “Ъ”). — Когда он может заработать на полную мощность? — Планировалось запустить проект полностью в 2022 году, но, возможно, этот срок немного сдвинется. Все необходимые документы на строительство у нас есть, но мы исходим из потребностей рынка. Например, в перспективе мы будем располагать примерно 300 тыс. кв. м офисных площадей. Однако понятно, что инвестировать в деловой центр сейчас нецелесообразно, поскольку в Москве сейчас подобные площади загружены всего на 20%. Нет смысла выходить с большими предложениями и на рынок торговых площадей. — А как обстоит дело с продажей жилья? — Мы планируем построить почти 1 млн кв. м жилья двух ценовых категорий — комфорт- и бизнес-класса. И продажи первых очередей строительства идут неплохими темпами. — Покупатели, видимо, в основном болельщики «Спартака»? — Часто это люди, вообще не имеющие никакого понятия о футболе. Кстати, футбольная арена и весь спортивный кластер с самого начала задумывались как центр притяжения всего района. — Не секрет, что многие люди, которые живут около недавно построенной «Арены ЦСКА», жалуются на поведение болельщиков в дни матчей. Как в этом смысле дело будет обстоять у вас? — Согласно нашему проекту застройки территории, спортивная, коммерческая и жилая зоны проекта разделены. Логистика района выстроена так, что от метро людские потоки двигаются только в сторону стадиона. До жилых кварталов далеко, и мы уверены, что негативной реакции будущим жителям «Города на реке» удастся избежать. Кстати, для них существует специальная программа лояльности — мы приглашаем людей на футбольные матчи, чтобы они прониклись атмосферой и поняли, что как на стадионе, так и неподалеку от «Открытие Арены» абсолютно безопасно. — В спортивный кластер входит база футбольного клуба. Когда «Спартак» сможет переехать туда из Тарасовки? — Не ранее чем через два года, поскольку сейчас мы передаем ее участникам Кубка конфедераций и чемпионата мира. Участники этих турниров, кстати, уже выбирают для себя базы. Например, к нам в Тарасовку приезжали представители сборных США, Австралии, Португалии, Японии и других команд. Все они остались довольными увиденным. — Клуб сможет выручить за сдачу в аренду сразу двух баз какую-то серьезную сумму? — Базу около «Открытие Арены» мы передаем бесплатно, она заявлена как тренировочная площадка для команд—участниц Кубка конфедераций и чемпионата мира. А что касается Тарасовки, то мы в данный момент обсуждаем условия передачи в аренду с представителями FIFA. — Рядом с футбольным стадионом планируется строительство малой арены. Что она будет собой представлять? — Комплекс, рассчитанный на 12 тыс. зрительских мест для проведения соревнований по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, гимнастике, боксу, а также выставочных и концертных мероприятий. Мы понимаем, что в случае необходимости проект зала можно будет изменить и добавить, например, лед для хоккея. В Москве сейчас дефицит таких многофункциональных площадок. Мы видим это по количеству обращений, поступающих от организаторов различного рода мероприятий по поводу бронирования дат для мероприятий на будущие периоды на еще не построенной малой арене. — Реально ли в России при нынешнем уровне жизни и покупательной способности населения в принципе иметь прибыльный футбольный клуб? — Если смотреть на «Спартак» как на большой проект с участием девелоперской составляющей, то он просто обязан быть доходным. Таким же путем, кстати, идут многие зарубежные клубы. Например, лондонский «Арсенал». Он осуществляет проект Highbury, аналогичный нашему. Как бы то ни было, у нас каждый борется за выживание самостоятельно. Тем не менее недавно топ-клубы — «Спартак», «Зенит», ЦСКА, «Локомотив» и «Краснодар», то есть те, кто действительно заинтересован в развитии футбольного бизнеса,— создали правление Российской футбольной премьер-лиги. С помощью этого органа мы бы хотели влиять на решения РФПЛ так, чтобы эффективнее двигаться в правильном направлении. — Перейдем к теме стадиона. Способствовал ли в свое время ускорению его строительства тот факт, что Россия получила право на проведение чемпионата мира? — У «Спартака» не было домашнего стадиона, поэтому мы бы все равно его построили — для клуба и для болельщиков. В 2014 году строительство стадиона, в которое было вложено около 14,5 млрд руб., было закончено. Тем не менее мы бесплатно предоставляем его для проведения крупнейшего соревнования в мире. Это наш вклад в большое общее дело всей страны. — Как складываются ваши взаимоотношения с оргкомитетом чемпионата мира? — У нас хорошее взаимодействие. Эта команда обладает большим опытом организации зимней Олимпиады в Сочи — это большое и непростое мероприятие. Но футбольные матчи — совсем другое дело. Надо понимать, что, когда несколько десятков тысяч человек собираются в одном месте для получения определенных эмоций, порой неизбежно возникают специфические проблемы. Конечно, на чемпионате мира удастся избежать той же пиротехники. Да и взаимоотношения болельщиков по сравнению с матчем «Спартак»—ЦСКА там будут иметь иной характер. Тем не менее футбол по сравнению с любыми другими видами спорта имеет свою специфику. Позволю себе выразить уверенность в том, что в России никто не проводит футбольные матчи лучше, чем футбольный клуб «Спартак-Москва». У нас работает команда лучших специалистов своего дела. Однако пока, к сожалению, за помощью и консультациями к нам не обращаются. — В таком случае логичен вопрос, кто будет нести ответственность, если во время чемпионата мира на вашем стадионе произойдет какое-то ЧП? — Придется разбираться. Но по идее, и оргкомитет, и мы. — Сталкивались вы уже на стадионе с серьезными примерами хулиганства? — После окончания матча «Спартак»—ЦСКА этой осенью органы внутренних дел зафиксировали акт вандализма со стороны армейских болельщиков. В общей же сложности тогда было заведено около 50 административных дел в отношении фанатов обоих клубов. Мы со своей стороны проводим профилактические мероприятия — встречи с организованными группами болельщиков. Однако кроме них существуют неорганизованные болельщики. И вот они-то чаще всего нас и не слышат — не понимают, что в том числе и финансовую ответственность за их поведение несет клуб. Особенно это заметно во время выездных матчей. Поэтому для того, чтобы быть ближе к своим болельщикам в регионах, мы сейчас работаем над созданием сети официальных фан-клубов «Спартака». — Трибуны «Открытие Арены» рассчитаны на 45 тыс. человек. Практика показала, что это оптимальная вместимость? — Безусловно. Об этом говорит и средняя посещаемость стадиона в нынешнем сезоне. На стадии проектирования арены было много споров по различным вопросам — вместимости, направлению потоков болельщиков, расположению парковок. Но в итоге мы попали в точку. В этом году 17 с лишним тысяч человек купили абонементы на весь сезон. Нет никаких сомнений в том, что наш продукт — в том числе и его ВИП-сегмент — востребован болельщиками. — Сколько ВИП-лож не выкуплено? — Всего четыре из 48. Причем на топовых матчах — с ЦСКА, «Зенитом», «Локомотивом» — и они не пустуют, поскольку мы сдаем их в аренду по отдельной стоимости. — Не считая матчей чемпионата мира, до 2019 года домашний стадион «Спартака» называется «Открытие Арена». Клуб зарабатывает на этом €6 млн в год. Есть ли уже ясность по поводу того, что будет с названием, когда нынешний контракт с финансовой группой «Открытие» закончится? — Пока говорить об этом преждевременно. Соответствующие переговоры с «Открытием» и другими потенциальными партнерами начнутся примерно через год. При этом хочу подчеркнуть, что релевантность суммы, которую мы получаем от «Открытия» за брендирование стадиона, подтверждена аудиторами. Это рыночная история, которая интересна и нам, и группе «Открытие», получающей максимальную отдачу в виде новых клиентов, рекламы, упоминаний в прессе и так далее. В России мы первыми использовали опыт, который давно применяется в Америке и Европе, и ни о какой благотворительности здесь говорить не приходится. Вообще, все партнеры, с которыми работает «Спартак», получают за вложенные деньги ту отдачу, которую хотели бы получить. Мы делаем все, чтобы удовлетворить их потребности в полной мере. — Удовлетворяет ли вас загрузка «Открытие Арены» нефутбольными мероприятиями? — Вполне. Дело в том, что больше двух-трех крупных концертов или других шоу-программ в год на стадионе проводить невозможно. Поле у нас натуральное, и летом закрывать его можно не более чем на пять-шесть дней, а зимой это вообще смерти подобно. К тому же в холодное время 40–50 тыс. человек на открытой арене не соберешь. Да и вообще исполнителей, которые способны привлечь такую аудиторию, достаточно мало. На нашем стадионе прошли концерты групп Muse, Rammstein, Red Hot ChiliPeppers, певицы Ланы Дель Рей, причем каждый раз и мы, и организаторы извлекали доходы. Следующим летом планируются еще три мероприятия. На одно из них, концерт Depeche Mode, уже продаются билеты. — Довольно ли руководство клуба эффективностью работы академии? Ведь своих воспитанников в основном составе главной команды не очень много... — Понимаете, показатели этой эффективности оценивать достаточно сложно. Пока мы считаем, что будет хорошо, если в течение одного сезона два человека из молодежной команды перейдут в «Спартак-2», а один игрок «Спартака-2» закрепится в главной команде. Хотя тут, безусловно, есть резерв для роста, и, возможно, в дальнейшем эти критерии будут скорректированы. Я бы отметил, что задачи усиления состава тоже бывают разными — текущего момента и стратегическими. Клубу необходимо использовать собственных воспитанников или приобретать молодых перспективных игроков, которые в данном конкретном сезоне вряд ли смогут составить конкуренцию игрокам основного состава и усилить команду, однако имеют потенциал и, возможно, вырастут в цене. В то же время для решения сегодняшних турнирных задач нужны возрастные игроки, которые будут превосходить по классу существующих игроков основы. Поэтому при решении задач обоих видов требуется находить консенсус. — Планируется ли расширение академии? — Да. Мы намерены развивать ее филиалы в нескольких регионах — Волгограде, Перми и Нижнем Новгороде. Хочу подчеркнуть отличие спартаковской академии от частных футбольных школ. У нас существует четко поставленный, отработанный годами тренировочный процесс, который осуществляет квалифицированный тренерский, административный и медицинский штабы академии. Эти люди имеют соответствующее образование, высокую квалификацию и профессионально занимаются с детьми. Более того, воспитанники академии занимаются бесплатно. Все расходы несет клуб. — За тот период времени, который «Спартак» остается без титулов, популярность команды среди молодых болельщиков снизилась. Вы же не будете с этим спорить? — Нас не может не беспокоить этот вопрос. Интерес среди молодого поколения к футболу вообще заметно снизился. Поэтому мы запустили программу лояльности Spartak Kids, которая, судя по откликам и количеству участников, работает правильно. Недавно в рамках этой программы в пресс-центре «Открытие Арены» прошла пресс-конференция, во время которой юные болельщики задавали вопросы Денису Глушакову, Зе Луишу, Квинси Промесу и Артему Реброву. В этом мероприятии участвовало более 100 детей, и было очень весело! Кстати, наш новый клубный музей, который уникален не только с точки зрения собранных артефактов, но и по техническому оснащению, также способствует росту количества наших болельщиков. Хотя все прекрасно понимают, что в первую очередь на это влияют результаты команды. — «Спартак» в Москве — это не только футбол, но и хоккей. Существует ли на данный момент какое-то взаимодействие между футбольным и хоккейным клубами? — Конечно. На хоккей приходят в большинстве своем наши футбольные болельщики, поэтому мы обсудили с хоккейным «Спартаком» вопросы единой политики. То же самое, кстати, относится к мини-футбольному клубу, который, правда, выбыл из Суперлиги. Что касается руководства международного физкультурно-спортивного общества «Спартак», то с ним у нас тоже есть взаимопонимание, однако очевидно, что обществу для развития необходима серьезная государственная поддержка.

«Победа “спартака” была бы выгодна всему российскому футболу»
© Коммерсант